Варвара Бабицкая /

В Перми пишут челобитную Путину на Гельмана

Коммунисты, поэты и казаки против современного искусства

Фото: Арсений Несходимов
Фото: Арсений Несходимов
+T -
Поделиться:

Творческие профсоюзы города Перми провели у Пермского академического театра митинг против культурной политики в регионе и лично директора музея ПЕРММ Марата Гельмана, вице-премьера правительства Пермского края Бориса Мильграма и министра культуры Николая Новичкова. Как сообщает в своем блоге Марат Гельман со ссылкой на «Эхо Москвы», собрались «250–300 человек — артисты Театра оперы и балета, "Театра-Театра", коммунисты, поэты и казаки». Претензии обычные: понаехавшие московские варяги расходуют бюджетные средства края на свои богомерзкие скульптуры в виде надкусанных яблок и рисунки на заборах, в то время как коренные пермяки не видят ни денег, ни уважения.

Поэтому коммунисты, поэты и казаки приняли резолюцию об изгнании варягов и собираются идти с ней к ней царю-батюшке — краевому прокурору, Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину.

Пермский проект в последние годы — любимая утопия культурной общественности: это место далекое, то самое святое «пусто место», где нет ничего, а стало быть, можно построить с нуля культурную столицу Европы. Столичные деятели искусства потянулись на Урал за азартом — освоить целину, а вовсе не за длинным рублем. Галерист Марат Гельман, режиссер Эдуард Бояков, дирижер Теодор Курентзис, художник Николай Полисский — сказка все больше напоминает быль.

Пермскому краю, прежде депрессивному, от этого сплошная польза, удовольствие, движуха и новые рабочие места. Видимо, поэтому людям, которые в каких-то целях (Гельман считает, что в политических) все еще пытаются раздувать абсурдистский конфликт между краеведческим музеем и галереей современного искусства, приходится привлекать уже какие-то совсем маргинальные общественные ресурсы. Они рисуют таким образом мрачную картину «Пермяки — соленые уши против всего хорошего»: современного искусства, барочной музыки, нового театра, а еще, говорят, геев и даже синагоги. И тем самым в простоте душевной оказывают огромную услугу варягам.

Ведь Марат Гельман или Эдуард Бояков не представляют в Перми какой-то передовой край, ничего эпатажного или этически сомнительного. Они привезли туда самый что ни на есть мейнстрим — почтенный, обросший в столице жирком. Искусство хорошее, общеизвестное — такое, из которого давным-давно ушел конфликт. Всякое актуальное искусство со временем, если выживает, вступает в эту фазу неизбежного взросления, расставаясь не без сожаления с протестной юностью.

Так что коммунисты, поэты и казаки, а также духовный вождь пермского культурного сопротивления, писатель Алексей Иванов, сделали, можно сказать, царский подарок колонизаторам, пытаясь представить скульптуры в виде надкусанных яблок чем-то скандальным.

Любопытно и очень символично выглядит в этом свете сама эта акция протеста против культурной экспансии. Демонстранты держат в руках таблички с лозунгами: «П — это позор», «П — это пустой пиар», «П — это плевок в душу», и «Пермь — не помойка для псевдокультуры». «П» — это логотип, навязанный, по мнению протестантов, городу дизайнером Артемием Лебедевым. Однако вредоносное П подчинило себе и шрифт, и верстку транспарантов, так что у казаков, коммунистов и поэтов получились очень прогрессивные с дизайнерской точки зрения знаки протеста, а над ними реют красные знамена с серпом и молотом. Последовательнее было бы, наверное, написать славянской вязью, но видно, псевдокультурная зараза проникла в умы. Похоже, одну статью бюджета пермская культурная революция действительно может сократить — расходы на рекламу: трудно придумать более удачное размещение логотипа, причем совершенно бесплатно.

Комментировать Всего 13 комментариев

Интересно, в какой момент стало возможным считать, что наши с тобой, например, Варьк, вкусы важнее вкусов тех самых пермяков, которых ты тут так блистательно-иронично разделываешь под орех.

блистательно

Куда там блистательно.

Даже не иронично (потуги не считаются). 

А Марат Гельман  ехал в Пермь "польза, удовольствие, движуха и новые рабочие места" создавать  или культуру "ставить"?

Аргумент про "движуху", которым должны были возрадоваться пермяки, не из той оперы, как говорится..

Статья навивает на мысли о начале процесса "мягкого отхода с минимальными потерями авторитета" Гельмана из Перми.

Известно же, что народ не тот..

Эту реплику поддерживают: Владимир Владимирович Громковский

КРАСНОЕ-ПРЕКРАСНОЕ...

Слышал, что главное недовольство у протестующих вызывают фигурки красных безголовых человечков, появившихся на улицах города в виде городской скульптуры. Что ж удивительного? Марат просто напомнил, кто управлял страной весь ХХ век: безголовые красные человеки. А в XXI веке им на смену пришли красные человечки. Просто за последние два десятилетия размер homo soveticusa порядочно измельчал...Вот правда глаза и колет. 

