Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Максим Котин

Максим Котин: Олухи царя небесного

Прежде чем размышлять о модернизации, кризисе многопартийности, правах секс-меньшинств, гражданском самосознании, русской идее и прочих глупостях, следует выйти в интернет и посмотреть объявления об аренде московской недвижимости

Иллюстрация: РИА Новости
Иллюстрация: РИА Новости
Фрагмент репродукции картины М. В. Данцига
+T -
Поделиться:

Ныне счастливому обладателю лишних метров дарована возможность разместить вместе с объявлением фотографии своих бесценных апартаментов, и этот дар свыше превращает унылый реестр объявлений в виртуальную замочную скважину, через которую можно если не подглядеть интимные моменты человеческой жизни, то хотя бы поглазеть на диван, на которых эти моменты имеют место. И зачастую после осмотра дивана больше ничего и не требуется.

Беспристрастное техническое око, произведенное на свет трудолюбивыми азиатскими руками, фиксирует современный московский быт с обезоруживающим беспристрастием и рисует перед нами истинную, а не выдуманную картину благосостояния москвичей и их психического состояния.

Известно, что русский человек живет вовне, а не вовнутрь — то есть для других, а не для себя (отсюда хроническое неумение получать удовольствие от жизни и высокие доходы продавцов псевдороскоши). Поэтому, чтобы понять русского человека, не надо смотреть на его ботинки или марку автомобиля. Надо смотреть на то место, где он спит. И тут мы увидим величественную картину, которая не очень-то вяжется с полюбившейся многим надписью «Дольче и Габбана» во всю спину большими буквами с блестками.

Перед глазами одна за другой предстают тесные собачьи конурки (не хватило запалу пройти бюрократическое чистилище согласований, чтобы раздвинуть стены). Обои розами (даже в конуре должно быть красиво). Пожелтевший тюль на окнах (а чтоб не подглядывали). Классика жанра: два ковра в одной комнате — один перед диваном, другой над ним (здравствуй, дорогая аллергия). Напротив дивана никуда не исчезнувшая стенка (давно пора телевизор выкинуть — ничего там интересного не показывают, а у людей до сих пор стенка). Вот так живут успешные профессионалы в без пяти минут финансовой столице мира.

Вы хотите возразить, что все это не квартиры для успешных профессионалов, а жилища маргиналов, пенсионеров и гастарбайтеров? Если бы. Гастарбайтеры живут на подмосковных дачах по пять человек в комнате, а вся эта красота стоит тысячу-другую долларов, плюс залог (который у вас скорее всего зажмут, когда будете съезжать). Не каждый работяга может позволить себе такое удовольствие. Причем так живут самые активные граждане страны — приехавшие из других городов, чтобы строить карьеру.

Хорошо, в сдаваемое жилье намеренно тащат всякое старье, которое не жалко, в расчете на то, что арендаторы либо поломают, либо выкинут. Да и что вы вообще хотите от изведенного двузначной инфляцией столичного обывателя, сдающего квартиру, которая досталась ему от почившего дедушки? Однако если вы обратите свой встревоженный взор на дорогие апартаменты, которые в расчете на людей действительно обеспеченных сдаются с обстановкой и «дизайнерским ремонтом», то увидите зрелище еще более устрашающее и в некотором смысле еще более обезоруживающее.

А увидите вы белые кожаные диваны, перекочевавшие в интерьеры московских обеспеченных обывателей из восточноевропейских порнофильмов (единственное достоинство этих диванов в том, что с них легко смывается сперма). Умопомрачительные, невиданные гидротехнические сооружения в ванных комнатах (лишенные какого-либо практического применения, навороченные чисто ради красоты). Колонны и арки в дверных проемах, без которых не обходится ни одно «элитное» жилье (они, должно быть, внушают жильцам мысль о том, что жильцы эти являются кем-то вроде обитателей греческого Олимпа). А еще имитации каменной кладки в прогнившей панельной многоэтажке на Третьем транспортном, фальшивую лепнину на потолке, леопардовые покрывала, пальмы в кадках, искусственные камины с инкрустацией, дичайшие картины на стенах, золотые канделябры с торчащими из них лампочками, и т. д., и т. п.

