Людей в Filmcafe было немного. Никакой рекламы, никакого ажиотажа. Среди посетителей мне удалось с трудом найти устроителя акции. Им оказался Герольд Маркс — престарелый студент Берлинского художественного университета. Первым делом я спросила Герольда, почему в помешанном на экологической проблематике Берлине никто не сделал из фильма большого события.

Фильм был показан бесплатно — так хотели его создатели. Если Герольд удивлялся, что из премьеры здесь не попытались сделать события, то мне это показалось понятным. Город и так далеко продвинулся в плане экологии. Мусор в зависимости от типа выбрасывают в шесть разных ящиков, а магазинов органической продукции скоро будет больше, чем обыкновенных. Для большой части населения города экология не пустые слова.

Когда на фоне звездного неба на экране появились слова Gucci, Bottega Veneta, Yves Saint Laurent и Puma, в зале раздались смешки. Было действительно странно смотреть фильм о судьбах Земли, который начинался с дорогих спонсорских лейблов. Но вскоре все уже были поглощены контрастом между красотой снятых с вертолета пейзажей и обезображенными урбанизированными ландшафтами.

<object width="425" height="344"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/hOXSf-oS00I&hl=ru&fs=1&"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/hOXSf-oS00I&hl=ru&fs=1&" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="425" height="344"></embed></object>

После того как показ закончился, люди еще долго не расходились, обсуждая увиденное. Рекламщица Кэйт переехала в Берлин из Австралии недавно и о фильме узнала из Интернета. А на премьеру в кафе заглянула потому, что живет неподалеку.

Кэйт рассказала мне, что будет еще долго размышлять об увиденном. Но не все зрители были столь же впечатлены. Одной из причин того, что берлинская премьера картины была обставлена скромно, стала критика со стороны немецких экологов. Одни посчитали, что медиаконцерн PPR, который выпустил «Дом», сам олицетворяет те самые «силы зла», против которых направлен фильм. Некоторые заметили и то, что среди экологических угроз авторы не упомянули атомную энергетику. «Это же французский фильм, — пояснил мне после сеанса зритель, представившийся Фальком. — Наверняка в нем есть и правительственные деньги, а французское правительство на двести процентов за атомную энергию». А вот Герольд Маркс все же считает фильм полезным. После окончания показа он продолжал возмущаться отсутствием реакции на него:

Владелец кафе Арне Грюс не захотел было говорить со мной. «Я в медиаиграх больше не участвую», — отвернулся он.

Впрочем, уже не на камеру он рассказал мне, что его кафе для показа было выбрано случайно. У Filmcafe сложился свой круг завсегдатаев, в основном любителей кино. 22 февраля Арне устроил у себя просмотр церемонии вручения «Оскаров». Тот, кто угадывал обладателя главного приза, получал право в свой день рождения бесплатно показать 25 приглашенным им гостям фильм по своему выбору. Герольд Маркс — устроитель показа «Дома» — и был тем самым выигравшим. Его день рождения выпал на день мировой премьеры фильма, так что Маркс решил совместить полезное с приятным. Рассказав мне эту историю, Арне Грюс добавил: «Мы стараемся жить по совести, а они грешат и так пытаются купить себе индульгенцию. Видимо, они здорово боятся Страшного суда».

 

Екатерина Петровская