1.  Аугусто Пиночет

Фото: AFP/EastNews
Фото: AFP/EastNews

В середине 70-х Аугусто Пиночет захватил власть в Чили. Проблемы и без того ослабленной президентом-социалистом Альенде экономики усугубил хаос военного переворота. Нужны были волевые решения и быстрый эффект. Советник Пиночета лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман убедил своего босса в необходимости радикальной либерализации экономики: за снижением налогов и ослаблением госрегулирования последовал всплеск деловой активности.

Первая из известных реформ по типу «шоковой терапии» не просто получила одобрение Запада — американские газеты пестрили восторженными заголовками о том, как невероятно изменились улицы Сантьяго, какие шикарные машины там можно встретить, а уважаемые западные лидеры ломали головы над тем, как приспособить чилийскую модель под их нужды. В итоге технология Пиночета-Фридмана породила массу последователей — ей воспользовались практически все вырвавшиеся из советского блока восточноевропейские страны, и многие преуспели. Применил ее и дуэт Ельцин-Гайдар... Вам нравится, как у них получилось?

 

2.  Маргарет Тэтчер

Фото: GettyImages/Fotobank
Фото: GettyImages/Fotobank

«Железная леди» Маргарет Тэтчер поначалу избегала действий, грозивших снизить ее популярность в глазах избирателей. Но в ее «близкий круг» входили гуру свободного рынка — все тот же Милтон Фридман и Фридрих Хайек... Последний, вернувшись из Чили, находился под сильнейшим впечатлением: в письме Тэтчер он утверждал, что чилийская модель должна быть взята на вооружение странами Европы. «Кейнсианская (здесь читай — социалистическая) экономика Великобритании должна быть изменена», — настаивал Хайек.

И убедил: масштабная приватизация и развитие общества собственников, зарождение новых частных инициатив и принципиально иного типа мышления — несомненная заслуга Тэтчер. Начавшись с малого — предоставления квартиросъемщикам более или менее приемлемых условий для приватизации жилья, — реформа буквально сформировала менталитет нового национального среднего класса. И ставка Тэтчер оправдала себя — люди, существовавшие за пределами рынка, неожиданно оказались вовлечены в него. Они были активны, решительны и готовы на все, чтобы отстоять недавно обретенные права, ведь теперь им было что терять.

 

3.  Ли Якокка

Фото: GettyImages/Fotobank
Фото: GettyImages/Fotobank

Президент Ford, разработавший Ford Mustang и вытащивший из предбанкротного состояния корпорацию, после конфликта с Генри Фордом II в 1979 году возглавил совет директоров Chrysler. Компания в то время тоже находилась почти на грани банкротства: ежегодные убытки на фоне вялых управленческих решений, насыщение рынка конкурентами и, как следствие, вытеснение с него «отставших». Необходим был прорыв... или объявление о банкротстве.

Под руководством Якокки Chrysler не просто преодолел кризис: он захватил новую долю рынка и начал получать рекордную прибыль. Основой успеха стала принципиально новая концепция маркетинга, ключевая роль в которой закреплялась за коммуникациями. Прорыв должен был заключаться в продукте, остро необходимом новому обществу, но для создания этого продукта на рынок нужно было взглянуть с иного ракурса. Оказалось, что на нем катастрофически не хватает практичных автомобилей, в том числе вместительных малолитражек. Фактически компанию вывела из кризиса модель K-Car — нетипичное для США экономичное авто, вмещающее при этом 6 человек.

 

4.  Франклин Рузвельт

Фото: GettyImages/Fotobank
Фото: GettyImages/Fotobank

Президент, взявший на себя риски и огромную ответственность, Франклин Рузвельт объявил несостоятельность давно устоявшегося в умах американцев принципа «невидимой руки» рынка. Рискнув и взяв на вооружение почти социалистические постулаты британского экономиста Кейнса, Рузвельт оказался несказанно успешнее более осторожного своего предшественника, президента Гувера. Расширив сферу государственного вмешательства в экономику, развернув огромное строительство за счет бюджета, Рузвельт расшевелил частный сектор и вошел в историю как президент, вытащивший США из Великой депрессии.