Всюду вместо честности материала, простоты решений и независимости суждений — фальшь, подделка, излишество, вычурность, крикливость, кич и дичь. И хотя ясно, что когда-нибудь за все это будет стыдно если не самим владельцам дорогостоящих метров, то их детям, все будет сломано, переделано и выброшено на помойку, все же, когда понимаешь, что именно на такое вот великолепие сегодня растрачивается нефтегазовое «достояние республики» (во всяком случае то, что не удается вывезти за границу), начинаешь рыдать прямо за компьютером. Хочется кого-нибудь стукнуть.

Вы и сами, наверное, найдете происходящему с десяток объяснений — в диапазоне от философского «нет накопленной поколениями положительной практики устройства пошлой мещанской жизни» до реалистического «диваны такие, какие нравятся гостям из нефтеносных республик». Однако как бы вы это ни объясняли, но вот так выглядит настоящая, реальная Москва, которую не показывают в прайм-тайм в телесериалах про жизнь российского среднего класса, которую сложно соотнести с «Кофеманией», Твиттером и небоскребами в «Сити» и про которую в определенных кругах принято делать вид, будто ее нет. Будто человек-айпад существует в одной реальности, человек-золотой канделябр пребывает в другой, а человек-телестенка в третьей. Однако стоит хотя бы раз совершить трансцедентальное путешествие на периферию коллективного бессознательного сограждан и отправиться на сайты агентств недвижимости, чтобы убедиться: никакой другой реальности просто не существует.

Люди с айпадами, люди в скоростном поезде «Сапсан», люди в небоскребе, люди в «Кофемании», люди перед телестенкой, люди за желтым тюлем, люди на белых порнодиванах, люди-джакузи и люди в собачьих конурках — это одни и те же люди. Это те же люди, с которыми вы пытаетесь поговорить о модернизации, кризисе многопартийности, правах секс-меньшинств, гражданском самосознании, русской идее и прочих глупостях. Наивные, смешные, лопоухие, конопатые, чумазые, блаженные… так и тянет сказать «дикари». Пусть будет: «олухи».

Комментировать Всего 63 комментария

Кажется, символично это (заголовок) называется по-польски: Konie Pana Boga. Кони, но Господа Бога. Все к чему нибудь нужны Ему... А вы на что рассчитывали, среди кого поселиться?

Эту реплику поддерживают: Виктор Майклсон

А я ни на что не рассчитывал. Я стараюсь действовать по ситуации))

По-новому осмотрел свою холостяцкую минималистичную квартиру. Нет коворов на стене, стенок напротив дивана, но и диван не бело-кожаный, канделябров тоже не нашел. Зато понял, что все, что необходимо есть, и ничего лишнего. Кажется, еще не впадаю в крайности)

Уникальный случай! Вызывайте съемочную группу))

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова, Алексей Воеводин

снял квартиру в Москве 9 месяцев назад. У меня ничего похожего. Перед тем как снять, посмотрел штук 12 квартир на фотографиях и 7 вживую. Похожее видел на 5 фотографиях (потому и не пошел) и 1 раз вживую. Процент сами посчитаете или помочь?

Надо бы снести профиль с сайта вовсе и больше никогда сюда не ходить. Но тогда будет не хватать мурашевских колонок, байеровского блога и комментов нескольких участников проекта. Развитие проекта в последние месяцы приняло такой оборот, что другого контента не хватать не будет.

Мы с Вами, Владимир, живем в каких-то двух разных городах. Вот только что ткнул наугад в квартиры от 65 тыщ. 

Конечно, не все поголовно такие, но отказать автору в возможности чуть заострить профиль — это, извините, все равно что у художника вырвать из рук кисточку.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Мы точно живем в разных городах. Я плачу реальных 60 тыс за реальную квартиру на реальном Болотном острове, где и близко нет вашей картинки - а реальный поиск ее я вам описал выше. Вы тычете в виртуальные картинки, заостряя виртуальной кисточкой виртуальный профиль. Ваша кисточка состоит из узнаваемых шерстинок: "повсюду", "одна за другой", "никакой другой реальности не существует", "дикари".  Мне ни про такую кисточку, ни про такой профиль дальше неинтересно. У этого контента есть своя целевая аудитория.

