Антон Носик: Nokia летит под откос

Акции компании внезапно рухнули, интерес потребителей иссяк. Что будет дальше с финским гигантом и будем ли мы покупать его телефоны?

+T -
Поделиться:

На днях акции компании Nokia упали на 18%, за считаные минуты достигнув тринадцатилетнего минимума после сообщения о том, насколько у компании упали продажи в первом квартале 2011 года. Сегодня появилось сообщение о том, что, судя по частоте поисковых запросов в интернете, потребители впервые перестали числить Nokia среди 10 самых желанных брендов. По общим валовым показателям Nokia остается мировым лидером по продаже смартфонов, но быстро теряет эти позиции. Останется ли Nokia вообще в числе гигантов и какой след она оставит в наших сердцах?

Комментировать Всего 33 комментария

Очевидно, компания Nokia стремительно летит под откос, если говорить о технологическом лидерстве и о доминировании на рынке смартфонов. Совсем еще недавно она там безраздельно господствовала, занимая 53% всего рынка, а на днях я видел цифры по США, и там на долю телефонов под ОС Symbian чуть ли не 2% приходится. Это, конечно, катастрофа.

Хоронить Nokia я бы не спешил — до разорения там далеко, — но лично мне ее продукты перестали быть интересны больше года тому назад, и все вышедшие с тех пор модели вызывают в основном недоумение. А у вас?

Эту реплику поддерживают: Игорь Хомский

Их проблема - отсутствие нормальной платформы. Симбиан уже давно себя исжил. С момента выпуска 6600 (если не ошибаюсь - первый смартфон Нокиа, если не вообще на рынке) до сегодняшнего дня прошли годы, а симбиан остался почти таким же, каким и был. Ни технически продвинутому андроиду, ни отточенному до совершенства iOS он уже не конкурент. А аппаратная часть никого теперь особо не волнует. У нокии есть технологически весьма продвинутые телефоны,  есть красивые телефоны, может даже более красивые, чем у кого-либо еще, но это их не спасет. Возможно, переход на WP7 сделает их несколько более конкурентоспособными, но как-то я о нем тоже никаких шикарных отзывов не слышал. Нокиа стала телефонами для бабушек и тех, кому вообще все равно, что умеет или не умеет телефон.

Мое мнение - доминировать продолжит эппл. Причем, как мне кажется, сначала он слегка потеряет позиции (пока все будут переходить с обычных трубок на более доступные андроид-телефоны), зато потом будет снова их только набирать. Создатели андроида сделали очень серьезный промах - они позволили себе допустить сегментацию. Уже сейчас есть приложения, которые работают на одних трубках и не работают на других. На днях купил Galaxy S II, решил попробовать андроид. Телефон отличный, мощнее него на рынке нету ничего, НО при этом ряд приложений, написанных под Tegra 2 (как под платформу с лучшей графической производительностью), на нем не работают, а большая часть даже не доступна для просмотра через Маркет с телефона. Мне, как многолетнему пользователю айфона, это вообще не понятно. Там я знаю, что купив последнюю версию трубки, я могу не бояться, что хоть какое-то приложение из аппстора не будет работать. Я просто захожу и покупаю то, что хочу. Здесь нет. И это откровенно раздражает. С выходом айфона 5 перейду обратно. И таких, как я, много. Еще больше в пользу эппл говорит тот факт, что имея идеально отточенный интерфейс (а он реально удобен!) они с каждой версией iOS медленно, но верно, расширяют функционал, постепенно догоняя тот же андроид, у которого в плане возможностей, кажется, есть все, что только можно. При этом еще одна ошибка гугл в том, что оттачивая технические моменты, они совершенно не уделяют времени на проработку того, что в конечном счете станет User experience и в чем эппл вне конкуренции.. Это небо и земля, серьезно...

Эту реплику поддерживают: Александр Гаврилов

Не знаю про Apple, но про Nokia, к сожалению, всё так. Это тем обиднее, что именно горячие финские парни были первыми, кто догадался: телефон больше не телефон, ему вообще необязательно звонить, но надо взять на себя полностью офисные нужды городского кочевника.

