За полтора часа до показа фильма «Дом» на Марсовом поле уже некуда было приткнуться. Молодые люди, соблюдая священный для французов ритуал приема пищи, принялись ужинать, ожидая начала представления.

Многие приехали целыми семьями — как, например, эта семья ланкийцев из города Сарсель.

Фото: Татьяна Матанцева
Фото: Татьяна Матанцева

 

Среди ужинающих зрителей бродила девушка в майке GoodPlanet — экологической ассоциации, основанной режиссером фильма Артюс-Бертраном, — и раздавала ленточки с их логотипом.

Фото: Татьяна Матанцева
Фото: Татьяна Матанцева

Побродив немного среди толпы, я попала в vip-зону, где создатели фильма и их друзья ожидали начала показа.

 

Бессон очень быстро покинул vip-зону и в сопровождении охранника пошел в гущу людей — разговаривать и раздавать автографы.

Фото: Татьяна Матанцева
Фото: Татьяна Матанцева

 

Мне удалось узнать у мэра Парижа Бертрана Деланоэ (Bertrand Délanoë), как получилось, что фильм показывают именно на Марсовом поле.

 

 

Уже смеркалось, когда я смогла подобраться к главе корпорации PPR миллиардеру Франсуа-Анри Пино, который финансировал съемки фильма и бесплатный показ на Марсовом поле. Он оказался удивительно открытым и любезным. Выяснилось, что Пино нисколько не беспокоит, что Greenpeace может использовать фильм в своих целях.

 

 

Русским еще далеко до европейского уровня экологической сознательности, поделилась я с Пино. Пино согласился, но развить мысль ему помешали овации, сопровождающие вступительную речь Люка Бессона.

 

 

Перед премьерой Ян Артюс-Бертран произнес краткую, но эмоциональную речь: «Этот фильм я сделал для вас. Я так рад, что это некоммерческий проект». Потом он посетовал на недостаток режиссерского опыта, который мешал в работе, а в конце попросил, чтобы зрители не оставляли после себя мусор.

Фото: Татьяна Матанцева
Фото: Татьяна Матанцева

 

Тут начался фильм, и сразу стало понятно, что мест, откуда было бы хорошо видно, явно недостаточно. Поэтому некоторые покинули Марсово поле еще до окончания просмотра. Впрочем, таких было немного.

 

<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/hOXSf-oS00I&hl=ru&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/hOXSf-oS00I&hl=ru&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>

 

Пока шли финальные титры, Ян Артюс-Бертран, окруженный французскими телевизионщиками, что-то взволнованно говорил — в основном назывными предложениями.

 

 

Зрители расходились не спеша, обмениваясь мнениями о том, что создатели фильма, кажется, пробудили во многих желание что-то изменить — хотя бы в своей жизни. Но по дороге домой, уже в метро, я разговорилась с Жеромом, студентом Университета Дофин (Dauphine), который тоже был на премьере.

 

 

Я посмотрела на часы. Был уже второй час ночи. Похоже, защита окружающей среды несовместима с понятием «режим дня».

 

 

Татьяна Матанцева

 

 

В Международный день защиты окружающей среды на Марсовом поле у подножия Эйфелевой башни можно было наблюдать сюрреалистическую картину: попивая шампанское, на траве сидели представители крупных корпораций и не менее 25 тысяч антиглобалистов. Все вместе они смотрели снятый на деньги тех же корпораций фильм о том, как чрезмерная жажда потребления загоняет нашу планету в могилу.

Фото: Сергей Блохин
Фото: Сергей Блохин

 

 

Помимо Артюс-Бертрана, Люка Бессона и Франсуа-Анри Пино на показе были дочь бывшего президента Франции Клод Ширак, ныне занимающая в PPR пост директора по коммуникациям, и мэр Парижа Бертран Деланоэ, поддерживающий все добрые начинания. Vip-персон рассадили перед экраном; остальные, в основном молодежь, заняли места поодаль.

 

 

Синхронно со всем миром — ровно в 22.00 по парижскому времени — должен был начаться показ. Перед этим на сцену поочередно вышли главные участники события. Продюсер Люк Бессон был краток:

 

 

Появившийся вслед за Бессоном Ян Артюс-Бертран разразился множеством благодарностей — словно уже получал приз не меньше, чем на Каннском фестивале:

 

 

 

Публике было предложено подождать еще какое-то время, так как на улице по-прежнему было светло. Артюс-Бертран продолжал улыбаться и приветствовать публику, но от вопросов столь же приветливо отмахивался. Чувствовалось, что за предшествующие дни он наговорился вдоволь. Он встал в сторонке и любовался на свое творение.

Фото: Сергей Блохин
Фото: Сергей Блохин

 

Смотреть, безусловно, было на что. Большая часть зрителей смотрела фильм внимательно и молча — как и положено в кинотеатре, в который превратилось Марсово поле. Впрочем, все, кто пропустил премьеру под открытым небом, могут увидеть фильм дома — он выложен в YouTube.

 

Людям, интересующимся проблемами экологии, фильм не сказал ничего нового, зато имеет все шансы произвести впечатление на тех, кого эта тема до сих пор не волновала. Все-таки Артюс-Бертран известен в основном как оригинальный фотограф, чьи снимки поверхности Земли, сделанные с высоты, украшают множество выставок, журналов и офисных десктопов. Что и говорить — отличная кандидатура для наглядной агитации за планету. Кажется, на протяжении всего показа многих зрителей не покидало чувство, что они присутствуют на масштабном акте художественного покаяния большого бизнеса. Сняли кино с вертолета? Вот справка об отчислениях в фонды, борющиеся с выбросами углекислого газа. Потратили колоссальные средства на съемки и промоушн? Но ведь благодаря этому сделали просмотр фильма бесплатным. Именно на подобные парадоксы в первую очередь обратила внимание советник президента политического фонда Eris Зарина Миссикова:

 

 

Несмотря на хорошее впечатление от фильма, скептически был настроен и Владимир Белых, партнер компании Sezon Productions.

 

 

И совсем безутешный итог подвела модель Мария Виноградова:

 

 

Зрители постепенно расходились, оставляя после импровизированного пикника на траве кучи мусора. В основном того, который не разлагается.

 

 

Сергей Блохин