Ваша явно болезненная реакция довольно характерна. Это в принципе модель жизни определенного круга людей в Москве. Делать вид, что раз у меня и у моих друзей вот так — то и в целом общество вот такое. А оно не такое. Мои преувеличения не такие большие, как Ваши преуменьшения.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

я даже и не знаю, что делать - кроме прямого цитирования, которое уже применено - дабы показать вам, что ваши "преувеличения" в действительности в тексте являются абсолютизацией до 100 процентов. Это не я так вижу, это вы так пишете. Или там ниже - "cостоятельные люди, по моим сведениям, вообще все заказывают за рубежом, начиная от посуды и заканчивая тканью для штор". Та же фигня.(Состоятельные люди - это кто, кстати? Квантифицируете?)

так что мои преуменьшения может, и есть, но больше ваших преувеличений не могут быть никак. Чисто математически.

Я ни слова не сказал про "в целом общество вот такое". А вы кучу слов сказали ровно про это. И у кого тогда какая реакция - и какого определенного круга?:))

Эту реплику поддерживают: Николай Бабушкин, Сергей Тимофеев

У Вас, как следует из реплики ниже, риэлтор. А вы на циан, на циан сходите... без фильтра посмотрите на действительность — картина мира может и поменяется.

Но что-то мы зациклились, предлагаю сворачиваться.

Максим, из какой реплики внизу следует, что у меня риэлтор??? У меня нет риелтора. Я все свои квартиры в Москве искал сам. То на Циане, то где-то еще. Не бог весть сколько времени нужно провести на сайте и потом позвонить по 8-9 телефонам. А ездить все равно самому надо. А что увезти - что оставить, я тоже сам умею договариваться с хозяевами. Максим, приличный уровень дохода не означает, что человек становится небожителем. Ваш герой Чичваркин Аню Умку звал петь на день рождения, хотя мог бы и Рианну. Так что фильтр это я вам предлагаю поменять. Но тогда ваши тексты перестанут генерить трафик среди целевой аудитории Сноба.

Кстати, ваш слив на тему "преуменьшения" и "преувеличения" засчитан. ПРотив цитат из собственного текста и вправду попрешь с трудом.

А и правда, не следует. Думал, что это ирония... Но в целом, Владимир, Вы какой-то агрессивный, прямо даже иногда не знаю, как отвечать Вам. Про "сливы" замечу, что Вы тут единственный против основного посыла протестуете. Это если Вы не заметили

для анализа слива/не-слива количество голосов не имеет значения (особенно когда целевая аудитория уже прочищена). имеет значение признание/непризнание цитат. не признать их нельзя, поскольку они точны.

что до того, какой я, так я уже сам точно описал свою реакцию на обсуждаемый текст. Буаааа, сказал.

Эту реплику поддерживают: Сергей Тимофеев

Вы правда считаете, что есть какая-то разница в том, что описанное мною бедствие наблюдается в 60-70%, а не в 80-90% квартир? 

"что до того, какой я, так я уже сам точно описал свою реакцию на обсуждаемый текст"

"Какой я" и "какая реакция" — это опять же две разные вещи. Снова подменяете понятия. Осторожнее, войдет в привычку.

Я "правда считаю", что описание в терминах "повсюду", "одна за другой", "никакой другой реальности не существует", "дикари" выполнено по вполне определенной методике (обобщение до полной абсолютизации), несет вполне определенный месседж, преследует вполне определенную цель и не соответствует действительности. Я также "правда считаю", что ваши ответы - с аргументами "есть какая-то разница?", "вы тут единственный" и "вы агрессивный" - являются упражнением карася на сковороде.