Владимир, был я в Перми ... человечков видел... поразили своей ненужностью

Эту реплику поддерживают: Варвара Турова

зачем без головы-то...вероятно намек, что головы им почитатели открутили еще тогда. и продают отдельно

.

Фестивали и всякая движуха, которая происходит в Перми это дико круто.

Но мне кажется, люди, которые все это устраивают, дико увлеклись идеей "вы тут жили в говне, а теперь мы вам тут устроим счастье", и устраивают это счастье совершенно без учета контекста, традиций и привычек.

Наверное, подобные ошибки неизбежны,

Но тогда стоит ли удивляться тому, что многих в Перми все это страшно раздражает?

Понимаешь, о вкусах тут никто не спорит - ни я, ни жители Перми. Их ведь красные человечки не по эстетическим причинам раздражают. Они просто полагают, что на этих ненужных человечков потратили кучу денег, которые по их разумению следовалы бы потратить на что-то другое. Беда в том, что это не так просто устроено. Я когда-то писала об этой экономической проблеме подробно, если любопытно.

Варь, не думаю, что мы можем тут с тобой, быть уверены на сто процентов, что именно "их" раздражает.

Но я уверена, что менять жизнь города, пусть даже и в лучшую сторону, нужно как-то мягче и тактичнее, чем это происходит в Перми.

Как интересно, отношение "простых" людей к современному искусству..

Исторически, искусство было совершенно неот'емлемой частью общественной жизни. Начиная с десятков тысяч лет назад, как в недавнем фильме Герцога  по Пещеру Шове, где ясно видно, что эта настенная живопись носила религиозный характер. Искусство очень даеже было "народным", понятно, что в итальянском возраждение оно было выражением духа и религиозного чувства народа. Это все выглядет очень гармонично и естественно проистекает одно из другого. Маньеристов не обвиняли в отходе от духовности фра Анжелико или красот и гармонии раннего Рафаэля, а старое всегда с легкостью сменялось на новое. Мало кто рыдал о том, что "уродливые" церкви позднего Рима "украсили" второсортным Барокко.

Все очень изменилось примерно со времен импрессионистов. Очень странно читать, что на ранних их салонах люди покатывались со смеху над их картинами и запускали в них огрызками яблок. Но сейчас существует четкое разделение. Современное искусство--это такая штука, которая что-то говорит элите, и совершенно ничего--народным массам. В США очень любопытная в этом отношении ситуация. "Народ" совершенно ничего не знает, и знать не хочет, о даже совершенно устоявшихся столпах современного искусства, не знаю, де Кунинге, Джексон Поллаке.  Совершенно не читает никаких стихов, кроме библейских. Это такая штука, которая в городах, среди богатых. Многократный кандидат в президенты США Пат Бьюкэнен очень хорошо выразил это отношение, сравнив "современные" -- т.е. где-то середины прошлого века-- абстрактные скульптуры на газоне Нац. Геллереи с гигантскими собачьими какашками.

Но когда "народ" хочет искусства, он выражает свое мнение сильно и гневно. Например блистательный мермориал павшим во Вьетнаме не понравился ветеранам, и они построили такой соцреализм рядом, два кореша под руки ведут ранетого война.

В Перми то же самое, наверно, просто разделения не произошло. Казаки считают, что они с Гельманом живут в каком-то одном социуме.

Опять же, вот я ровно об этом, мемориал у вас "блистательный", а рядом "соцреализм такой".

то есть сраные ветераны не оценили великое искусство, да? то есть вы, и, например, авторы мемориала, правы, а эти самые ветераны - нет?

я вот ровно об этом и спрашиваю, в какой момент мы решили, что наш вкус ценнее и круче и имеет больше прав на существование, чем чей-либо другой?

Вы шутите надо мной, или как?

МЫ--ну или они, яйцеголовые--решили это для себя. Точно так же, как мы или они решили что ходим в условно говоря на--что я у вас видел?--ВИА Татьяну, а не об'единенный сборный хор милиции. И вы решили, условно говоря для себя и для нас, что вам и нам нравится, а что нет.  И каждый это свое отстаивает.  Ветераны считали, что этот монумет порочит память их товарищей и считали, что строить его нельзя. Вотевер. Не задаваясь, правда, вопросом про кто решает. А я считаю что их статуя порочит память моего поколения. Так и живем. Зовется это в просторечии культурными войнами.

А вопрос кто решил, а судьи кто, это все как-то безовтетно.

смотрел ток-шоу (год примерно назад), где пермяки, деятели культуры против Марата Гельмана. там не ахти какие суммы звучали - 50 млн.рублей в год стоит это хулиганство. мне кажется, губернатор должен был сразу местных вовлечь в этот процесс. не обрубать их так. они в дискуссии были более убедительны. там еще конфуз получился, когда девушка из группы поддержки Гельмана заявила, что после дизайнерских внедрений Марата в Перми бизнес расти начал, и в том проявляется благотворный эффект варягского искусства. ее друг владелец сети гостиниц, мол построил несколько гостиниц в Перми. тут же выяснилось, что в городе всего их две и никаких сетей отродясь не бывало.

вообще такие вещи лучше финансировать не из бюджета. 

бюджет - это для бедных. а тут "мажоров" допустили в казну. вот и скандал.