Мусульмане — евреи сегодня?

Мусульмане с Кавказа и из Средней Азии активно мигрируют в «исконно российские» города. Из родных мест их гонит нужда и насилие. На новом месте они держатся друг за друга, помогают вновь прибывшим. Их все больше, они все заметнее, и местное население взирает на них с опаской и неприязнью — примерно так же, как сто лет назад на евреев

Иллюстрация: Bridgeman/fotodom.ru
Иллюстрация: Bridgeman/fotodom.ru
+T -
Поделиться:

Любое сравнение между евреями и мусульманами будет натянутым. Хотя бы потому, что мусульман в мире где-то между 1,6 и 2,2 миллиарда —  то есть их как минимум в 100 раз больше, чем евреев. Тем не менее и те, и другие несколько веков жили в Российской империи и в ее государствах-наследниках, СССР и России.

Несмотря на существовавшие ограничения, некоторым мусульманам и евреям всегда удавалось поселиться в больших городах, ассимилироваться и даже занять высокое положение в обществе. Многие старинные дворянские семьи в России имеют татарские и кавказские корни. Но в массе своей и евреи, и мусульмане были на периферии российского общества, оставаясь инородцами и иноверцами.

Евреи черты оседлости в западных и восточных губерниях Российской империи начали массово мигрировать на рубеже ХХ века. Изначально их сорвали с места погромы, и ехали они главным образом за океан. В Нью-Йорке, в нижней части Ист-Сайда, к началу века было более миллиона евреев из Российской империи. Театры на идиш вдоль Второй авеню состязались в популярности с «американским» Бродвеем — на который вскоре потянулись и выходцы с Нижнего Ист-Сайда, — а тираж ежедневной газеты «Форвартс» был ненамного ниже тиража самой могучей «Нью-Йорк Таймс». Даже в 1930-е годы в Нью-Йорке оставалось множество радиостанций, вещавших исключительно на идиш.

В Москву евреи получили свободный доступ лишь после революции, и воспользовались они им в полной мере. За 20-30-е годы еврейское население столицы выросло с 15 тысяч перед началом Первой мировой войны до 250 тысяч в канун Второй. Еще 50 тысяч проживало в 1939 году в Московской области, где до революции евреев почти не было. Таким образом, где-то за 20 лет еврейское население Москвы и области увеличилось в 20 раз.

Насилие, война и крайне ограниченные возможности стали причиной и сегодняшней миграции мусульман —  а также немусульманских народов Кавказа — в Россию. Местное население их также встречает недоброжелательно, враждебно, а иногда и погромами. Новых мигрантов, особенно с Кавказа, обычно обвиняют в том, что они «бандиты», «ведут себя нагло», «многое себе позволяют». 

Евреи, наоборот, не считались особенно буйными. Но это далеко не всегда соответствовало действительности. В конце XIX и в начале ХХ века на юге России и в Малороссии действовали многочисленные банды налетчиков-евреев, в Одессе и Ростове была еврейская организованная преступность. Множество слов в воровской фене происходит от идиш.

Евреев боялись не за уличное хулиганство, а за темные заговоры и за ритуальные убийства. Боязнь, основанная на мифах, легендах и предубеждениях — удел многих иммигрантов и чужаков. В стране иммигрантов Америке, где на протяжении ее истории довольно однородному англо-немецкому белому населению много раз приходилось сталкиваться с довольно экзотичными группами, боязнь, ненависть и конфликты сопровождали все новые волны иммиграции — от японцев («желтая опасность») до итальянцев («мафия»).

Разница только в том, что итальянцы в Америке были предметом частной ненависти их соседей. Сто лет назад на евреев накладывались официальные ограничения, и дискриминация и официальный антисемитизм существовали как в России, так и на Западе.

Мусульмане сегодня тоже стали объектом государственной политики. «Война с террором» ведется, по уверению всех политических деятелей, против радикального ислама, а не простых законопослушных мусульман. К простым мусульманам уже дважды обращался Барак Обама, первый раз в Каире, а теперь, в мае, из Вашингтона, уверяя их, что весь мир поддерживает их демократические чаяния. Тем не менее простые мусульмане в это во все верят мало, потому что как от «войны с террором», как и от самого террора, во всем мире им достается больше всех. А «терроризм» тем временем дает прекрасное обоснование и прикрытие для религиозной и этнической ненависти.

Комментировать Всего 36 комментариев

Очень интересное сравнение. 