Представьте ситуацию. Вы возвращаетесь с работы домой. Скажем, путь через всю Москву. Погода хорошая, отчего не прогуляться? И каждый второй человек, которого Вы встречаете на пути, ни слова не говоря, подходит и бьет вам в морду... пардон, по лицу. Окровавленный, едва живой, Вы приходите домой. Открываете ноутбук. И сломанными скрюченными пальцами пишете: В МОСКВЕ ПОВСЮДУ БЬЮТ.

 мне нравится динамика уточняемой частоты наблюдений. 100%-70%-60%-50%. Мы можем продолжить уточнения, if you wish

Продолжайте, прошу. Ваше желание отрицать очевидное и убедить всех, что мы живем на Марсе, зацепившись за цифирь, лично меня даже восхищает. 

OK. I let you have last word. Я отрицаю очевидное, я все преуменьшаю, я цепляюсь за цифирь. Вы дали объективную картину, ответили на все вопросы, не скрылись ни за какой риторикой и убедительной аргументацией покорили оппонентов. "Уебище я, хорошая ты" (с) Псой Короленко. Согласен.

Владимир, про профиль ничего посоветовать не могу ("...забудешь ты мой профиль горбоносый... и лоб в апофеозе папиросы..." (с)), а вот по поводу квартир - за последние 3 года - снимаю третью квартиру. Снимаю задорого. Искал в основном в циане - по совету друзей, в том числе и риэлторов. Даже там, где на фотогравиях - пристойно, в реале обязательно вылезет что-нить убого-совковое. А если квартира недешевая, то еще и убого-совково-с-претензией, что совсем невыносимо. Стенки и ковры - в 70% квартир до 2 тыс дол.

Вот как-то так....

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте, Елена Журавлева

на циане, конечно. не риэлторам же платить. И да, вылезет. Вот у меня деревянные половицы прибиты гвоздями - так что периодически хожу по дому с молотком, утапливать вылезающие гвозди. Надоедает, да.

Про обстановку - попросил убрать стеклянный стол с кухни и диван. Убрали без звука. Поставил икейский деревянный стол и свой футон из Женевы.

ужос ужос ужос в общем. 

все, завязываю с обсуждением этой темы посреди рабочего дня 

Эту реплику поддерживают: Виктор Майклсон

Автор! Откуда взяться вкусу и вменяемому минимализму у владельцев морей, пароходов и домов? Где почерпнуть им безукоризненность, красоту, функциональность европейского жилища, когда люди только 20 лет назад выползли из своих пятиэтажек, убогих панельных домов и только единицы проживали в сталинских  домах с достойными потолками и ЦКовских домах с большими кухнями и гардеробными комнатами, на улицах Алабяна и Лизы Чайкиной и на станции Пионэрская.

Вы слишком молоды и строги. А я помню время, когда купить обои можно было только в двух магазинах, нет, в трех. В «Тысяче мелочей» на Ленинском, в «Обоях» на Войковской и в «Обоях» на Таганской. Про кафельную плитку и прочее я молчу. Откуда взяться новаторской мысли, когда вкусы диктуют бездарные журналы, проплаченные производителями, когда люди давно разучились, и все еще никак не могут научиться заново, думать самостоятельно, а любой глянцевый журнал, является для них иконой стиля. И странно, что Вы так лояльны к американским звездам больших и малых величин, о жилищах которых регулярно крутят программы по мтиви, вот уж бездарность и роскошь в одном флаконе. Вы хотите получить в аренду апартаменты похожие на те, что построены 40-30-20 лет назад в Европе? Откуда. Откуда им взяться, когда в отечестве не было легкой промышленности, все спали на одинаковых диванах-книжках с полированными подлокотниками, у всех были одинаковые кухни и почти у всех были одинаковые люстры, белые плафоны с розочками, как будто вырезанными из поздравительных открыток и приклеенными  к этим плафонам. Я до сих пор вижу эти плафоны, когда гуляя с собакой заглядываю в чужие окна.( Знаю, что нехорошо).

