Анна Качуровская: Несдающие дети
Единый госэкзамен для всех российских школьников введен с 2009 года. До этого почти девять лет он был в экспериментальном режиме, и каждый год всплывает какой-нибудь скандал.
С самого начала против ЕГЭ выступало практически все ректорское сообщество во главе с ректором МГУ Садовничим: они обвиняли Министерство образования в том, что оно отупляет абитуриентов тестами (ЕГЭ — это набор тестовых заданий). А министерство образования в ответ заявляло о повсеместной коррупции в вузах. В противостоянии выиграло министерство, теперь деньги идут мимо вузов.
Впрочем, появились новые схемы. Так, например, из года в год в Чувашии самое большое количество 100-балльных работ. Сдать на такой высокий балл можно, если очень высокий уровень подготовки. Очевидно, до того как ввели ЕГЭ, мы что-то не понимали про школы Чувашии. Кроме традиционных коррупционных способов решения ЕГЭ, в которых работает регион целиком, есть и совершенно уникальные. Например, можно купить набор для сдачи экзаменов по цене от 3 тысяч до 6 тысяч рублей. В комплект входит маленький наушник, который вставляется в ухо, и микрофон, он прячется под рубашку. Задача абитуриента — сидеть и тихо под нос бубнить задание, а умные люди с мобильного телефона тихо в ухо отвечают решение. Другие способы менее эффективные. Так, например, студенты, которые пришли сдавать за школьников в этом году, погорели на том, что наблюдатели (это, как правило, учителя из других районов) заметили, что у них не проверяли паспорта.
Совершенно очевидно, что как бы Министерство образования ни ужесточало контроль за сдачей экзамена, способные обмануть найдутся всегда. В том, чтобы дети хорошо сдавали, заинтересованы не только родители, но и учителя. Изначально в реформе образования было заложено, что школам, в которых ученики показывают высокий результат, государство будет перечислять больше денег. Пока так не происходит, но все к этому идет.
Но все-таки плюсов от ЕГЭ больше. Во-первых, не надо ехать в вуз, чтобы сдать экзамен — результаты принимаются по почте. Во-вторых, можно разослать результаты в несколько университетов. Ну, и в-третьих, все-таки в случае с ЕГЭ нет одного человека, которому можно заплатить. Коррупционная схема стала настолько сложной, что проще не платить. Есть и еще один момент, но последнее время его не обсуждают в прессе. Введение этих экзаменов — это часть обязательств, которые взяла Россия, подписав Болонскую конвенцию в 2003 году. Таким образом, Россия пытается войти в единое европейское образовательное пространство, чтобы в будущем российские абитуриенты без дополнительных экзаменов могли поступать в европейские вузы. Но в это, правда, верится с трудом.