Сравнение притянуто за уши, на мой взгляд. И дело не в пропорциях. Евреи, переезжая из бывшей черты оседлости, в массе свой отходили от традиционной еврейской жизни и даже "еврейских" профессий. По сути, выделялись только те евреи, которые обладали ярко-выраженной специфической внешностью. С мусульманами в современной нам России ситуация другая - они поддерживают привычный образ жизни, насколько это возможно в городе, они выделяются. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Согласен, что сравнение натянуто, Илья.

Не совсем согласен по поводу ассимиляции. Еврей были первой диаспорой, которая не ассимилировалась. Оставалась еврейской среди достаточно однородной массы европейцев. Не только в России. Это даже больше было выражено в Австрии, Венгрии, Германии. Мусульмане наверно сегодня более верующие чем советские евреи в 20-е годы. Не не менее чем австрийские в конце 19 века.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Ничего не знаю про ассимиляцию в Австро-Венгрии и поэтому использую то, что видел и знаю сам - истории жизни моих бабушек-дедушек и немногими неродственниками того поколения, с кем удалось пообщаться. Если говорить непосредственно о родственниках - один из прадедов еще соблюдал какие-то традиции, после переезда в Москву, ходил в синагогу на Архипова, а деды не знали даже чему посвящены и когда отмечаются праздники. Бабушка что-то смутно помнила.

Чтобы почувствовать разницу, приезжайте в Москву, походите по городу, в пятницу вечером подойдите к мечети на Олимпийском проспекте. Уж про Курбан-Байрам или Рамадан я и не говорю. Разница огромная. И это не хорошо и не плохо, на мой взгляд - просто факт.

про ассимиляцию в Австро-Венгрии всегда можно почитать Фейхтвангера. а со всем остальным полностью согласна. 

нет, с Фейхтвангером ошиблась. все-таки там Германия, не Австро-Венгрия, конечно. но ассимиляция не очень отличалась, наверное... 

Нет, ассимилияция и количество евреев в Германии и Австровенгрии отличались разительнейшим образом. Антисемитизм Гитлера--типично австрийское явление. Интересны в этом отношении журналистские работы Йозефа Рота. Он был австрийский еврей, но крайне ассимилированный. После перетрясок Первой мировой войны и Гражданской войны в России, в Австрии было множество беженцев из Восточной Европы, из бывшей Российской Империи. Он о них пишет, но очень отстраненно. Он был, главным образом, Австриец.  А они--евреи. 

Минуточку! Мы ж про 19-ый век вроде говорили, касательно Австро-Венгрии. До Гитлера еще дожить надо. 

Гитлер родился хорошо в 19 веке. В 1889 году. Ассимиляция в Австро-Венгрии и в Германии началась примерно с 1848 года, то есть серьезная волна началась, после прихода Франца Иосифа на трон, и после компромисса с Венгрией о создании Двойственной Монархии (как это по русски), когда кончилась реакция против Венгрии. Это было в 1867 году. Хотя в Германии--во всяком случае во Франкфурте--евреи получили много свобод, Германия не об'единилась до 1870 года. И евреев там было очень сильно меньше, конечно.

Понятно. То есть ты имел в виду не австрийских евреев, а беженцев. Это разные вещи, да. Рота читала. 

Нет, не беженцев. Австрийских евреев. Тех, кто в реформные синангоги ходили.

Ты меня запутал. Пойду заново учить историю. 

Я, надеюсь, не совсем дикий. Уж Фейхтвангера читал точно:) Просто не считаю художественную литературу, даже очень хорошую, достоверным источником.

Илья, ну я ж не Вам лично! :))) Я так, гипотетическому читателю :) 

А нас тут по пальцам одной руки можно пересчитать. Гипотетическому читателю тема не интересна, видимо:)

Гипотетический читатель читает, но не комментирует. Я тоже очень сомневалась в его существовании, но тут недавно одна знакомая звезда футбола процетировал на своем ФБ Чичваркина. Думаю, где же я это видела уже?! Cпрашиваю: "Ты это на Снобе вычитал?" - "Да!". Ну и мне наши девушки (Лилиана Лосс и Лена де Винне) много подобных историй рассказывали. 

Ну, не зная как ваши, мое бабушка с дедушкой приехали из Киева в 20-е годы в Москву.  Бабушкина семья уже даже в Киев была значительно ассимилирована. Дед читал на иврите, и у него были даже какие-то религиозные книги дома. Однако нельзя забывать тот факт, что в 20-е годы религия подвергалась гонениям.