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин, Сергей Тимофеев

На это можно было б возразить, что двадцать лет — ужас как много. И даже в деревне Гадюкино теперь есть непроплаченный производителями интернет. Можно буквально в одно мгновение зайти например в uTunes и послушать совершенно безвозмездно лекцию в Гарварде. Все доступно, многое бесплатно, информация распространяется как пожар. Но я возражать не буду. Потому что сам такой и мало чем отличаюсь от несчастных, описанных в тексте. И в общем-то считаю, что мы достойны снисхождения.

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Слушать лекции может тот, у кого есть в этом потребность, потребность знать и развиваться, т.е. пытливость ума))) Про интернет Вы ошибаетесь)) У моего друга дом за Снегирями, он сходит с ума от зависания)) Про снисходительность согласна)))

Да, но потребность — это внутренний барьер, а Вы до этого говорили про внешние. Внешних барьеров давно уже не осталось (или их стало сильно меньше). Все заборы остались в головах.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте, Алексей Воеводин

Я думаю внешние барьеры, формируют и внутренние, надолго оставляя их в головах. И потом опыт, опыт европейский веками передавался в наследство, а у нас все поубивали. Заборы еще и в том, что люди в большинстве своем не могут заработать на хороший диван, на тот, который им нравится и покупают то, что могут себе позволить. Состоятельные люди, по моим сведениям, вообще все заказывают за рубежом, начиная от посуды и заканчивая тканью для штор.

Ах мы гаденькие, ах мы грязненькие. Ах мы достойны снисхождения и вразумления, равно как и безвозмездных лекций. Ах я сам такой (ну тут вы, дорогие читатели, видите мой тонг ин зе чик, потому что мы-то с вами, дорогие)

буааа

Эту реплику поддерживают: Сергей Попов, Эмин Алиев

Теперь уже Вы, Владимир, начинаете заострять профиль, причем куда покруче, чем я. Есть разница между словами "смешные, наивные" и словами "гаденькие, грязненькие". 

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте, Алексей Воеводин

Максим,

Про деревни Вы, видимо читали в тех же глянцевых журналах, что и подражатели интерьерного стиля.

Тенденция на Снобе грустная. Главной нитью - все плохо! Все на выход!

Про плохо - я и сам все знаю. Подскажите, как лучше сделать. Если уж выбрали профессией вещать на публику.

Только без экстремизма, пожалуйста.

Что делать — по-моему, ясно как божий день)) Выкинуть стенку, ковер и золотые канделябры в придачу. Мне кажется, это намного легче, чем переезжать в Берлин. 

И затариться дровами в Икея.

Как Вы думаете, люди уехавшие бродить по холмам Монмартра, перед сдачей своих московских квартир, вывезли на свалку ковры и стенки?

Уж лучше ИКЕА... Про Монмартр не понял вопроса)

Значительная часть наших собеседников по Снобу родили и выросли в хрущевках с чешскими и югославскими стенками. А уехав (кто куда) многие сдают свое московское (питерское) богатство.

Но став европейскими эстетами, забыли свое коммунальное происхождение.

У нас большая часть населения ходят по нужде круглый год в зеленые домики в огороде. Им как быть?

Как известно, бедность не порок.

Но на мой взгляд, наши возможности сейчас намного опережают реальные наши достижения. 

В Ваших возможностях я не сомневаюсь

"Как же далеки они от народа!"

Честно говоря, не понял, о чем Вы

"Откуда взяться вкусу и вменяемому минимализму"

Сходить в Третьяковскую галерею на Крымском валу или в корпус Бенуа в Русском музее, для начала.

"Где почерпнуть им безукоризненность, красоту, функциональность европейского жилища"

В стране, где создали конструктивизм, такой вопрос просто неуместен.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте, Алексей Воеводин

Милая Нелли! Я пишу не о себе. Меня в Эрмитаж первый раз повели в 3 года. Те, кто ходили и ходят, те умели и умеют. Мы говорим о массах, которые  сначала ринулись приклеивать какие-то клеточные потолки, потом  покупали турецкую тюль, считая ее символом благосостояния, потом нефритовые столики и такие же стилизованные под старину телефонные аппараты. Это все простите мещанство.

