Варвара Бабицкая /

«Гарри Поттер и дары смерти: часть 2». Терапия для аутсайдеров

Великий психотерапевтический урок саги о мальчике-волшебнике заключается в том, что в реальной жизни очкарик-замухрышка победит — надо просто переждать подростковый кошмар

Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти: часть 2»
Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти: часть 2»
+T -
Поделиться:

Мальчик, Который Выжил, покинул нас. Строго говоря, это произошло не сейчас: книжная серия закончилась давно, но экранизации продлили Гарри Поттеру жизнь. После ложной тревоги в ноябре прошлого года, когда «Гарри Поттер и дары смерти: часть 1» оборвала повествование на полуслове, последний фильм, наконец, поставил в киносаге точку. Вокруг меня в 3D летали неприятные белые хлопья покойного Волан-де-Морта, а я размышляла о том, что Гарри Поттер выглядит теперь куда мертвее своего поверженного врага. Ему дорога на заслуженную пенсию, он выполнил свое предназначение. А за осиротевшую армию фанатов, выросших вместе с Гарри, я не волнуюсь: мне кажется, что в данном случае отлучение от груди должно произойти естественным путем.

Почему мы вообще подсаживаемся, например, на сериалы? Они дают нам возможность пожить параллельной жизнью, которая не обманет, тогда как реальность часто разочаровывает. Это может быть социальная утопия, в которой по умолчанию все общество, от президента до фермера, гуманно и жаждет справедливости, для чего приходится, конечно, иногда вычислить и обезвредить отдельный нездоровый элемент, но добро победит в конце каждой серии: таковы The West Wing (о работе Белого Дома), Lie to me (об ученых, читающих человеческие побуждения по мимике и жестам), таков писк сезона — The Good Wife (об адвокатской фирме). Это может быть дружеская идиллия: сериал Friends или его модернизированный клон How I met your mother, где компания друзей делит горе и радость, и мы знаем наверное, что никто из них не переменится, не предаст, не наскучит друг другу и не сманит жену. Наконец, это может быть история аутсайдера, одинокого несчастного психа, который тем не менее круче всех, а его одиночество — просто цена, которую платит супергерой за свою гениальность (самый яркий пример — доктор Хаус, таковы же герой Mad Men или Декстер). С ним-то проще всего идентифицироваться разочарованной душе, для этого не нужно никаких дополнительных условий. Достаточно чувствовать себя аутсайдером, а это чувство так или иначе не минует ни одного подростка. Это как раз случай Гарри Поттера.

Ведь кто такой в сущности Гарри Поттер? Типичный очкарик-заморыш, выращенный маглами, который в реальной жизни был бы первым кандидатом в школьные козлы отпущения. В Советском Союзе он был бы евреем (и его русский клон, героиня подростковой книжной серии Таня Гроттер, не оставляет в этом сомнений). Его лучшая подруга Гермиона — зубрилка и комсомольская активистка, мы таких, образно выражаясь, бушлатами по зоне гоняли; Рон — из бедной многодетной семьи, рыжий и вообще тупой. Но вдруг Гарри оказывается наследным принцем-подкидышем, и все чудесным образом меняется. Автор от щедрот еще награждает его спортивными достижениями, но это уж святое: в англо-саксонской культуре популярность человека, не умеющего поймать снитч, смотрелась бы, видимо, большей фантастикой, чем домовые эльфы, победи он хоть троих Волан-де-Мортов.

Любопытно, что Гарри Поттер — декларативная посредственность. Его единственное достижение состоит в том, что он выжил, да и в том нет его заслуги: его, как мы помним, защитила материнская любовь. Его все называют смелым — так а какой же у него выбор? Даже в последнем фильме, в ходе решающей схватки со злом, все спасительные идеи приходят в голову Гермионе, все подвиги совершает посмешище Хогвартса Невилл Долгопупс, а Гарри просто бродит с отсутствующим видом, потирая свой шрам-радар. И к тому же остался коротышкой, решительно пародией на толкиеновского Фродо, в то время как остальные вымахали, включая его долговязую любовь Джинни, которую поэтому, бедолагу, не подпускают к нему на пушечный выстрел. Единственный их смазанный поцелуй происходит на лестнице. В жизни именно так всегда и бывает в старших классах.

