Ксения Семенова /

К образованию одни вопросы

Участники проекта «Сноб» обсудили образование с директором американской школы и биофизиком, развивающим новые технологии в обучении. У спикеров оказались настолько разные взгляды, что свести их к одной теме модератору не удалось

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Борис Беренфельд, биофизик, создатель проекта Global Lab, говорил о медицине, доказывая, что медицина и образование похожи и что, как и в медицине, будущее образования за индивидуальным обучением. Ему возражал Джордж Дэвисон, директор самой старой начальной школы-пансиона Grace Church School (основана в 1894): «Образование не может быть успешным без социализации. Здесь образование и медицина расходятся кардинально». Преподаватели должны обучить ребенка тому, что позволяет обществу функционировать — взаимодействию друг с другом: «Двухлетние дети — это пещерные люди. Какое у них любимое слово? “Нет”. Они должны быть социализированы и уметь общаться друг с другом. Социализация индивидуальностей в сложносочиненное общество необходима. И это работа школ».

Борис Беренфельд поднял вопрос, кем должен быть учитель — постоянным спутником в обучении или просто советником? По мнению Дэвисона, учителю очень важно видеть ответную реакцию ученика, в соответствии с этим корректируя процесс обучения. Он говорил, что можно поместить ребенка у компьютера и дать ему знания, но он никогда не научится взаимодействию, которое необходимо для функционирования здорового общества. И это как раз обязанность учителя. Быть грамотным ведь совсем недостаточно. Вопрос, что мы хотим в результате? Кого хотим получить?

Джордж Дэвисон снова вернулся к сравнению с медициной, заявив, что образование не развивалось так же стремительно, потому что до сих пор нет согласия, единства и точного понимания, как же оно должно развиваться. Дэвисон предложил свою версию, почему людям важно получать оразование. По-английски это звучит как Multi-S: люди хотят быть защищенными (safe, secure), знать, какими правами они обладают, и получать преимущества от своей образованности; вторая S — это успех (success), который достигается благодаря образованию; и последняя S — значимость (significance), которую вам дает ваша работа, основанная на знаниях. И все эти S определяются самостоятельно для каждого человека. Потому что у каждого свои понятия об успехе, значимости и так далее.

После дискуссии вопросов лично у меня оказалось больше чем ответов. Все эти темы так или иначе затрагивались во время обсуждения, но до конца доведены не были. Оправдано ли домашнее образование? Действительно ли будущее образования за индивидуальным обучением? Повсеместное распространение образования это хорошо или плохо? Вопрос соревнования — насколько этот элемент должен присутствовать в обучении? Какие требования к образованию ставит глобальное взаимодействие стран? Если раньше что США, что советский союз были изолированы от остальных стран, поэтому большее внимание уделяли собственной истории, то теперь, когда все интегрированы в мировое сообщество, для лучшего понимания происходящих в нем процессов необходим гораздо более широкий взгляд. Как найти время, чтобы обучить всему, что необходимо знать?

И может прав Борис Беренфельд, который призывал всех не говорить о прошлом и настоящем образования, а сразу задуматься о его будущем, потому что стандартными методами и подходами к образованию проблем не решить. Беренфельд, всю дискуссию сравнивающий образование с медициной и доказывающий их похожесть, обещал в ближайшее время написать об этом подробный материал, где он обоснует свою позицию. Уверена, там будет о чем поговорить и с чем поспорить, но пока: на какие размышления эта дискуссия навела вас?

P.S. Выражаем огромную благодарность Александру Нератову за предоставленное помещение.

Комментировать Всего 20 комментариев

Я бы сказала, что вечер удался. Несмотря на то, что мне лекция/дискуссия не понравилась.