В стране, в которой создали конструктивизм, потом долгое время строили убогое жилье, да и на том спасибо, потому что люди из подвалов и бараков перебирались жить в отдельные квартиры с душем и туалетом.

Млада, так я и говорю о том же, о чем говорит и Максим - было бы желание.

У "масс" нет желания. Не потому, что они изначально неспособны его испытывать, а потому, что в России до сих пор человек, хоть как-то отличающийся от других, даже интерьером квартиры, вызывает у окружающих неприязнь и отторжение.

Нефритовые столики - это не из-за врожденного отсутствия вкуса, это из-за врожденного страха быть "не как все".

О чем, собственно, и написал Максим.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

У масс нет возможности поставить даже просто большой диван из икеи, потому что квартиры с убогой планировкой. Потмоу что средняя зарплата в  Москве 25-30 тысяч рублей и люди до сих пор ищут то, что дешевле. И странно требовать от народа прожившего столько лет под гнетом Сталина, лагерей и арестов смелости не быть как все. Такую роскошь могли себе позволить номенклатурные семьи, и я видела в 70 годы эту ослепительную по своей роскоши мебель. Но моя мама и мечать об этом не могла со своей зарплатой. В стране не было ничего, откуда могла развиваться культура и эстетика быта, когда ничего не производили. Люди живут в тех условиях. которые создало государство. Вот платья шили и еще какие, а мебель делать не могли. И дачи строили по индивидуальным проекатм только  изестные архитекторы в Комарово.

Так вот свобода - она начинается с малого. С того, что человек позволяет себе жить не так, как все.

Деньги к эстетике вообще никакого отношения не имеют - я специально сегодня поехала к другу, отличному архитектору, обсудить эту колонку.

И мы пришли к одинаковому выводу - площадь квартиры неважна, даже на 36 кв. метрах (как у меня в Москве) можно сделать все так, что там будет приятно находиться.

И вот это: "не было ничего, откуда могла развиваться культура и эстетика быта" - это ведь не совсем правда. Все было, все есть и сейчас, только люди разучились развивать свой вкус, вот и все.

Нелли, согласен! Убивает имеено то, что в той же экономике можно было бы жить совершенно иначе. 

Я, например, в свое время не решился на большой ремонт дома с перепланировкой, рассматривая свою квартиру только как временное жилье. Ну там содрал обои, покрасил стены, отодрал линолеум, под ним отодрал убитый паркет, под которым обнаружился (тарам!) дощатый пол))), отциклевал и был счастлив.

Но как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. И вот эта доставшаяся мне идиотичность организации пространства просто убивает. То есть она унижает человеческое достоинство.

Знаешь ведь, что на этих же метрах можно все было устроить по-человечески, если бы люди думали про людей, когда строили. Это знание сводит с ума))) И каждый раз чертыхаешься, когда приходится обходить открытую дверь, чтобы включить в комнате свет)))

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Вы сами себе противоречите.  То Вы говорите о врожденном страхе быть не как все, и тут же пишете, что всё было. Было у единиц, а у народа ничего не было. Я достаточно проездила по провинциям, начиная с 1980 года, и видела, как живут люди, во что они одеты, какие у них квартиры и дома. Позволять себе жить не как все, это, прежде всего, уметь мыслить самостоятельно. Да и в принципе, квартира интересна тем, кто в ней живет. И порой очень скромные интерьеры не имели никакого значения, так как люди в них были неординарными. Что касается денег и эстетики, не соглашусь. Если бы у Вашего архитектора не было денег на картон, он бы не сделал ни одного макета. Во все времена были люди продвинутые и инертные. Однако, оказавшись,  первый раз в Италии в 1988 году, я была поражена той разницей, которая существует именно в культуре быта, в обустройстве домашнего хозяйства, планировки квартир, дворов, да что там дворы, у нас ручек таких для окон не было и для дверей! Мне мой жених привез из Италии ручки для окон, потому что у нас  они были алюминиевые, типовые как у всех. А там их было огромное множество, каких хочешь, и золотых и  стальных и полированных и матовых. Прогресс позволяет развивать вкус, а что у нас было развито. Наука и военная промышленность вместе с космосом. Красивый столовый сервиз в магазине Фарфор-Хрусталь на Кировской, стоил 280-320 рублей – зарплата доцента или СНС. А книги, все эти альбомы по искусству, которые я так мечтала купить, когда, наконец, начну зарабатывать деньги, от 20 рублей и выше. А сейчас людей вообще трудно за это осуждать. Им бы насущные проблемы реализовать, прокормить себя и детей, обуть, одеть, подготовить к школе и к институту, вылечить родителей. О какой эстетике можно говорить, когда все кроме Москвы и Питера живут очень тяжело и средняя зарплата в провинции от 5000 до  12000 тысяч рублей! Другие у людей заботы. Вот когда они свои первичные потребности удовлетворят, тогда они и будут думать об эстетике.

