Умер Джек Кеворкян, специалист по эвтаназии
Журналисты прозвали его Доктор Смерть. В отличие от других американских врачей, например, доктора Хауса, Доктор Смерть приходил на дом. Начиная с 1990 года с помощью своей самодельной «суицид-машины» он помог умереть примерно 130 пациентам.
Занимался этим добрый доктор, уже будучи пенсионером. По своей основной медицинской специальности он был патологоанатомом. То, что он делал, в Америке называется «самоубийство с помощью врача». Суицидная машина, которую он предоставлял в распоряжение больного, вводила в вену морфий, а потом смертельную дозу яда. Таким образом пациент мог нажатием кнопки совершить самоубийство.
Помощь он оказывал не столько из любви к искусству (которым он тоже занимался, безотносительно эвтаназии, будучи профессиональным джазовым музыкантом и композитором, а также художником), сколько по идейным соображениям. Неизлечимо больные и очень страдающие люди, утверждал Кеворкян, имеют право на то, чтобы покончить с собой, если они этого захотят. Они также имеют право на помощь врача: это поможет им умереть спокойно.
Кеворкян хотел построить по всей стране специальные клиники, куда можно прийти умирать.
Самоубийство считается большим грехом во многих религиях, но уголовно не преследуется. Зато эвтаназия в США и в большинстве других стран уголовно наказуема. Но то, что делал Кеворкян, было не совсем эвтаназией, а четких законов против врачей, помогающих пациентам совершить самоубийство, не существовало. Поэтому власти штата Мичиган, где жил и работал Доктор Смерть, не могли ни посадить его, ни пресечь его деятельность целых девять лет.
Кеворкян как раз очень хотел предстать перед судом — в надежде, что суд его оправдает и тем самым санкционирует его деятельность. Многие родные и близкие его пациентов — или, по мнению обвинения, его жертв — выражали признательность Кеворкяну, адвокаты цитировали благодарственные предсмертные письма, в зал суда ходила большая группа поддержки. Результат все равно оказался плачевным. Кеворкяна не только упрятали за решетку, но и лишили права практиковать. Поэтому, когда он вышел в 2007 году, он больше не мог пользоваться своей «суицид-машиной». Он давал интервью популярной новостной программе «60 минут» и баллотировался в конгресс в 2008 году в качестве независимого кандидата, но собрал менее 3% голосов.
Смерть настигла Доктора Смерть в возрасте 83 лет. Болел он, в отличие от своих клиентов, недолго и умер своей смертью.
В двух или трех штатах в последние годы были сделаны послабления для медиков, оказывающих помощь самоубийцам. Но эвтаназия до сих пор запрещена. Любопытно, что врачам повсеместно разрешается делать аборты, позволяя матерям прибегать к их помощи и останавливать развитие уже существующей человеческой жизни. Взрослые же люди в большинстве стран не могут прибегнуть к помощи врачей, чтобы прервать уже прожитую собственную жизнь.
На современном этапе развития медицины возможность выбрать время, место и способ собственной смерти становится жизненной необходимостью. Медицина добилась больших успехов в продлении жизни, но куда меньших в продлении периода, в течение которого человек способен получать удовольствие от жизни. Если прерывать жизнь неприемлемо с точки зрения профессиональной медицинской этики, то встает вопрос, насколько морально продлевать страдания.
Есть еще и практический вопрос. Почти треть годового бюджета системы медицинского страхования престарелых Medicare, который составляет более 325 миллиардов долларов, тратится в последние шесть месяцев жизни пациентов. Естественно, что для больных тяжелыми онкологическими и другими острыми неизлечимыми заболеваниями этот процент еще выше.
Эвтаназия облегчила бы финансовую нагрузку на Medicare, которая грозит обанкротить страну в ближайшие два десятилетия и уже практически обанкротила ряд штатов, включая Калифорнию, Нью-Йорк и — да — Мичиган, родной штат Кеворкяна.
С другой стороны, эти деньги идут кому-то в карман, а именно представителям медицинской профессии. Они, конечно, были бы очень против, если бы Доктор Смерть установил в американских городах и селах свои клиники для желающих умереть.
Фрагмент художественного фильма «Вы не знаете Джека»