Я не знаю этого доподлинно, но у меня досадное смутное ощущение, что в группах разработки программисты и инженеры взяли верх над дизайнерами и юзабилитистами. У сегодняшнего симбиана есть такой специфический привкус? (оттенок? акцент? аромат?) гиковского мышления человека, которому не только не сложно нажать четыре кнопки, чтобы переключиться с одного языка на другой, но и сложно представить себе такого человека, которому сложно. Это презрительное отношение ко всем, кто не пишет код своими руками и не оптимизирует систему под себя в первую неделю обладания устройством - оно прямо сочится через все поры операционной системы 

В этом смысле, айфоны конечно - верх эргономики. Я например совершенно не представляю себе жизни без аппаратного переключателя бесшумного режима - но почему, почему его никто не сделает?

Эту реплику поддерживают: Илья Катулин

Поистине верное замечание! Уже за одно ЭТО я готов простить айфону все его недостатки))

На мой взгляд, в этом и есть огромное преимущество Apple. Они прежде всего создают не продукт, в котором есть 1001 функция, 999 из которых будет пользоваться 1% покупателей, а продукт, в котором на первое место выходит user experience. В iOS нету многих вещей, которые для всех остальных телефонов привычны - нормальной передачи файлов, элементарных отчетов о доставке смс, виджетов на рабочем столе и т.п. НО при этом все остальное реализовано настолько качественно, красиво и интуитивно понятно, что эта простота и в чем-то минимализм в сочетании с дизайном восхищают. Apple создала продукт, который не участвует в конкурентной гонке со всеми остальными. Он сам по себе. Любой современный телефон/смартфон/коммуникатор/суперфон (без понятия, как их там теперь называют) все же несет в себе задачу предоставлять пользователю максимум информации с минимальными потерями времени. Будь то новости, записи твиттера, обновления фэйсбука или что-то еще. Пользуясь айфоном (даже при том, что там нет наглядных виджетов!), ты не замечаешь процесса получения этой информации. Ты делаешь все на лету. А в том же андроиде ты больше думаешь о том, как тебе что настроить, куда нажать и какие опции ты забыл/не забыл выбрать. За возможностями теряется сама суть. Apple это поняла, и именно поэтому ни гугл, ни майкрософт, ни кто-либо другой не являются самой дорогой IT-компанией и самым дорогим в мире брендом. И пока Apple будет придерживаться своей стратегии, никому это изменить не удастся.

Все очень точно написано, но работают там не только горячие финские парни, но и довольно много русских :)

А можно ли себе представить, что сегментация у Андроидов исчезнет? То есть, начиная с какого-то поколения, все версии операционных систем этого семейства станут совместимы как и софт?

Проблема не в совместимости операционных систем (хотя ждать апдейты операционки не от самого гугла, а от производителей телефонов - тоже напрягает, поскольку задержки между официальным релизом и релизом под конкретную модель бывают колоссальны). Проблема даже не в софте. Проблема в том, что различие в платформах, на которых базируются конкретные телефоны, заставляет разработчиков писать программы по-разному. Ряд приложений для Tegra2-устройств просто не идут на более технологически совершенном Galaxy S II, который имеет другой набор инструкций (или как там это называется, не хочу вдаваться в технические детали, т.к. от серьезного программирования весьма далек). А с расширением числа компаний, предлагающих свои решения, вероятно, проблема совместимости будет только еще более актуальна.

Пока писал это, подумал, а почему у обычных ПК такой проблемы нету? Ведь, например, любая программа под виндоуз запускается на любом компьютере с одинаковой версией ОС и достаточными системными требованиями. Или там есть какая-то унификация и стандарты при производстве компонентов? Кто-нибудь может на пальцах объяснить?

Недавно

жена купила себе Нокию. Один сплошной глюк, практически со всеми функциями. Интересно, что они там о себе возомнили?

в компании Нокия

были видимо спец. агенты из Яблочников или Андроидов. Просто не понятно как в такой компании как Нокия (это были мои первые пять или шесть телефонов подряд), голова так уже в песке - страусы полные.