 

(вздыхает)

Млада, эстетика - он ведь не только в "красивом столовом сервизе" и золотой ручке для двери.

Эстетика - она в деревянном столе без скатерти и и самой простой миске белого фаянса на нем, в белых стенах и некрашеных деревянных полах.

Я, когда жила в своей первой квартире (комнате в коммуналке), в 17 лет, то поняла, что 25 кв. метров с потолками 3.80 и мраморным камином затмят любую мебель. Поэтому мебели у меня просто не было.

Поэтому "не было" не возможностей. Смелости не было, о чем мы уже говорили.  

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Я не за сервиз мадонна, но деревянных столов и мисок, по всей стране было хоть отбавляй. Спорить не будем, каждый со своим мнением)

ЗЫ Ручки были для окна) Человек увидел фоттграфии и просто привез новые ручки в простой геометии, без вывертов))

Я до сих пор вижу эти плафоны, когда гуляя с собакой заглядываю в чужие окна.( Знаю, что нехорошо).

я тоже люблю рассматривать чужую жизнь в окнах.

Да? Вы меня успокоили, Алексей. Правда, окна на Арбате гораздо интереснее. Там можно увидеть картины, и скульптуры и огромные книжные шкафы и люстры как на станции Площадь революции. А еще в Милане. Там в окнах можно увидеть манекены и цветы, и разбросанные на полу книги, карандаши ( из окна гостиничного номера).

А еще в Милане.

а я секс в окне смутно видел. в париже. большое окно такое в двухярусной квартире. а на втором ярусе кровать. дальше не скажу. а то вы клеймите так гневно, что в целях безопасности...

а еще из окна парижского отеля часто смотрел в окна жилого дома напротив. вечером любил за одной семьей наблюдать, а днем сбоку на школу.

а я секс в окне смутно видел.

Алексей! Да Вы просто маниак))) Секс, если не ты им занимаешься, достаточно забавное зрелище. Я никогда не видела в окнах такого действия. Вот голого соседа из дома напротив однажды случайно заметила, но не стала использовать свое положение)) Меня больше интерьеры интересуют))) И я не клеймю вовсе, я смеюсь))

И я не клеймю вовсе, я смеюсь

... буду знать! –))))) спасибо за ликбез))))

Про аренду жилья в Москве

можно написать поэму. Сколько снимала - попадались такие хозяева квартир, что каждый в этой поэме достоин главной роли. Для большинства сдающих - это халява, а не бизнес, и чего им вкладываться в ремонт или новую мебель. Соответственно, и налоги с этого дохода платят единицы (из "моих" хозяев никто не платил). Самое отвратительное - когда хозяева начинают разговаривать с тобой так, будто тебе огромное одолжение делают, разрешая пожить в своей халупе... В нашей стране квартирный вопрос портит всех, с какой бы стороны баррикад ты ни находился.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович, Елена Журавлева

О, тему владельцев я даже побоялся затрагивать. Это была бы поэма многотомная. Я когда въехал в свою первую квартиру, вскоре сломался холодильник "Саратов". "Странно, — сказала хозяйка. — Что это он, двадцать лет проработал, а тут сломался!" Странно, согласился я. Через неделю она обмозговала все получше и поделилась своей теорией, объясняющей странность: мол, это предыдущий жилец подменил холодильник на точно такой же Саратов, только поломанный.