На мой взгляд, сильно подкачала модерация. Обожаю Борю Беренфельда, но его было очень плохо слышно. То, что все-таки было слышно урывками, имело больше отношения к медицине, чем к образованию. Второй господин (дальний родственник Шереметьевых) оказался довольно нудным бюрократом от образования. Вернее, его речи звучали как речи нудного бюрократа от образования, ну а какой он сам в близком рассмотрении на базе одной лекции сказать трудно. Сомневаюсь, что я отдала бы ребенка в его школу. А вот Дима Бинкевич, которому я задала этот же вопрос после лекции сказал бы, что отдал. Было приятно, что речи этого спикера спровоцировали гул негодования в аудитории, ну и самые рьяные негодующие познакомились поближе после лекции. Этим узким кругом мы опорожнили бутылку грузинского бренди (понятия не имела, что оно существует в природе). В общем, я познакомилась с прекрасными новыми снобчанами -- новыми для меня, так как, видимо, у них просто нет времени участвовать в дискуссиях на сайте. Обменялись имэйлами, телефонами, так что остаемся на связи и будем встречаться.

Студия Нератова и сам Нератов прекрасны! Французский эклектичный аmbiance и красная шипучка скрасили занудность лекции. И, как ни станно, ушла я с нее, разделяя взгляд Алексея Цвелика, хотя пришла на лекцию как раз наоборот разделяя то, что было прекрасно выражено в длинном комменте Лены Сиянко.       

В итоге я так и не поняла, что же происходит с образованием и в образовании (тоже ушла с дискуссии с одними вопросами): с одной стороны -- good intentions, с другой стороны получается, что ведут они прямо в ад... 

All in all, я совсем не жалею, что приехала! Было жутко приятно увидиться с Борей Беренфельдом, с Ириной Абариновой (хотя наши планы на следующее утро провалились из-за того, что ночью разошлись поздно), с Ириной Ткаченко, с Лешей Цвеликом, с Леной Сиянко, с которой мы остались болтать в Falai уже после того, как все разошлись, познакомиться с Нератовым, с которым мы за ужином обсудили нашу страсть к барокко... Короче, давайте собираться почаще! 

"...давайте собираться почаще... и садиться кру'гом.

- Катерина права... надо собираться почаще...

Огромное спасибо Александру Нератову: атмосфера его студии, и главное, он сам –– располагают к дискуссии. Пожелания к организаторам: хорошо бы, чтобы у гостей были именные таблички, вроде тех наклеек, где имя пишешь сам... и главное – расссадка. То, что сидели рядами, как на собрании, во главе с президиумом, не способствовало дискуссии... Да и видно с дальних рядов было, видимо, не очень....

Катерина, как человек деликатный, устроилась в последнем ряду, и ей не очень хорошо слышно было... хотя "on the plus side"... оттуда было рукой подать до того самого грузинского бренди...:)).  Мне кажется, что сидеть кругом было бы лучше... все бы всех видели... После встречи, в кулуарах, под Prosecco, была возможность познакомиться и пообщаться, даже поспорить... Еще раз огромное спасибо Лене Сиянко за организацию и Александру Нератову за гостеприимство. 

Ты знаешь, а ведь я тоже подумала о том, что было бы намного лучше, если бы сидели в кругу (кругами?) :) 

Я устроилась не в последнем ряду, а где-то посередине, проявляя одинаковое уважение и к тебе, и к бренди! :) 

Жаль, что я не смог попасть на этот вечер, но, в дополнение к другим проблемам этого дня, еще и разболелся и чуть не заразил Борю, который не выдержал моего кашля и был вынужден отказаться от постоя :)

Что касается позиций докладчиков, то Беренфельд мне друг, но ... я согласен с утверждением Джорджа Дэвисона, что «Образование не может быть успешным без социализации. Здесь образование и медицина расходятся кардинально». 

После долгой тирады Джорджа Дэвисона о пользе социализации, поднялся скромный интеллигентный Семен Миллерман, и спросил Джорджа, как он прокомментирует то, что всякий раз по окончанию уроков в соседней с ним Abraham Lincoln High School территорию школы оцепляет полиция, "как тюрьму", по выражению Семена... "и оттуда чуть ли не под конвоем выводят "бугаев под два метра" ... Зачем детям ходить "социализироваться" в такую школу, была суть вопроса Семена... 

Это я все к тому, что т.н. социализация по сути своей оборачивается стратификацией с закреплением деления общества на слои... 

