Алексей Байер /

Мой раскованный Боб Дилан

«Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим». Бобу Дилану, одному из первых кумиров протестного движения 1960-х, 24 мая исполняется 70 лет

Фото: AFP/East News
Фото: AFP/East News
+T -
Поделиться:

Боб Дилан прошел мимо меня. Первый раз я увидел его выступление в 1974 году, на экране «американского» кинотеатра в Риме. Показывали фильм «Концерт в помощь Бангладеш». Диск с записью этого концерта 1971 года в нью-йоркском Мэдисон-cквер-гарден в то время высоко ценился у московских меломанов и хиппи, наравне с рок-оперой «Иисус Христос — суперзвезда».

Дилан выглядел очень мастито. Удивила его игра на губной гармошке, висевшей у него под подбородком на смешной металлической прицепке, как намордник. Губная гармошка не казалась инструментом серьезным и ассоциировалась с фильмами про фрицев. Мне намного интереснее было смотреть на неистового Джорджа Харрисона и на Эрика Клэптона, находящегося тогда под воздействием героина.

В моей московской молодости у нас вообще как-то было больше пристрастья к английским группам — к тем, кто был частью «британского вторжения» в Америку. «Битлы» и «Роллинги», конечно, в первую очередь, но и «Зеппелины», и Deep Purple, и The Who, и те же клэптоновские Derek and the Dominos. Все эти английские группы играли американскую музыку, причем «черную», R&B. Боб Дилан был значительно ближе к оригиналу, да и карьера его уже вовсю развивалась, тогда как ни «Битлов», ни «Роллингов» еще никто не знал. The Beatles слушали и восхищались ранними пластинками Дилана.

Дилан вышел из четкой американской традиции folk и раннего рок-н-ролла, из своего кумира Вуди Гатри и Бадди Холли. Как и они, Дилан — явление собирательное. Потомок российских евреев (частично с одесскими корнями), он вырос в средней, очень одноэтажной Америке, в небольшом городке в штате Миннесота, но его музыкальные влияния включали country music и блюз из дельты Миссисипи, а поэтические — английского поэта Дилана Томаса, чье имя Роберт Зиммерман взял себе для выступления на сцене.

Возможно, Дилан для меня был слишком протестным. Его карьера была с самого начала связана с движением против расизма, против начинавшейся тогда войны во Вьетнаме, а нам, советским людям, тогда под каждым кустом виделся просоветский смутьян и потенциальный революционер. Может, он был слишком народным: к тому моменту народной музыки мы тоже наелись из советского телевизора вполне.

Но как раз эта «настоящесть» и привлекала к Дилану его поклонников. В университете однокурсница со слезами на глазах рассказывала, как она однажды в каком-то очень альтернативном музыкальном клубе в нижней части Манхэттена увидела Дилана. Она хотела к нему запросто подсесть поболтать, но он ее очень холодно отшил, а затем ее оттеснили какие-то мускулистые молодые люди.

«Он вел себя прямо как настоящая избалованная звезда рок-н-ролла», — искренне поражалась эта девушка.

Как-то раз, тоже в середине 1970-х, я попался в сети Церкви Объединения — полоумной религиозной секты, которую создал корейский бизнесмен по имени Сун Мьюнг Мен. На улице меня заболтала довольно миловидная девушка, потом отвела в какое-то помещение, где меня долго поили чаем и вели беседы о Боге и Мироздании. После этого всех нас, штук сорок отловленных охмуряемых душ, пригласили спеть хором одну из самых прославленных песен Дилана, где вместо припева — «Ответ на этот вопрос, мой друг, несет ветер» (The answer is blowin’ in the wind) — нам предлагалось петь «Ответ на этот вопрос знает Преподобный Сан Мьюнг Мун».

Вряд ли Дилан одобрил как новую версию его песни, так и сам факт ее использования в данном контексте. И вообще, Дилан дольше всех удерживался от коммерческой эксплуатации своего творчества. Но в последние годы не удержался. И если уж грешить, то он сразу же пустился во все тяжкие. В 2009 году он дал разрешение британскому банку Cooperative Group использовать ту же самую протестную песню в рекламе своих услуг. Затем быстро последовала реклама «Пепси» на финальном матче американского футбольного сезона, голландского пива Grolsch и сети магазинов женского интимного белья Victoria’s Secret. И да. Автомобилей «кадиллак», в которых 50 лет назад предпочитали ездить те самые толстосумы, против которых Дилан так усиленно протестовал.

Поворот судьбы воистину неожиданный.

С юбилеем, мистер Человек-бубен.

Комментировать Всего 8 комментариев
Like A Rolling Stone

А мне вот эта его песня очень нравится

Эту реплику поддерживают: Сергей Мигдал

А у меня есть первый диск выпущенный в отечестве, купленный в Питере, вместе с двойным альбомом Шевчука в магазине Мелодия на Невском!

Спасибо, Алексей!

