Планета не вынесла качков
Есть колоссальная разница между фитнес-клубом и тренажерным залом. Подруга Маша, которую мне удалось в начале года затащить в фитнес-клуб, вот уже пятый месяц упорно ходит на месте по беговой дорожке, занимается йогой, но даже самому могучему тренеру не под силу затащить ее на тренажеры. Причем чем сильнее тренер, тем меньше у него шансов, потому что Маша панически боится мира громыхающих блочных конструкций и его обитателей.
Я, кстати, отлично ее понимаю. Из десяти лет, что я занимаюсь фитнесом, первые два года были сущим адом, испытанием воли и мучительным преодолением неуверенности в себе, которую вселяли окружающие высокомерные бодибилдеры и портреты их кумиров на стенах. Лишь на третий год, когда мой рабочий вес уже не был постыдно маленьким, я стал спокойно переступать порог тренажерного зала. Теперь-то я понимаю, что постыдно маленьких весов не бывает, но до этой мудрости нужно дойти самому, и рекламные плакаты с лоснящимися анаболическими монстрами этому не способствуют.
На прошлой неделе я был в Индии, где с наружной рекламой дела обстоят как в Москве десять лет назад. Так вот, на фасадах джимов (особенно в провинциях) там красуются знакомые до боли улыбчивые обладатели богатых тел, которые «хоть сейчас в анатомический театр». Ни малейшего желания зайти внутрь эти вывески не вызывают.
Ровно обратным эффектом обладают рекламные ролики американской сети фитнес-клубов Fitness Planet. В них профессиональные бодибилдеры выставлены гипертрофированными кретинами, у которых от простых задач коротит мозг. Например, на вопрос, чем вы занимаетесь в жизни, бронзовый детина отвечает: «Поднимаю шутки вверх и опускаю вниз» — и на этом теряет способность к диалогу:
А вот чернокожий бодибилдер в чем-то вроде закрытого бикини впадает в мистический экстаз от просьбы подписать контракт:
С его собратом случается берсерк, когда ему удается завязать шнурки:
И так далее — авторы рекламы открыто издеваются над культуристами, сообщая зрителю, что «это не их “Планета”, а ваша».
Довольно резкое заявление, особенно для наших ушей: с уходом жертв мышечной гипертрофии мой фитнес-клуб в центре Москвы опустел бы на добрую треть. Впрочем, наверняка американские маркетологи все хорошенько просчитали, прежде чем объявить, что качкам тут не место. Наверняка решение пожертвовать фанатами становой тяги ради привлечения тонкоруких неофитов коммерчески оправданно.
«Безусловно, оправданно, — подтвердил мои домыслы автор методики Complete Body Development и участник проекта «Сноб» Алекс Резник. — Это в России персональные тренеры в основном перекачаны. А для Америки рекламные ролики Fitness Planet — это, конечно, шутка на тему прошлого, а не настоящего. Здесь тоже есть бодибилдеры, но сейчас их мало, может, процентов пять от всех посетителей тренажерки, а раньше было пятьдесят. Раньше ими восхищались, теперь над ними смеются: все понимают, что это не здоровье, а гротеск».
Провокационная реклама Fitness Planet — это попытка полностью откреститься от анаболических бодибилдеров прошлого и поприветствовать всех остальных, мол, хватит толпиться на беговых дорожках и в классах групповых занятий, милости просим в зал.
Тем более что в разумных количествах силовой тренинг очень удачно дополняет любые групповые занятия и практики body&mind. «Я сторонник комбинации самых разных нагрузок: йоги, силовых, плаванья и так далее, поэтому моя программа и называется Complete Body, — объяснил мне Алекс Резник. — Когда делаешь что-то одно, тело приспосабливается и перестает совершенствоваться. Потому что йога не может укреплять кости или сердечно-сосудистую систему, как, например, функциональный тренинг».
На днях колумнист сайта Slate Люк О'Нил разразился пламенной колонкой по поводу «оскорбительной» рекламной кампании: дескать не очень-то и хотелось, был я в вашей «Планете», зона свободных весов так себе, и вообще после такой дискриминации по мышечному признаку ноги моей у вас не будет.
Лично я при всем уважении к железу и его фанатам этого негодования не разделяю. По-моему, это очень гуманно — избавить новичков, которым и так несладко, от ощущения отчужденности. А бодибилдерам стоило бы немного подкачать самоиронию.