Это и российский феномен не в меньшей мере, чем американский... Вспомним сериал "Школа" Валерии Гай Германики 

Вопрос риторический, но не задать его трудно: кто бы хотел, чтобы его дети стали объектом "социализации" в Lincoln High или в 9 "а" из сериала Валерии? Я читал комментарии к сериалу на разных блогах... вот выдержка из одного из них: я училась в элитной гимназии, допуст им, да, у нас не было слишком большой жестокости, но разделения по группам и всякие ножения <так в тексте, ББ> друг-другу были и есть у всех, сплетни, угары над кем-то <!!!, ББ> это есть в каждом обществе!!! Обрати внимание на "угары над кем–то"... 

Боря, я могу привести примеры, когда самолеты падают и корабли тонут. Надо ли перестать их выпускать и использовать. Ты привел примеры очень плохих школ. Мне теперь что, привести примеры ужасных условий индивидуального воспитания и обучения? Их тьма в литературе. 

Речь же не о том, что во всех школах сегодня хорошо, а речь о том, что ребенку надо расти среди людей и свертников. Другое дело - как это сделать наилучшим образом, как не допустить школы типа той, что ты описываешь

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Я думаю, что и школы, и больницы отомрут... наряду с мануфактурами и конвейерным производством... Школьно–урочная система во многом дитя Индустриальной революции конца 18 – начала 19 вв. Ее главной задачей было быстрое и массовое обучение письму и арифметике безграмотных крестьян... т.н. "социализация" никогда не была целью образования... (ты же не считаешь уроки обществоведения "социализацией")... Если она и происходила, то вопреки... а не благодаря школьно–урочной системе (во дворе, после школы, в кружках, на дискотеке, наконец)... Школа, какой она есть – как организация – вредна! Билл Гейтс тоже так думает, кстати :)), но в отличие от меня, он не только об этом пишет, но и потратил два миллиарда долларов на создание малых школ... внутри существующих... (типичное Windows решение) ... и проект провалился ... существующая парадигма школы в принципе обречена, IMHO

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

А более подробных конспектов нет? 

Очень интересна лекция Бори. Увы, в Москве мы обсуждали это уже глубокой ночью, в чудесной компании под какую-то вкусную еду. Но те тезисы, которые он озвучивал были очень и очень интересны. Хотелось бы прочитать (а может и видео есть?) чуть больше. Наверняка же есть материалы, если это Сноб устраивал?

Алиса, Борис обещал на этой неделе опубликовать отдельный материал на эту тему. Так что, спасибо, что спросили, теперь он точно не сможет отлынуть :)

Эту реплику поддерживают: Алиса Маннанова, Катерина Инноченте

Заодно и я восполню пробелы :) 

Ксения и Елена - спасибо, девушки, за организацию вечеринки и возможность пообщаться с соснобами (от "сограждан"). Слова благодарности Александру Нератову за гостеприимство и долготерпение -- народ расходился не в заявленные 9 вечера, а значительно позже :)

 Очень приятно было обнаружить живьем кое-кого из снобчан, в виртуальном мире "лежащих на дне"  (нехватка времени и пр) - очаровательные люди! Алеше Цвелику спасибо за путешествие и за чудесную статью о состоянии оборазования в Америке , которую я прикарманила по умолчанию :)  Ирине Абариновой - за то, что заставила меня в тот день событие найти на сайте.

Катерине спасибо за отчет - всё так, Катя, согласна.

НО!

Ребята, при всем желании общаться хоть рядами, хоть кругами, от такой интереснейшей темы я лично ждала гораздо большего. Дискуссия - как и вопросы аудитории - растеклись непозволительно широко мыслью по древу, и потеряла какой-либо фокус с самого начала.  Говорить - и долго - можно на бесконечное количество под-тем, но не было бы лучше сузить диапазон проблем и перевести их в более практическую плоскость?

Я видела, как уходили со встречи участники со словами о том, как для них тема образования  актуальна - дети идут в школу. Я насчитала полдюжины присутствующих - не опрашивая никого сама - со схожим вопросом в голове: этому кораблю нужен четкий курс в плавании.

