Мария Владимирова
Мария Владимирова

*

11 мая весь Лондон читал обновленную газету Evening Standard, которую бесплатно раздавали на улицах. Причем лондонцы с таким энтузиазмом расхватывали газеты, что те 650 тысяч экземпляров, которые предназначались для бесплатного распространения, очень быстро закончились, и газетчикам пришлось раздать еще двести тысяч. В новой версии были модернизированы дизайн и содержание, а к имени газеты прибавилось слово «London» – в пику двум бесплатным вечерним газетам, в названии которых тоже фигурирует имя британской столицы: thelondonpaper и London Lite. Перезапуску London Evening Standard предшествовала целая эпопея. Сначала по всему городу появилась реклама с извинениями: «Простите нас за самодовольство» (Sorry for being complacent), «Простите нас за пессимизм» (Sorry for being negative), «Простите нас за предсказуемость» (Sorry for being predictable). А спустя несколько дней извинения сменились обещаниями: «Обещаем слушать», «Обещаем удивлять вас» и так далее. Бывший главный редактор газеты Вероника Уодли акцию раскритиковала: «Весь Лондон смеется над идиотской рекламой. Эти извинения за прошлое отдают признаниями в зале советского суда». Евгений Лебедев, который по просьбе своего отца курировал процесс обновления издания, другого мнения: «Думаю, мы достигли того, к чему стремились, потому что люди уж точно обратили внимание на такую рекламу».

Реклама, конечно, провокационная, но, похоже, англичане и не ждут от русских ничего другого. И даже сотня висящих на стене старых мужских носков никого не шокировала. Никогда еще я не видела, чтобы столько женщин восхищалось старыми мужскими носками. Решительно подойдя к носкам и принюхавшись, Наталья Носова из Art Media Group констатировала: «Не воняют!» Такую картину я застала на открытии в Ист-Энде галереи Calvert 22, первой в Британии некоммерческой арт-площадки, взявшейся за продвижение российских художников. «Это работа Леонида Тишкова "Чехол для души", – поспешила внести ясность директор галереи Нонна Матеркова. – Он хотел показать, что именно носки защищают душу, когда она уходит в пятки». Кроме носков Тишкова на выставке Past Future Perfect можно было увидеть работы художников Александра Бродского, Павла Пепперштейна, Хаима Сокола и Станислава Волязловского. В докризисную эпоху галерея задумывалась как коммерческая, но Матерковой, занимающейся искусством как хобби, пришлось пересмотреть концепцию. На вопрос о финансовой стороне дела Матеркова ответила уклончиво: «Мы специально выбрали концепцию некоммерческого пространства, потому что это дает огромную свободу для работы с лучшими художниками, лучшими кураторами из Британии и России». Евгения Найман, специалист аукционного дома Phillips de Pury по современному искусству, рассказала мне, что считает открытие Calvert 22 большим успехом: «Именно в Ист-Энде всегда происходит все самое интересное в мире современного искусства. Здесь зарождаются новые направления, появляются новые имена... так что просто отлично, что теперь в эксцентричном Ист-Энде появились и работы русских художников!» Тут мимо меня пронесся Тишков, выкрикивая на английском с сильным русским акцентом: «Я потерял свою сумку! Там все мои документы! В соседнем ресторане!»

 ** 

Новые русские имена появляются не только в Ист-Энде, но и в противоположной части города. В нижний зал L'Atelier des Chefs в Вест-Энде, где дизайнеры Элиза Батырова и Надя Соловьева устроили закрытый показ своих нарядов, пускали только тех, кто знал нехитрый пароль Vassilisa (это название марки Соловьевой). Импровизированная сессия у плиты входила в часть программы вечера: гости должны были приготовить себе угощение сами, хоть и под руководством поваров ресторана. «А вот и моя Шахерезада!» – указала мне на модель в желтых шифоновых шароварах писатель и переводчик Лейла Александер-Гаррет. 14-летняя Елена Грета Маргарита Гипатия Гаррет, уже успевшая сняться в рекламной кампании Vassilisa, к карьере модели не стремится и раздумывает над тем, не пойти ли по стопам матери и переводить русские романы.