Никакого чуда и агентов. Текущее положение Нокии неудивительно и весьма типично для таких крупных компаний, поскольку связано со сменой фаз их жизненных циклов. Рано или поздно компания начинает буксовать из-за собственной неповоротливости, закостенелости, бюрократии и слишком сложных иерархических структур. В этом случае у нее два решения - кардинальное изменение подхода к бизнесу, попросту - перестройка, либо же смерть. (По этому поводу была замечательная статья в Harvard Business Review пару лет назад, если найду - кину ссылку).

Достаточно вспомнить IBM, которая к середине 1999го вышла на пик своей капитализации, являясь лидером рынка, а потом стала буксовать на одном месте и буквально за несколько лет растеряла позиции, т.к. бюрократизации корпоративной структуры просто не давала претворять в жизнь инновации, вследствие чего к середине 2002 ее капитализация опустилась в 2,45 раз относительно показателя 99го года. И это при том, что кризис начала двухтысячных и лопнувший пузырь доткомов она пережила весьма неплохо, сохраняя до начала 2002 года цену акций на уровне 100+ (на пике было 137), хотя и с очень большой волатильностью. В 2003 году компания провела пересмотр своих ценностей и направления развития, включив в дискуссию около 50 000 своих сотрудников по всему миру. Далее следовало полное перестроение компаний, бизнес-процессов, выделение инновационных площадок, пересмотр портфеля бизнесов и т.п. Компания перестроилась и смогла сейчас выйти на максимум своей капитализации за всю историю, вновь занимая лидирующие позиции.

Если нокия не сделает чего-либо аналогичного, то ее ждет медленная и мучительная смерть, во всяком случае как производителя мобильных телефонов.

Вот я б не стал преувеличивать про медленную мучительную смерть.

В Камбодже, где я сейчас нахожусь, слово "Нокия" знает каждый городской ребенок, начиная лет с 6, и каждый взрослый, независимо от пола и возраста. В Индии это тоже самая ходовая модель. И ни малейшей угрозы со стороны Apple на этих рынках не предвидится - Apple не умеет работать в сегменте трубок по 10 долларов, и не мечтает туда влезть. А это рынок на 3 млрд потребителей минимум. 

Я не спорю, что у Нокии есть отличные перспективы на ряде весьма крупных рынков. Но в том состоянии, в котором компания находится сейчас, она будет именно медленно и мучительно умирать. Без реструктуризации бизнеса она вряд ли сможет выжить. Доходов от продажи 10-долларовых трубок просто не хватит, чтобы покрыть гигантские издержки, которые нужны для присутствия на всех рынках и во всех сегментах. Если переориентироваться на развивающиеся рынки и бюджетные модели, то это весьма и весьма перспективно. Но остальные сегменты компания не тянет, и это видно.

Этого нет в годовых и квартальных отчетах, но уверен, если провести сегментирование ассортимента по ценовым группам, то наверняка окажется, что высокий ценовой сегмент для компании попросту убыточен.

У меня никогда в жизни не было никаких других телефонов, кроме Nokia. Первым был, кажется, Nokia 3210. Наверное, я невероятно консервативен, но мне даже мысли не приходило (и не приходит) пробовать каких-то других производителей. Да более того, теряя или ломая (например, удачным броском в стену) очередной телефон, я просто  покупаю точно такую же модель - у меня была пара Nokia8800, а теперь уже третья Nokia 6700. Думаю, что таких потребителей немало. Поэтому все у компании будет в порядке.

Спасибо, Николай - за Ваш голос среди нашей анти-нокийной вакханалии. А чем они Вам нравятся?

Говоря честно, Илья, я думаю, что просто привык. Но я попробую сформулировать, чем нравится. Простотой. Преемственностью моделей - мне не нужно ничего нового осваивать, если все-таки приходится переходить на новую. Хорошим дизайном. Никаких функций, кроме собственно телефонных, мне от аппарата не требуется, чем проще - тем лучше. Но при этом телефон не может быть совсем уж дешевым - это не потому, что я такой сноб, просто жизнь такая, есть некие условности. Типа как необходимость  хороший костюм носить, хотя в джинсах удобнее :)

Это тоже важно, конечно - и вряд ли Вы бы терпели совсем уж сильное неудобство и несовременность - ради привычки?