Мусульмане в массе своей более религиозные, возможно. Они скорее похожи на сефардов из Средней Азии в этом отношении.

Мои из Белоруссии, примерно тогда же.

Из Средней Азии - бухарские евреи, они не сефарды. Их история по разным версиям тянется от евреев Персии или переселенцев из более западаных земель античного времени.

Если говорить о религиозно-общинной стороне дела, то ислам и мусульманские общины безусловно более монолитны, чем иудаизм.

Не очень монолитны. Этническая разница чаще всего побивает религиозную общность. Интересно, что народы Кавказа, сильно друг с другом враждующие дома, в Москве скорее показывают сплочение--причем мусульмане и христьяне чаще находят общий язык тут. С чего бы это?

Я написал всего-лишь "более".

Не знаю каким образом мусульмане и христиане в Кавказа находят в Москве общий язык. Скорее всего дело просто в общей географии. Знаете, пермяки или ростовчане в Москве тоже проще найдут общий язык друг с другом, чем с коренными москвичами.

Просто их очень трясут на улицах, и в газетах запросто пишут в об'явлениях--сдадим квартиру лицам славянской национальности (что как рассказывают мне мои друзья, теперь включает и евреев). Мерси боку. Приехали.

Идиоты везде есть.

Пишут и такие объявления, сам их вижу иногда.

На самом деле те кто пишут эти объявления имеют в виду не мусульман (т.е. не то что они сдают жилье только не мусульманам), а скорее всех людей с неевропейской внешностью. Поверьте, те кто это пишут, вьетнамцам свое драгоценное жилье тоже не сдадут.

Ну да. Но когда пишут "евреев просьба не беспокоиться", хоть мы знаем, что и мусульман тоже они на работу не возьмут или квартиру не сдадут, но приятнее от этого не становится.

Да, и еще

Я не специалист по иудаизму, но насколько я знаю, евреи делятся на Ашкенази и Сефардов. Хотя слово сефердим происходит от страны Испании, сефардами зовут по моему всех восточных евреев, например горских и грузинских, и бухарских, которые судя по языку хотя бы персидского происхождения и никогда не были в Испании. Но также не были в Испании и евреи Йемена. В Морокко, например, была община тех, кого изгнали из Испании в 1498 году, но также когда они приехали туда, там была своя община корнями уходящая ко временам до изгнания евреев. У них были не испанские фамилии, как у вновь прибывших, а древнееврейские. Бар-Рабин, или Бар-Абрамович, что-то в этом роде.

Не совсем так. Название отдельных групп связаны не только с географией, но и с языком бытового общения. У сефардов это - ладино, у ашкеназов - идиш. Бухарские, грузинские и горские евреи не использовали ни тот, ни другой. Как и кочинские и другие обособленные группы. Такие группы обычно рассматриваются отдельно.

Мусульмане - определение религиозное. "Евреи" же, скорее, этническое.

Хотя формально они связаны с религией, но ошметки ритулов последней, вроде зажигания свечей в пятницу и традиционных блюд, практически ничего общего с иудаизмом не имеют.

Еврейские обряды, в среде не посещающих синагогу, а таких, "не охваченных", в Америках, Европе и Израиле, полагаю, большинство, носят характер остатков традиции и клановости. Многие, по исторической и социально-экономической принадлежности, автоматически и в чем-то заговрощицки, что ли, сразу пытаются распознать является ли собеседник, встречный - евреем.

Большинство же мусульман просто не могут не принадлежать к мечети и религиозной идеологической группе.

И у тех и у других (у мусульман, мне кажется, меньше) есть прослойка ассимилирующихся, пытающихся раствориться в окружающей среде. Евреям, как мне кажется, среда не очень-то дает забыть кто они такие. Парадоксально, выходцам из мусульманских стран, особенно до "войны с террором", вызванной поляризацией сил использовавших трудную ситуацию противостояния на ближнем востоке в и вокруг Израиля, удавалось это стремление к ассимиляции в большей степени. Их идентифицировали со страной происхождения во-первых и по религиозной принадлежности только во-вторых. Это изменилось после "9/11".

К сожалению, теперь "умеренным" мусульманам не дают забыть, что их "улица" спонтанно поддерживает антиизраильские и антиамериканские настроения.

Вот Обама пытается внести в этот процесс некую конвергенцию.

Доживем - увидим.