У меня была замечательная квартирная хозяйка-художница, которая вместе с мужем-художником отправилась в какую-то дыру за 400 км от Москвы "учить деревенских детишек живописи". Раз в месяц она наезжала в Москву за квартирной платой. До 5 утра грузила меня разговорами о высоком (ей в деревне явно не хватало общения, а то, что мне к 9 утра на работу, ее мало заботило), а потом принималась разгребать склад живописных полотен за дверью в одной из комнат со словами "Сейчас я вам покажу портрет моего мужа". Портрет не находился, и она каждый раз практически подозревала меня в том, что я его куда-то дела. Из месяца в месяц сценарий повторялся с точностью до слова, пока однажды вместо нее не приехал муж. Он начал с того, что указав на стену, обвинительным голосом заявил: "А тут висел арбалет!" Театр абсурда просто :)

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин, Елена Журавлева

Да, общениес арендодателем — это часто словно визит к психотерапевту. И не всегда понятно, кто кого лечит))

Все-таки радоваться чужим недостаткам как-то неудобно. Лучше заняться самоанализом. Оказывается, из перечисленных улик имеет место 3-е кольцо, имитация кладки, правда не камня, а известкового кирпича, и – о ужас! – старый диван, причем он не белый кожаный потому, что на этом месте кончились деньги. Так что, надо за себя браться. Как учит Нелли, бегом в Третьяковку, или, на худой конец, по соседству на велосипеде в мельниковский Гараж, – 6 минут и уж я "почерпну безукоризненность", уж никто меня не укорит.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

Слушайте, отличные окна)) не по-московски. А диван да, подкачал))

Эту реплику поддерживают: Яков Ратнер, Алексей Воеводин

А что, мне так нравится... И вещам не тесно, и мыслям просторно.

Вот уже 8 лет я снимаю квартиру в Москве. За это время в моей жизни были:

- квартира новой планировки  с квадратными арками вместо дверей, в которой хозяйка, чтобы "было покрасивше" наклеила белые обои с ярко алыми розочками.

- трешка (!) 49 кв. м в плохой панельке, в которой я чувствовала себя Гулливером в стране лилипутов. Самая большая комната - 13 м, кухня - 5 м (очень удобно, можно дотянуться до любого предмета не вставая со стула), ванная - 2 м (заходить рекомендуется боком, во избежание столкновения с регистром), коридор шириной 1,5 (проходить бочком, так как в нем стоит пресловутая стенка).

- хрущевка с мебелью начала ХХ века (почти что антиквариат) и оленьими рогами, которые почему-то были очень дороги сердцу хозяйки.

- сталинка в стиле 60-70-х.

И это еще не самые оригинальные варианты. Когда я в последний раз искала жилье, мне предлагали:

- "прекрасную квартиру" с окнами на Третье транспортное, но "ведь это - Кутузовский"

- квартиру с евроремонтом, в которой хозяйка, руководствуясь своим странным вкусом наклеила абсолютно черные обои с шелкографией, дополнив их бархатными портьерами цвета детской неожиданности.

- сталинку с полным собранием сочинений Иосифа Виссарионовича и других классиков марксизма-ленинизма.

- квартиру после ремонта в стиле минимализм, - диван, стул, шкаф. Все! "А у нас деньги кончились, на мебель уже не хватило".

а что такое "сталинка" в стиле 60-70х? как это выглядит?

Квартира в сталинском доме, обставленная мебелью 60-х (бюро, платяной шкаф) и 70-х (вездесущая стенка, столы), с пестренькими обоями, наклеенными недавно, но купленными в те времена. "А, мы, знаете, купили их про запас, пока были", - ответили на мой изумленный вопрос хозяева.

про обои шедеврально, запасливы русские люди и изворотливы, ничего не скажешь

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

да, с обоями про запас просто фантастика....