Алексей Кузьмичев
Алексей Кузьмичев

 

Однажды у девятиэтажного блочного дома, где я жила, припарковался Smart. В поселке Заречье Мос­ковской области он скорее походил на космолет, нежели на автомобиль. Из него выгрузился двухметровый мужчина, который только что пре­одолел три тысячи километров от Парижа до Москвы в машине, в которой еле умещался. «Владей!» – сказал он, присаживаясь на лавку у подъезда. Тогда я поняла, что этот автомобиль абсолютно не подходит для дальних путешествий. Правда, оценить героический поступок друга я смогла лишь несколько лет спустя, когда уже сама перегоняла мой второй Smart из Петербурга в Москву.

Многие из тех, кто хотя бы раз ездил на Smart по Москве, удивляются, что есть водители, которым это нравится. Перед покупкой второго Smart я на несколько лет уезжала из Мос­квы в Европу и успела подзабыть, что бомбилы на «Волгах» презрительно называют эту машину «капсулой смерти» и, демонстративно не замечая, подрезают в плотном потоке. Так или иначе, получив новый контракт на работу в Москве, я продала «Мер­седес» Е-класса и задумалась, не купить ли мне опять Smart.

Промучилась несколько недель. Как только меня не отговаривали: «по МКАД на нем страшно», «ну ты же не в Ницце живешь» и, наконец, «это же вообще не машина». Конечно, меня радовала перспектива платить за бензин примерно пятьсот рублей в неделю, что при всех вариантах развития сценария трудоустройства позволяло не ограничивать свободу передвижения. Меня, конечно, не радовала перспектива терпеть хамство водителей на «Волгах». Но я убеждала себя, что научусь не обращать на них внимания.

Corbis/RPG
Corbis/RPG

 

Все, кто имеет опыт езды на Smart по Москве, знают, что на нем очень удобно передвигаться по столичным пробкам. «Успеваешь уезжать из заторов быстрее, чем кто-то "полноприводный" сообразит, что пора бежать», – делится впечатлениями член клуба «Сноб» и президент «Евросети» Александр Малис. Летом он ездит на недорогом кабриолете Smart Roadster. К тому же Smart можно парковать не только вдоль тротуара, но и перпендикулярно, например между стоящими внедорожниками. И так делаю не только я. Вот архитектор Ольга Гринлис, которая два года отъездила на Smart, говорит, что это единственный, кроме мотороллера, транспорт, у которого в центре города нет проблем с парковкой: «У него довольно большой дорожный просвет, и на бордюры он влезает прекрасно. У моего ничего особо не ломалось. Были только мелкие аварии по причине моей рассеянности».

В Москве до сих пор нет (и, кажется, не ожидается) авторизованного, настоящего Smart-сервиса. Так что даже заказ новых дворников заканчивается многонедельным ожиданием. К тому же, будучи «Мер­се­де­сом», Smart – недешевая машина. В моем случае покупка и доставка стоили примерно четырнадцать тысяч евро.

Григорий Бурцев
Григорий Бурцев

 

Конечно, если у тебя Smart, невозможно без привлечения третьих лиц переехать из одной съемной квартиры в другую в один прием, что с легкостью позволял исполнить Е-класс. Зато ты – последний, кому соседи выкинут с балкона на капот диван. Да-да, именно диван спланировал на Pajero Sport моей подруги. Если у тебя Smart, то соседи во дворе с тобой доброжелательно здороваются. Водители популярных на московских дорогах Porsche Cayenne весом под две с половиной тонны аккуратно притормаживают в пробках, чтобы пропустить тебя из крайнего правого ряда в крайний левый. Вла­дельцы дорогих спортивных машин с энтузиазмом останавливаются рядом на светофорах, чтобы заглянуть в окно и с улыбкой поднять большой палец вверх.

О чем я обычно и рассказываю друзьям, многие из которых недоумевают, почему я снова езжу на Smart по Мос­кве. Если честно, с рациональной точки зрения у него много минусов. Но весь фокус в том, и в этом я солидарна с архитектором Гринлис, что это лучшая «представительская» машина для человека творческой профессии. Ну а если ты топ-ме­нед­жер крупной компании? Как посмотрят на Алек­сан­дра Малиса, когда он приедет на такой машине на деловую встречу? А Ма­лису на это вообще наплевать: «Для меня нет представительского или непредставительского класса. Машина – это штука, которая меня возит. Я могу купить себе любую, какую захочу. Но мне не нужна машина, которая бы показывала мой статус. Кто я такой, и так знают все, кому надо. А Smart люблю за то, что когда на нем едешь, то резко отличаешься от окружающей тебя действительности».

А владельцы московских бронированных внедорожников могут сколько угодно говорить, что Smart – не машина.С