Дилан - голова, и мимо меня, безусловно, не прошёл. Я, конечно, слушаю Доктора Дре и Лу Рида, но и альбомы Дилана остаются на моём МР3 плэйере. А 20-го июня мы все (с божьей помощью) пойдём на юбилейный концерт Боба Дилана в Израиле - ожидается полный стадион! Если бы мы были более интегрированы в Ближний Восток, то мы бы, конечно, не занимались этим дрыгоножеством и рукомашеством, а пригласили бы выступить на том же стадионе в Рамат-Гане популярного египетского проповедника аль-Карадуи. Но куда там - нас, крестоносцев, уже не переделаешь, следующие на очереди с концертами - Чик Кориа, "Аукцыон" и "Jane's Addiction"

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

Да ладно, смеяться то. Интеграция в БВ происходит хотя бы потому, что вроде бы--говорю вроде бы, потому что сам не видел, читал--в некорых частях Израиля ножками уже так особо не подрыгаешь. Можно конечно утрировав, сказать, что проповедники-фундаменталисты и в Израиле хорошую толпу собирут.

Но вопрос в корне не об этом, Мусульманский восток тоже дело разное, и враждебный Израилю сирийский например режим, очень даже secular. И нет, Сергей, зная, что ты тут же поддашься на провокацию и скажешь--хорошую модель ты придумал для нас--это я не к тому, что непременно нужно Ассаду подражать, а к тому, что Восток, дело разнообразное.

И ты прикрасно понимаешь, о чем я. Не о том, что Израилю нужно паранджу перенимать, а о том, что оставаясь европейским государством в БВ--что не очень возможно, см выше--он остается военнизированный лагерем без особой надежды на нормализацию отношений с соседями. Нормализация, кстати, происходит от слова Нормальный.

Енджой Боб Дилана, ну и Коррия, Аукцыон и пр.

Восток - дело тонкое!!!

Смеяться прекращать не намерен, сорри!

Да, тот же аль-Кардауи собрал бы большую толпу в израильском городе Ум-эль-Фахм, столице Исламского Движения на севере страны. А насчёт "в некоторым местах в Израиле теперь ножками не подрыгаешь" - что ты имеешь в виду?  Что 50 лет назад можно было устраивать рок-концерты в Меа Шеарим или в Бней-Браке? Нет, было гораздо тяжелей - скажем, в 65-ом году израильский минфин отказался выделить валюту на оплату концерта "Битлз", старые мапайники решили, что это вредно для молодёжи. Сейчас такое немыслимо, разумеется. А узколобых фундаменталистов у нас не больше, чем в Америке, поверь мне. Кстати, на израильских broadcast channels показывают самые откровенные европейские фильмы, и сериалы вроде Sopranos или Boardwalk Empire - попробуй устроить такое в Америке, скажем, на АВС. А представлять Израиль как сплошной военный лагерь - ошибочно, он больше похож на Афины, чем на Спарту

Promise to enjoy it all!

Степан Пачиков Комментарий удален автором

Когда меня спрашивали, то я придумывал слова, делая вид, что понимаю о чем он поет :)

Языка и текстов песен я не понимал никогда (то есть вплоть до недавнего времени) и мои друзья американцы всегда удивлялись, как можно любить Боба Дилана или Леонарда Койна, не понимая о чем они поют. Я и сам не понимаю. Как можно любить Высоцкого, не понимая его текстов? Но я такого знаю (он - мексиканец)

Я просто за него додумывал :)

Эту реплику поддерживают: Константин Кирьянов-Греф

Но зато, как все живущие в СССР в 1970-м году я знаю, что такое карас.

Эту реплику поддерживают: Степан Пачиков

А вот старый трибьют Ани Герасимовой - Умки. Отличный, по-моему. На все ту же мелодию:)

Вопрос на засыпку по ветру летит,

Трубя в пустой коридор:

Когда человек наконец прекратит

Долбиться башкой об забор?

Когда отстанет от диких зверей

И выкинет свой пистолет?

Об этом однажды какой-то еврей

Пропел какой-то куплет.

Скажи, скажи, мой догадливый брат,

Не ты ли знаешь, когда

Забудет всемирный военкомат

Съедать людей без следа?

Когда забудут друг в друга стрелять

Христос, Моисей, Магомет?

Лишь ветер на это ответ может знать,

Лишь ветер знает ответ.

Когда прекратится всеобщий пиздёж

И солнце согреет поля?

Когда взойдут пшеница и рожь

И с ними взойдет конопля?

Когда наконец перестанут сжигать

Гектары полезной травы?

Лишь ветер на это ответ может знать,

Лишь ветер знает, увы.

С тех пор, как песню запел Циммерман,

Прошло две тысячи лет,

Но мир не менялся, как скучный роман,

И ветром сдуло ответ.

Но вот зашумит божественный лес

И скатится камень с горы,

И всё, кроме ветра, кроме небес,

Провалится в тартарары.

И всё, кроме ветра и кроме небес,

Провалится в тартарары!