Еще подумал: из Ваших слов получается, что самыми лояльными останутся те, для кого телефон - это просто телефон, чтобы звонить. Эта мысль находится в контрасте с мыслью Александра Гаврилова: Нокия исходно делала ставку как раз на тех, кто хотел бы, чтобы телефон был мобильным офисом.

Гонку за этих юзеров Нокия проиграла - но может быть, действительно, выиграет гонку за "звонильщиков"? А останутся ли такие люди? Останется ли телефон - просто как телефон? - или в эру смартфонов он отомрет?

Я не знаю, Илья. В каком-то количестве останутся, наверное -мне вот точно никакого мобильного офиса и смартона не нужно, а я еще некоторое время, Бог даст, буду телефоны покупать :) И это будут телефоны Nokia.

и вот даже без почты можете жить? (завидую люто!)

Никогда не проверял почту на телефоне. Вообще нет такой потребности.

Счастливый человек! Как Вам удалось так устроиться?

На мой взгляд, проблема будет в том, что будет падать как количество людей, кому нужен будет телефон только для звонков, так и на фоне технологически во много раз более совершенных смартфонов, будет падать цена. Нокия уже сейчас пытается поддержать цену на свои аппараты за счет использования более дорогих и качественных материалов и каких-то похожих уловок в ряде моделей, но этот прием будет работать очень недолгое время. Кто обращает на это существенное внимание уж скорее пойдут за Vertu, Gresso, Mobiado, etc.

При всем при этом издержки никуда не денутся, а значит прибыль будет только падать. К слову, со своих 107 млн. проданных трубок Нокия получает около 7 млрд. евро квартального дохода, эппл с 18 млн получает 8,5 млрд. евро :) Про разницу в прибыли даже как-то говорить неприлично (700 млн. против 2 млрд.).

Нет, конечно. Я бы не стал сейчас пользоваться своей первой моделью Nokia.

Это вопрос привычки. И вопрос требований к телефону. С каждым новым поколением пользователей эти требования становятся все выше. Пускай в краткосрочном периоде компания будет прибыльной и конкурентоспособной (все же 107 млн. проданных устройств за 1 кв. - это весьма внушительно), но в долгосрочном периоде с изменением предпочтений среднего пользователя проблемы компании будут проступать все больше и больше... А решать их будет уже поздно.

Я сам был поклонником нокии, у меня было штук 10 разных ее моделей, но сейчас она просто не может деать то, что мне нужно от телефона. Точнее может, но ТАК, что уж лучше бы совсем не могла :)

Я ровно о том и говорю, Сергей. Для меня привычка, пожалуй, главное. У Вас повышенные требования к технологичности, а для меня это стоит на десятом месте. И к новому поколению мне уже никак не примкнуть :)

Лояльность кустомеров - очень важный фактор, но он временный и может дать лишь передышку. Если телефон начнет сдавать позиции на рынке и их будут меньше покупать, то он станет дорожать и наступит момент, когда "лояльные" не смогут его себе позволить - просто по деньгам, так в данном случае, цена - функция объема производства. 

Вероятно, Вы правы, Степан. Я говорил только о собственных потребительских предпочтениях.

Про то, что он станет дорожать, весьма спорное, на мой взгляд, заявление. Думаю, текущие модели в цене производитель поднять уже в любом случае не сможет, поскольку есть и долгосрочные контракты и вообще это было бы странно. На новые модели уровень цен может быть завышенным из-за постоянства определенной части затрат компании. Однако это зависит от конкретной стратегии. Есть множество примеров, когда в этом случае лучше работает существенное снижение цен для стимуляции спроса... Хотя на рынке мобильных телефонов, когда массовый сегмент представлен по большей части двумя компаниями (самсунг и нокия), ценовая война в итоге может навредить обоим.. Интересно, что в этой ситуации будет дальше делать Нокия?

Я не делал заявления, что он будет дорожать. Я написал:

"Если телефон начнет сдавать позиции на рынке и их будут меньше покупать, то он станет дорожать" имея в виду, что стоимость производства будет расти, если производить их меньше