Вы правы, конечно, и я уже соглашался, что сравнение в некоторой степени натянуто.

Но мне кажется сравнение ближе в реакции "коренного" населения на приезжих.

О чем дискуссия?

Всем добрый день!

Я почитал материал и уже в конце поймал себя на мысли: "А о чем вообще здесь написано? Какая цель этой дискуссии?"

Честно скажу, что когда представители определенной этнической группы относятся к ее традициям с такими формулировками как "ошметки ритулов последней" - это вызывает определенную горечь, где-то тошнотворную!

Участники этой дискуссии еврейского происхождения должны помнить, что те, кем они сейчас являются (я имею ввиду интеллект) безусловно генетическое продолжение тех самых ортодоксальных евреев, которые могли выжить только становясь умнейшими и сильнейшими (не у всех конечно это получилось).... эта черта к интеллектуальному познанию, анализу и т.д. возникла как следствие изучения Торы, Талмуда и др. религиозной литературы нашими предками, что всегда требовало неординарных интеллектуальных способностей!

А теперь получается так - посмотрите какие мы selfmade, да да - это мы сами выучились! Но учитывайте генетитическую наследственность и хотя бы относитесь с элементарным уважением к своим предкам! А то так и получится, как написано в книге Эклезиаст: "Нет памяти о прежних поколениях, и о последующих, которые будут, не останется памяти у тех, что будут после".

К сожалению ничего не изменилось! Антисимитские настроения на уровне насаждаемой идеологии всегда были уделом самих евреев! Такое ощущение, что какие-то комплексы определенных представителей заставляют глумится над этногруппой, к которой они пренадлежат! У меня есть только одно замечание. Еврейство и иудаизм никогда не были миссианскими, они никогда не "агетировали" примкнуть к ним и так далее. Просто живет группа по своим законам и традициям - никому не мешают, не агрессивны .....но это видимо и бесит многих!

Алексей,

Не знаю где Вы прочитали неуважение к предкам. Надеюсь, не у меня.

А в последнем абзаце Вы допускаете распространную ошибку. Евреи очень даже агитировали, только было это на заре появления иудаизма, 2-3 тысячи лет назад. Даже в Торе есть свидетельства прозелитизма. В раннем Средневековье обращение не-евреев было запрещено раввинами и как более-менее значимое явление сошло на нет.

Но к мусульманам современности это все имеет очень мало отношения.

Не знаю про это. Социальный дарвинизм считается биологами лже-наукой. У умных хасидских евреев очень часто бывают очень глупые дети. И наоборот.

"не агрессивны" - а на чем основано данное утверждение? :=)

(понятное дело, в праве на "быть агрессивным" отказываю)

не вникая в "суть написанного" замечу одно  - по-моему это один из первых материалов на СНОБЕ  о мусульманах, который не носит явного "антимусульманского" подтекста. 

Это неверно, Виталий. Мы публиковали несколько материалов, с которыми наши например Израильские подписчики были в корне не согласны.

ну материал может не нравиться жителям Израиля, но он может быть и НЕ про мусульман.

Про мусульман этот первый из того что я помню. 

Это верно, хотя я никогда не видел у нас редакционных статей положительно относящихся к правым националистическим партиям Европы, которые прежде всего антимусульманские. И выступления т.н. футбольных фанатов в декабре освещались совсем не в анти-мусульманском ключе.

Сегодня в Общественной радиопрограмме PRI's The World много времени уделялось репортажам об аресте генерала Ратко Младича. Было интервью с голландским комментатором. В Голландии об этом много пишут и в стране сегодня по-настоящему радость и облегчение, потому что Младич наконец арестован и вскоре должен предстать перед трибуналом в Гааге по обвинению в военных преступлениях. Голландец рассказывал о свеом знакомом, который был одним из "голубых касок", миротворцев в Сребренице, где сербская милиция под началом Младича расстреляла 8 тысяч безоружных, связаных мусульманских мужчин и мальчиков. Этот человек спился, говорит журналист, не смог пережить того, что там видел.

Но не в этом дело. В Голландии многие испытывают чувство национальной вины за гибель этих мусульман в Боснии. Для нас это так же, как Шоах--когда мы не смогли спасти от гибели своих евреев, говорит он. Включая беженцев из Франкфурта, семью Франк. К сожалению, среди детей расстрелянных в Сребренице не было никого, кто мог бы стать таким вот красноречивым символом жертв геницида и военных преступлений.