Куда и как, в какую школу? В чем одинаковость американских школ и в чем их существенные различия? К чему должен быть готов ребенок, а к чему - родители? Куда движется американское образование?  На чем оно стоит, в конце концов ? Ведь оно принципиально отличается от российского и по содержанию, и по методике, по предметам и практике преподавания. 

Что можно реально от него ожидать в сравнении с Европой и Россией? Эти и другие вопросы, мне кажется, модератору помогли бы сделать разговор гораздо более информативным и многосторонним. Включили в него и преподавателей-снобчан (коих немало), и тех, чьи дети уже выросли, и администраторов школЕ и вообще кого угодно. 

Даже отправив детей в лучшие школы, известные мне россияне в Нью Йорке проходят  долгий и часто мучительный процесс адаптации к местным школам - по мере того, как через опыт обучения ребенка понимают, что лежит в основе и направленности американских школ, и их стилей, атмосферы, традиций и пр. Мучительный! Год-два уходило у моих приятелей, чьи дети оказывались в очень хороших местах, на то, чтобы привыкнуть и научиться ориентироваться на местности. 

Я думаю, Ксения и Елена, что если не бросить эту тему, то к ней будет удержан долгосрочный интерес у вашей аудитории.  Все более широкие философские аспекты системы образования будут всплывать сами собой в виде контекста в обсуждении конкретики.

Надеюсь, участники вечера меня поддержат. Что думаете?

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте, Irina Abarinova

Абсолютно согласна с Ириной. Содержательного разговора на этот раз не получилось. Борис Беренфельд, судя по всему, милейший человек. Но причем здесь его видение Health Care system? Тема и так была заявлена слишком широко, а тут еще и вопросы медицины...   

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Ириша, статья Леши Цвелика о состоянии образования в США у меня - держу для тебя. Давай стыковаться на этой неделе.

Я тоже считаю, что тему нельзя бросать, ни в коем случае. Этой несложившейся дискуссией мы только царапнули поверхность. 

Борис Беренфельд Комментарий удален автором

Борис Беренфельд Комментарий удален автором

Школы и больницы? Что хуже...

Уважаемые Ирины ...

Вы правы, разговор вышел примерно по Крылову... меня тянуло обсудить будущее школы... На мой взгляд, в скором будущем она исчезнет, уступив место более индивидуализированным формам обучения, поддержанным новыми технологиями...а Джорджа Дэвисона тянуло защищать его школу, которая скорее всего хорошая в том смысле, что удовлетворяет родителей, которые платят тысяч эдак $40 в год... 

Кстати, после встречи мы долго говорили с Дашей Зиборовой, ребенок которой – "home schooler". Она объединилась с сотнями других таких же родителей и организовала неформальную структуру поддержки деятельности и социализации детей, которые учатся дома...

На мой взгляд, обе системы, образования и здравоохранения, находятся в состоянии распада...

В США на школьное образование тратится 2.5 триллиона (!!!) долларов в год. Система образования банкротит страну, производя при этом продукцию (учеников) низкого качества...  В том же Нью–Йорке старшую школу заканчивает в лучшем случае около 60% учащихся... а остальные.. "drop out..."

Здравоохранение обходится США eщe дороже: 2.8 триллиона долларов в год. Эта система еще больше банкротит страну и дает не многим лучшие результаты...

Есть, разумеется, небольшое количество частных школ, где учат... и хороших больниц – где лечат... Адреса частных школ NYC известны, попасть туда не просто... но и они, в общем–то, не дают желаемого качества.

Куда двигаться образованию, какой быть школе будущего никто толком не знает... я работаю в этой области :)

Но зато примерно понятно, куда движется и каким должно быть здравоохранение будущего, так как молекулярная биология и молекулярная медицина развиты сегодня много лучше, чем наука о мозге и наука о познании, на которые долюна опираться педагогика. Потому я и пытался на нашей встрече (и буду пытаться далее), провести параллель между медициной будущего и образованием и поглядеть (желательно вместе со снобчанами), какие принципы медицины будущего будет работать и в образовании будущего, скажем через 15–20 лет, когда внуки сегодняшних Снобчан пойдут в школу...