Когда снимаешь одних и тех же актеров долгие годы, сериал или, как в этом случае, киносага неминуемо превращается в реалити-шоу. То Мэтью Пэрри употребляет наркотики, то завязывает — а главный герой Friends болезненно худеет или толстеет от сезона к сезону на глазах изумленного зрителя, то актрисы How I met your mother рожают детей, а сценаристы ломают голову, как обыграть на экране неизбежные изменения фигуры. То вот милые дети из первого фильма о Гарри Поттере вырастают непредсказуемым образом. Именно неумолимая жизненная правда постепенно отлучает зрителя от его психологической зависимости: воображаемая реальность сливается до неразличения с той самой неприглядной действительностью, от которой мы вроде бы бежали. В первых фильмах поттерианы мы игнорируем или высмеиваем скучные магловские реалии, но чем дальше, тем больше они напоминают о себе. Когда в первой части «Даров смерти» Гарри, Гермиона и Рон проникают в Министерство магии и там, разделившись, в панике ищут друг друга, нельзя отделаться от мысли, что мобильные телефоны в этой ситуации оказались бы полезнее волшебных палочек. Магия разрушена. Но это нестрашно, потому что зритель ведь тоже вырос, как и Гарри, — и тоже оказался Мальчиком, Который Выжил. То есть преодолел подростковый кошмар и подростковую мегаломанию и стал нормальным человеком. Нас ведь и психология, и здравый смысл учат, что счастливыми и нормальными вырастают дети, которых мама любила.

Конечно, нам всем безумно нравились экстравагантная психопатка Беллатриса Лестрейндж и демонический амбивалентный профессор Снегг, не говоря уж о безносом Волан-де-Морте, а не нытик Гарри, зануда Гермиона и тормоз Рон. Мой личный фаворит — умопомрачительно сексапильный главарь лесной нечисти, явно усвоивший стиль Джека Воробья из другой, еще далеко не завершенной киносаги, воплощение ненавистного и притягательного двоечника — школьной грозы в глазах робкого хорошиста.

Но в последних кадрах волшебники и волшебницы в совсем не живописных пиджаках и со скучными укладками чинно провожают детишек на поезд. Этот мир совсем не обаятелен, потому что нормален. Великий терапевтический урок поттерианы состоит в том, что в реальной жизни очкарик-замухрышка выигрывает — надо просто подождать. Жизнь всех подравняет. Грозный двоечник сопьется, школьная королева неудачно выйдет замуж и разжиреет, а мы, наоборот, похудеем, вставим контактные линзы, защитим кандидатскую диссертацию и сделаем карьеру в банке, и тогда-то заведем аккаунт на «Одноклассниках» и повесим там свою фотографию с новой «бэхой». Чтоб наверняка уесть Беллатрису Лестрейндж.

Кирилл Подольский считает, что Поттериана инфантилизирует людей; Сергей Тимофеев уверен, что ждать — это худшая из возможных стратегий; Павел Лобанов видит в отношениях Поттера и Воландеморта отражение истории Путина и Ходорковского, а Владимир Кайгородов интересуется, почему шоу-бизнес не может выработать для подростков позитивные модели и пропагандировать нестяжательство или любовь к начальству

Комментировать Всего 39 комментариев

Ну этот трактат просто логическое продолжение Ответов на вопросы М. Прохорова-))) 

"Типичный очкарик-заморыш, выращенный маглами, который в реальной жизни был бы первым кандидатом в школьные козлы отпущения" -) 

"Но вдруг Гарри оказывается наследным принцем-подкидышем, и все чудесным образом меняется."

просто можно разбирать трактат не цитаты.... -)

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

" Великий терапевтический урок «Поттерианы» состоит в том, что в реальной жизни очкарик-замухрышка выигрывает: надо просто подождать. Жизнь всех подравняет".

Вы называете это лечением?

Это не способ помочь  человеку стать  адекватным реалиям, а метод развратить его (дополнительно), предложив из всех возможных стратегий одну: ждать  чуда.

В практике, скорее он сопьется, и перед этим разжиреет.

Иногда подождать  - лучший выход, Сергей.  Подождать не значит ничего не делать)))

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Млада Стоянович

Иногда - да.

Как правило - нет.

ИМХО.

Чудо с Поттером произошло, строго говоря, еще в раннем детстве. Мораль тут скорее не в том, что не нужно ничего делать - он же делает, по мере способностей - а в том, что каждый ценен таков, какой есть. Школа и вообще отношения подростков - это очень жесткая система дедовщины. В ней роли раздают намертво, и от этого страдают не только замухрышки - я очень часто видела, как люди, наоборот, очень популярные среди ровесников и "подающие надежды" старшим потом ломались при встрече со взрослой реальностью, в которой никто тебя не балует, роли перераздают, и нужна, напротив, определенная доля конформизма, чтобы преуспеть.