Если юная Гаррет и решит заняться переводом русской литературы, то наверняка рано или поздно примет участие в конкурсе молодых переводчиков. Такую премию с этого года учредил фонд Academia Rossica, развивающий культурные связи между Россией и Западом. На самом деле конкурс на лучший перевод литературных произведений с русского на английский Academia Rossica проводит уже не первый год. Но теперь директор фонда и член клуба «Сноб» Светлана Аджубей решила привлечь к участию молодежь, предложив перевести фрагменты текстов писателей Дмитрия Быкова, Владимира Маканина и Ольги Славниковой. На основной конкурс прислали 58 заявок – почти в два раза больше, чем в прошлый раз. «Нам пришлось прочесть десять миллионов слов!» – почти жаловался председатель жюри, степенный профессор Университета Глазго Роберт Портер. Победила Аманда Лав Дарах с переводом романа Марии Галиной «Гиви и Шендерович» (в переводе – Iramifications). «В англоязычном мире репутация русских современных авторов растет, – рассказала мне Аджубей. – Растет и интерес к современной России. Как совершенно справедливо говорил Михаил Шишкин, детективы русских авторов читают потому, что хотят узнать о новой, современной России».

О современной России лондонцы пытаются узнать из литературы, а образы советской они могли лицезреть на ретроспективе фотохудожника Бориса Савельева, которая прошла в модной фотогалерее Michael Hoppen Gallery. Выставка «31 год» пропитана ностальгией по советским временам. Савельев скромно стоял в дальнем углу и беседовал с гостями. «Мне хотелось бы открыть глаза лондонцам на то, что называется настоящей русской фотографией», – говорил он. «Все это очень актуально, русские же мир завоевывают!» – шутил молодой английский фотограф Александр Этуотер. Насмотревшись работ русского фотозавоевателя, Этуотер стал разглядывать публику. «Можешь отличить, кто здесь русский, а кто – нет?» – спросила я у него. «Могу. Вон те женщины, у которых подошвы туфель красного цвета, точно русские».

Да только, похоже, отстали от моды наши светские дамы: в мае цветовой код туфель от Кристиана Лубутена изменился. В честь столетия знаменитого универмага Selfridges на Оксфорд-стрит дизайнер выпустил ограниченную серию одной из самых популярных моделей, заменив красный цвет платформы на ярко-желтый. Шедевр обувного искусства моментально раскупили.

Мария Владимирова
Мария Владимирова

***   

Пока Selfridges проводит праздничные фестивали и выставки, другому универмагу, Harvey Nichols, не до веселья. Грабители на мотоциклах разбили молотками стекла, за несколько минут обчистили витрины, захватив с собой ювелирных изделий на десятки тысяч фунтов, и были таковы. За последний год эта неуловимая банда наворовала вещей на четыре миллиона фунтов стерлингов.

Но настоящим грабежом посчитали англичане майское предложение правительства ввести налог «для богатых». Министр финансов Алистер Дарлинг ратует за то, чтобы все, кто зарабатывает 150 тысяч фунтов в год и больше, отдавали ровно половину дохода государственной казне. Британскую экономику, которой сейчас плохо так, как не было со времен Второй мировой войны, необходимо поддержать, объясняет министр. Расходы на спасение банков измеряются сотнями миллиардов фунтов, и кто-то должен за это платить. Однако для прижившихся в Лондоне богатых россиян это не очень-то приятная новость. Банкиры боятся, как бы русские бизнесмены не начали покидать британскую столицу.

Менее состоятельные лондонцы делиться готовы, но не деньгами, а хорошим настроением. Оператор мобильной связи T-Mobile устроил грандиозный флешмоб под девизом «Жизнь – чтобы делиться» (Life's for sharing). Собрали на Трафальгарской площади тринадцать с половиной тысяч человек, раздали микрофоны и включили на огромном экране караоке The Beatles «Hey Jude». Даже Пинк пригласили в качестве тяжелой артиллерии: певица неожиданно появилась прямо посреди толпы, скинула капюшон и присоединилась к поющим. В феврале T-Mobile уже устраивал нечто подобное: сотни людей на станции Liverpool Street вдруг начали отплясывать рок-н-ролл и буги-вуги. Успех того ролика превзошел все ожидания: люди пересылали друг другу ссылку на YouTube, в результате чего число просмотров перевалило за десять миллионов.С