Мы плохие, плохие люди: мы мало спим, дышим отравленным воздухом, и, главное: сутками сидим, скрючившись, и пялимся в монитор — и все это по собственному выбору. Лично я оправдываю себя тем, что 4-5 раз в неделю получаю хорошую кардионагрузку в зале и удерживаю вес и липиды в хорошем коридоре при помощи диеты. Новая работа эпидемиологов из Университета Западной Австралии показывает: это плохие утешения, потому что вредна сама по себе сидячая поза, и этот вред ничем не перекрыть. Они сравнили 918 больных раком кишечника с 1021 здоровым добровольцем и, подробно опросив об образе жизни, вывели закон: 10 лет сидячей работы повышают риск рака толстого кишечника вдвое по сравнению с отсутствием сидячей работы; при этом спорт и прочие формы досуга никак не влияли на эту закономерность, болели даже самые активные. Если вспомнить, что раньше выходило немало работ о риске сердечно-сосудистых заболеваний при сидячем образе жизни, картина получается нерадостная.

Что «токсичнее» с точки зрения риска рака — суммарное время, которое я провожу сидя, скажем, за неделю или средняя длительность каждого «заседания»? Мне поможет, если я буду вставать и разминаться? Автор исследования, профессор Фиона Булл отвечает: важно и то, и другое. Если с точки зрения рака польза «переменок» не изучалась (так что, возможно, они тут не помогут), то для липидного обмена этот вопрос хорошо изучен: встать и пройтись раз в полчаса — полезно.

«А еще в мире входят в большую моду стоячие рабочие места; у меня как раз такое», — сказала профессор, опередив меня буквально на полфразы — я как раз собирался похвастаться моим передовым главредом:

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Не вредно ли так много стоять? «На недавней конференции в Мельбурне мы обсуждали и этот вопрос: да, возможны последствия для спины и для вен ног. Видимо, в любом случае важно делать перерывы и ходить. Наше тело просто не приспособлено к культуре, в которой мы сидим на встречах, сидим за работой, за ланчем, за телевизором, в транспорте», — ответила профессор Булл.

Ее специализация — эпидемиология стран, где происходит переход от бедности к среднему достатку. Профессор объяснила мне, что в Бразилии, Китае, Индии, Таиланде, ЮАР наблюдается бурный рост заболеваний, связанных с сидячим образом жизни. Я сразу подумал: как знать, была ли особая волна рака перед войной — у тех крестьян, что сели за бюрократические столы при индустриализации России?

В любом случае, сегодня мы все под ударом. «Скажите, а есть ли понимание конкретного механизма — как неподвижность вызывает рак?» — спросил я в надежде, что получу намек на рецепт. «Это нас самих очень интересует — и это будет следующей стадией наших исследований», — пообещала Фиона Булл.

Может быть, когда станет понятно, как конкретно сидячая поза вызывает рак, придумают противоядие, химическое или механическое — и мы сможем сидеть, как цари, на своих офисных тронах, без чувства вины… А пока — шагом марш, на прогулку!