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Вы знаете, Варвара, у меня есть некое представление о том, что фантазии – это лекарство.

Здесь на СНОБЕ я уже пытался обосновать суть М&М, представив его как «роман-месть», коим сов. интеллигенты лечили души, погружаясь на время в атмосферу возмездия за все, что они терпели от той жизни.

Возможно, нечто похожее и в других произведениях этого жанра: во время чтения хромой – летает.  И поэтому возникает фанатизм, этого лекарства хочется все больше и  больше.

Может быть так.

Но я летаю

еще во сне ...

И солнце всходило,

И радуга цвела ...

Что значит они ничего не делает? Он на минуточку проявляет мужество, смелость, стойкость, в какой-то момент остается один, но сохраняет верность своим принципам и верит в себя. Это очень много. А что по-вашему должен делать подросток? Подтягиваться 50 раз на турнике?

Когда мне исполнилось сорок лет, я обнаружил, что женщины , которые в мои 20 и 25 лет смотрели просто сквозь меня , стали воспринимать меня как вполне достойного партнера. И ждать то пришлось всего каких-то двадцать лет ...

Если у Вас было время и желание и Вы прошли по комментам, то не могли не заметить, что меня извратили: я говорил о том, что самый плохой сценврий, это заменить деятельность ожиданием  чуда.

Но как показывает описанный здесь Вами опыт -  иногда можно дождаться и его. :)

Ну, Сергей, критерием истины естественно является обществено - исторический опыт. 

В случае же меня с Гарри Поттером -  это не чудо, а закономерный результат выхода из футляра , в котором мы с ним пребывали в молодости

Эту реплику поддерживают: Сергей Тимофеев

Даже удивительно почему не пользуется популярностью искусство продвигающее трудовой героизм,  будни труда, трудовые династии, красоту трудящегося человека, трудовой пот, трудовые руки, трудовые подвиги.....

Вот мои трудовые тачки  например вызывают исключительно раздражение у публики...  и стремление как-то их интерпретировать так чтоб из них исчезла тема труда.

А вот эльфы, волшебники, полцарства-в-придачу, обман дракона,  по-щучьему велению.... - это на ура.  Видомо есть в человеке какое-то подсознательное, глубинное неприятие   простого труда  как смысла жизни.

Эту реплику поддерживают: Александр Лозовцов, Кирилл Подольский

Да, я помню, у нас в Университете большого шума в 1964 году неделала статья: "Энегльс ошибся", в которой обосновывалось, что человека создал не труд, а лень.

Автора так и не нашли.

Это случай общественной утопии как раз! Мой любимый West Wing, например - абсолютно соцреалистическое произведение о борьбе хорошего с лучшим. Там нет никого по-настоящему плохого и никого особо гениального - все время подчеркивается, что сотрудники администрации президента, которыми мы любуемся, всю юность корпели над книгами как ненормальные, не особой одаренностью, а упорным трудом добились высоких постов, чтобы и дальше работать по шестнадцать часов в сутки, чтобы Америка стала лучше - а значит, и весь мир, потому что у Америки же мессианская идея, она отвечает за демократию и гуманизм на всем земном шаре.

Ну а кто еще кроме Америки  будет за это отвечать? Именно Америка настояла на демонтаже колониальной системы после войны .

.. У них действительно есть мессиансая идея лучшего мироустройства  основанного на ценности индивидума и его личного труда.  Может именно потому что в Америке и так все понимают про  тяжелый труд как смысл жизни  и пререквизит успеха,  там все   общество этим пропитано   то и нет смысла Голливуду про это фильмы снимать.  Достаточно на  живых соседей посмотреть, и зачем за этим в кино ходить?

А вот России  очень неплохо было бы пропаганду труда развернуть  в СМИ и в искусстве.  Труда как цели существования,   труда как способа служения Богу..... впрочем возможно будет конфликт с РПЦ  ..... это все-таки протестантская этика.....

Видите ли, пропаганда труда в СМИ и в искусстве еще недавно так последовательно и повсеместно проводилась в Советском Союзе, что, боюсь, у людей еще ассоциации слишком живы.

Да причем здесь неприятие труда? Человек всегда хочет верить в чудеса и чудеса красивые. Хотя  Поттера нельзя обвинить в том, что все ему досталось даром.