 

5.  Борис Годунов

Власть, перешедшая Годунову, была ненадежна — экономический кризис, смятение в умах, политическая нестабильность. Сделав ставку на стабильность и упорядоченность, Годунов первым делом «закрепил» крестьян за феодалами законом «Об урочных летах». 

В условиях голода он пошел еще дальше — на беспрецедентные меры по помощи населению из средств казны. Но, вытащив страну из экономического кризиса второй половины XVI века, любви тех, жизнь которых он пытался улучшить, Годунов не снискал — слишком не соответствовал в своей западной рациональности тогдашним реалиям, укоренившемуся в умах образу «царя-батюшки».

 

6.  Владимир Ленин

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Переход к новой экономической политике, НЭПу, был вызовом не только экономическим догмам, но и собственно смыслу советского строя и реальным риском для жизни, ведь нравы тогда были очень крутыми. Тем не менее в условиях разрухи, голода и всеобщего недовольства политикой военного коммунизма, Ленин легко и быстро наплевал на свою же главную идеологию и вернулся к рыночному хозяйству. НЭП эффектно оправдал маневр вождя, позволив с помощью частной инициативы в короткий срок преобразить экономику и накормить людей. Хотя, увы, и ненадолго.

 

7.  Джек Уэлч

Фото: GettyImages/Fotobank
Фото: GettyImages/Fotobank

Жесткий и авторитарный топ-менеджер стал легендой американского бизнеса. Под его управлением General Electric не только вышла из кризиса, но и увеличила свою стоимость более чем в 30 раз. Менеджерский подход Уэлча во многом сводился к ставке на персонал. Развитие и повышение эффективности людей – таков лейтмотив безусловно эффективного двадцатилетия правления Уэлча в GE. Именно он первый начал жестко проводить в жизнь принцип экономической теории о том, что труд не менее значим, чем станки, а значит, и затраты на персонал не менее оправданны, нежели затраты на все прочие ресурсы. Уэлч поставил — и выиграл: оказалось, что доллар, вложенный в развитие сотрудника, дает отдачу большую, нежели доллар инвестиций в железки. 

 

8.  Серджио Маркионне

Не имевший опыта работы в автомобильной отрасли, Маркионне в начале 2000-х реанимировал великий Fiat 500, резко нарастил продажи и вывел итальянского гиганта автостроения из глубокого кризиса. Итальянцы наделили Маркионне неограниченным кредитом доверия — сегодня он покупает Chrysler и Opel, его обожают сотрудники, а его влияние и популярность среди итальянцев поистине огромны.

 

9.  Джеймс Килтс

Легендарный глава Gillette получил в управление компанию со стремительно ухудшающимися показателями. Gillette непродуманно скупал непрофильные бренды — источники питания, предметы ухода. Такая диверсификация оказалась компании не под силу — прибыль начала снижаться, падал объем продаж, росли издержки. В конце концов в компанию был приглашен 52-летний Килтс, который, вопреки советам, занял жесткую позицию, категорически отказавшись от продажи непрофильных бизнесов. Наоборот, он стал запускать новые модели, чуть ли не ежедневно контролируя издержки и перенаправляя сэкономленные средства на маркетинг. Авторитарный контроль над финансовым департаментом и ставка на маркетинг новых моделей бритвенных станков (MACH3, MP3 Power) вывели компанию из кризиса.

 

10. Сергей Витте

Экономику России конца XIX века характеризовала тотальная неэффективность. Громоздкая налоговая система тормозила развитие и была настолько сложна, что вызывала не только негодование людей, но и закономерный вопрос: куда она должна привести страну? Но продуманная последовательная череда реформ — преобразование финансовой системы на базе золотого червонца, а также масштабное строительство железных дорог — вывела-таки экономику на новый виток развития. Тем не менее западный подход Витте вызывал много кривотолков и даже некоторое отчуждение, тормозившее воплощение его идей в жизнь.