Каким станет здравоохранение ближайшего будущего понятно... по крайней мере тем, кто следит за этой областью. Индивидуализация 

Экий Вы прогрессист  однако.  Я вот смотрю на тенденции и вижу совсем другую картину - образование будущего - это скорее будет некая  имитация основанная на компьютерных симуляциях   точно так же как медицина будущего - это царство плацебо-эффекта и медицинских гаджетов   с неонками и пищалками  и глобальным позиционированием.   Конечно останется и настоящее образование старого типа и настоящая медицина ....но в очень ограниченном обьеме... именно в силу штучности уникальности товара который они производят.   Да и  опять-таки в связи с  раздувающейся демографией  на планете ценность одной человеческой жизни будет скорее падать чем расти.... то есть основными проблемами станут прекращение жизни по достижении определенного возраста  и контроль рождаемости в проблемных регионах......

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

надо жить долго, лет 150, здоровым... и умереть в одночасье

Владимир, вы пишите: "...основными проблемами станут прекращение жизни по достижении определенного возраста"...

Я думаю, что медицина научится предотвращать болезни еще до того, как они возникли... на самых ранних стадиях изменения работы генов... Это, плюс подсадка новых органов приведет к тому, что люди будут жить долго - лет 150 - здоровыми (перестанут банкротить государство), и умирать в одночасье, как машина, у которой все части износились....  

Проблема с долгожительством главным образом не биологическая а социальная...  надо менять весь комплекс прав  связанных с наследованием   и перераспределением собственности  то есть ограничивать   стариков в правах  в пользу молодых  по достижении определенного возраста  который определяется экономическими причинами  а не их биологическим состоянием.

Я лично совсем не верю в молекулярную медицину  ( поскольку сам молбиолог)   - наше будущее  - это киборг  , то есть  ходячая машина для поддержания жизнедеятельности мозга.... работы в этом направлении очень впечатляют,  и вот оно сможет ходить хоть до 200 лет  запросто. И практически не требует еды.

Вот, Борис, спасибо, что вспомнили -- и я бы с удовольствием обсудила тему официального школьногое vs. домашнего образования, плюсы и минусы, общественные стигмы и преимущества...

 Я думала об этом в свое время, поскольку моя подруга таким образом подняла четверых детей (подошло время колледжа - первую девочку приняли в Оксфорд). У меня не хватило смелости - моя дочь в школе. 

И да, система громоздкая и дорогущая, но по большому счету совершенно малоэффективная, несмотря на убеждения директоров частных школ :).  Согласна с Вами - и в частных школах ситуация не розовая.  Как организовать жизнь ребенка так, чтобы эти системные недостатки (которые, кстати, выходцам из России более заметны, чем многим американцам) можно было хотя бы снивелировать, если не возместить. 

Здесь тем - уйма...Вы, кажется, тоже готовы к продолжению разговора -- тепло, тепло :))  Я рада.

по кругу... вреда от школы больше, чем пользы....

Я уверен, что объединившись, 5-7 родителей, особенно таких умных, как Снобчане :)... могли бы создать для детей "малые школы" на дому или (лучше) в арендованных в микрорайонах помещениях... Каждый родитель мог бы взять на себя часть школьной программы... Такие группы могли бы бытъ связаны в более широкие сообщества... Социализация все равно в основном происходит вне школьно-урочной системы: после школы, в выходные, и пр... 

Надо осознать, что школа,  особенно младшая, на 60% выполняет чисто custodial functions - своего рода камера хранения, куда ребенка можно сдать на полдня, а то и на день, а потом взять... Мне не известен честнй анализ травматического влияния школы на ребенка... Я уверен, он значителен... Кроме того, у ребенка не остается свободного времени, на развитие личности, на то, чтобы он делал (изучал) то, что он хочет и так долго, как ему хочется... Я бы еще учил детей в таких домашних школах практически значимым вещам: танго, восточные единоборства, верховая езда, иностранные языки, умение готовить еду, выживанию в сложбых природных условиях, мастерству полемики, искусствам ...  как можно больше экскурсий в природу... с теми, кто ее хорошо знает.

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов