Алексей Байер /

Неизвестный, который перечил Хрущеву

Эрнст Неизвестный вошел в историю искусства своими скульптурами, а в историю России спором об искусстве с самим Хрущевым

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Новый, 1977 год я справлял в незнакомой русскоязычной компании на Парк-авеню. Там был только что приехавший в Америку Неизвестный — невысокий, плотно сбитый, немолодой уже мужик с агрессивными усами. Очень мачо. Про него все знали громкую легенду, о том, как в 1962 году на знаменитой выставке современного советского искусства в Манеже, он посмел возразить самому Хрущеву. Версий о том, что, собственно, произошло на выставке даже по горячим следам ходило предостаточно, и различались они самым радикальным образом. Все они сходились лишь на том: Хрущев по обыкновению осыпал всех матерной бранью, называл художников «пидарасами» а их произведения «говном», но при этом Неизвестный перед ним не стушевался а что-то ему такое едкое ответил.

Хозяйка нью-йоркской квартиры, как выяснилось, была Неизвестному кузиной. На Новом Году скульптор явно скучал, и, выпив достаточно шампанского, вышел на середину обширной гостиной и громогласно продекламировал:«Из-за леса из-за темного..», — и далее по тексту. Чопорные старые эмигранты, уехавшие из России задолго до ее великой люмпенизации, были в шоке.

Как-то было непохоже, что этот усатый озорник был тем самым Неизвестным, который не испугался самого Хрущева. Ведь чтобы холоп спорил с государем, даже если — тем более, когда — он называется Первым секретарем — в российской истории штука почти беспрецедентная. Как тогда, так и в наши намного более вегетарианские времена. И сегодня, первый человек в государстве обычно устраивает разнос, а кроме Шевчука смельчаков, осмеливающихся открыть рот в ответ, что-то не припоминается.

На днях я вновь встретил Эрнста Иосифовича. Напомнил ему ту старую историю на Парк-авеню и декламацию похабного четверостишья.

«Историю не помню, — засмеялся он, явно польщенный. — Мне уже почти девяносто лет, да и память у меня художественная. Вот лицо ваше мне знакомо, это у меня профессиональное, а историю, нет,не помню».Осмелев, я спросил, можно ли его сфотографировать. Днем я задавал вопросы от участников проекта «Сноб» Филиппу де Монтебелло. Это прославленный бывший директор музея «Метрополитен» и столь же примерно легендарная личность в Нью-Йорке, как Неизвестный в Москве. Сфотографировав утром де Монтебелло, для полноты искусствоведческой картины во второй половине дня я захотел снять и Неизвестного.

«Мне на Монтебелло насрать, — рявкнул он с неожиданной горячностью. — А снимать меня не надо».

И тут все встало на свои места. Сразу стало ясно: да, этот маленький ершистый старик вполне мог осмелиться перечить Хрущеву. А может, он за эти пять десятилетий просто дорос до своей великой легенды.

Комментировать Всего 7 комментариев

Это несерьезное утешение. Скорее наоборот. Показывающее, что Маэстро не со всеми чурается фотографироваться.

или что ответил Неизвестный...

Мне тут другая фотография попалась - в МИЭТе, который я закончил, на стене библиотеки был барельеф, созданный Маэстро

 

"Скульптор был в опале с 1962 года. Тогда Н. С. Хрущев посетил в Манеже выставку художников, и ему особенно не понравились полуабстрактные фигуры Э. Неизвестного. Никита Сергеевич произнес тогда фразу, задевшую самолюбие автора: «Какой ты скульптор?! (и далее — матом)». В тон генсеку Неизвестный резко ответил, что когда тот умрет, памятник на его могиле поставит именно он. Так и вышло: Хрущев в завещании просил, чтобы памятник на его могиле соорудил Эрнст Неизвестный: это была арка, одна половина которой из белого мрамора, вторая — из черного."

http://mzel.narod.ru/history/32.htm

Здесь какая-то ошибка. Я видел памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище. Он выглядел так:

Согласитесь, это не арка. Это кубизм. И в нише — голова Хрущева.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Если это кубизм, то почему это не арка?  В кубизме арка вполне может выглядеть как 2 колонны

Согласен. Только арка обычно символизирует внутренний мир и согласие, а жизнь, заключенная между двух колонн— черной и белой, заметим, — означает балансирование между добром и злом, войной и миром и т. п. )))