Когда-то я прочитала у одного психолога, что жить можно с кем угодно, если умеешь договариваться, и была в ужасе. Потом попробовала применить эту идею в своей жизни лет 12 назад и была в депрессии. Сегодня, когда я думаю об этом, мне кажется, что в этой идее много мудрости.

За это время я видела немало пар, которые живут, например, как Анна и Николай. Они вместе 7 лет, из которых шесть спят в разных комнатах. При этом они лучшие друзья, отличные партнеры по периодически случающемуся бизнесу, веселые родители. Никаких мух в борще, невымытых полов и истерик по поводу измен. Они просто договорились. Обо всем. И живут так, потому что им это удобно: в бытовом плане, в социальном, в экономическом, наконец. И более того, если раньше говорить об этом было стыдно и неприлично, сейчас семьи по договору становятся столь же легитимны, как и обычные семьи по залету, по любви, по расчету et cetera. Причем этот договор может касаться чего угодно: быта, денег, секса или воспитания детей. Родители договариваются о том, что, например, жена будет зарабатывать деньги, а отец — сидеть с детьми. Или о том, что они живут в открытом браке и имеют право на параллельные отношения. Или о том, что для сохранения отношений им больше подойдет гостевой брак или потребуется психолог и тайм-аут на пару месяцев.

Психолог Нина Рубштейн говорит: самое главное, чтобы все договоренности были известны участникам процесса, соблюдались и ни у кого не было никаких иллюзий. То есть как в бизнесе, продолжаю я. Создаешь ООО — будь любезен составить устав, учредительный договор, решить, кто будет бухгалтером, и перечислить процент от дохода государству. Мне кажется или все параллели настолько очевидны, что их даже нет смысла проговаривать отдельно? Особо мне импонирует тут название «общество с ограниченной ответственностью». Когда-то, когда я училась на юриста, помимо ООО существовали в России такие товарищеские объединения, когда при развале компании ты отвечал не только уставным капиталом, но и всем своим имуществом... Вот мне кажется, что разница между современной семьей и семьей, скажем, столетней давности — она примерно такая же, как между ООО и этим самым товариществом. Сейчас ты рискуешь десятью тысячами уставного капитала и можешь в любой момент начать все по новой. А раньше рисковал всем. Нельзя не признать, когда снижаются риски, снижается и ответственность: не получится — пойду дальше. Предложение «закрыть ООО за три дня без долгов и потерь» вы найдете в любых газетах на той же полосе, где «аборты без операции» и «развод без присутствия».

Тем ценнее, думаю я, когда выбор совершается в твою пользу: человек может выбрать свободу, а выбирает тебя. Пусть не навсегда, а только на сегодня, с возможностью завтра подняться и пойти своим путем, в соответствии с договоренностями и уставом. Но если и завтра, и послезавтра, и еще через десять тысяч завтр он будет по-прежнему выбирать меня, а не сосуществовать со мной из страха или невозможности жить иначе, не ценнее ли это всевозможных общественных гарантий стабильности? И я вижу в этом даже больше романтики, чем в слове «любовь», которое я здесь ни разу не упомянула.