Уверенно закончили красивую сказку! Не разочаровало ни что, ни режесура, ни картинка, ни наполнение. А про терапевтический эффект здесь и вовсе не приходиться говорить, он не возможен... это кино! А люди при просмотре не меняют свое качество, а лишь приобщаются к нему на время, позже все уходит.

Эту реплику поддерживают: Млада Стоянович

Речь у автора статьи идет о терапевтическом эффекте для детей- подростков! Так что нечего применять на себя, то что уже давно не по- возрасту))

Ну опять же, не сказал бы о терапевтическом влиянии книжной серии "Гарри Поттер и...", и цикла фильмов. Все, конечно, зависит от самого подростка, но на мой взгляд увлечение подобными фэнтезийными вселенными уводит от реальности. И мы получаем русского Ваньку, пресловутого непризнанного гения, который ждет, что он станет "тем самым мальчиком, который...". Вы видели детей, которые играют в Гарри Поттера? которые кичатся тем, чего они добились в игре, но ничего из себя не представляют в жизни. Печальное зрелище. И здесь даже речь не о машинах, квартирах, карьерах, а о душевном устройстве, о целях, о стремлениях.

и да, я без ума от Хелены Бонем-Картер в роли Белатриссы.

Дети тоже хотят торжества справедливости в наш подлый век, правду о котором, они видят каждый день по ТV. И именно торжество справедливости их привлекает в Гарри Поттере!

Господа, вы меня веселите и удивляете! Ну, какой Гарри Потер разрушающий психику своим волшебством? Это утопия! Гораздо хуже на детскую психику влияют другие события. Отметки одноклассникам за вознаграждение от родителей, поступление на бюджет за деньги, воровство велосипеда с лестничной площадки и нежелание милиции разбираться с этим вопросом, а вечером сериал про хороших ментов. Дети умнее и наблюдательнее, чем вы думаете!!! И они тоже хотят торжества справедливости! Вот что, прежде всего, привлекает в Гарри Поттере!!!

 

кстати, если уж искать "терапевтических" и персонажей для подростков, то я бы взял Холдена Колфилда и Сашу Григорьева из "Двух капитанов". Для плохишей и для пай-мальчиков-героев-труда! можно менять местами)

Интересно а можно ли хотя бы теоретически создать некий сериал в котором бы подросткам убедительно бы продвигались бы идеи честной скромной и малоинтересной вообщем-то жизни  во имя общественного блага. 

  Эдакие герои нашего времени  - простой сантехник, токарь-фрезеровщик на военном заводе, прапорщик,  полковник ВВС, участковый милиционер, скромный бухгалтер, крестьянин-картофелевод, честный официант ,  пилот самолета, электрик,  библиотекарь, студентка вуза, профессор,   управдом......  именно как некие идеально функционирующие люди  обьединеные общей целью.... хорошо и достойно жить

Замечательный бы получился бы сериал  ,  эдак на 300 серий  минимум.  Я бы его с удовольствием бы смотрел...  тачки бы в нем размещал  в качестве рекламы  настоящего трудового искусства.  Так хочется увидеть эту картину  - приходит строительный рабочий вечером   домой , а на газончике перед домом стоит моя тачка....он на нее смотрит  умильно так улыбается и открывает входную дверь...

уж не знаю, как для подростков, а вот для взрослых образ простого работяги Стенли Ковальски был очень привлекателен)

хорошо, учтоню - когда его сыграл Марлон Брандо)  хотя мне простой пьянчуга и грубиян Стенли был симпатичен с самого прочтения.

Эта тема замечательно обыграна в "Блудливой Калифорнии" (Californication) в одной из последних серий 4-го сезона - посмотрите, там этот эпизод в черно-белом, легко найти. Дочь стареющего донжуана (Духовны) говорит отцу, как ей хотелось бы, чтобы он был не клёвый, а именно обычный, чтоб ходил на работу и приходил с нее как по звонку. Потом отцу сон привидился, как это могло бы быть. Интересен этот эпизод вообщем потому лишь, что не во сне, главный герой пьет, соблазняет женщин и регулярно косячит во всех делах, за которые только не принимается. Известная тема: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему", так на кой черт нам сериалы о "счастливых семьях"?

Счасть как и несчастье вполне может быть многообразным.   Почему оно, всегда одинаковое должно быть? 

И почему собственно шоу-бизнес не может взять на себя социальную нагрузку  и создавать  так требуемые обществом позитивные ролевые модели для  детей и подростков.  Ведь родители зачастую не дают таких позитивных моделей...  а так хоть в кино пропаганда будет рабатать на желаемый образ светлого будущего.  

Неужели невозможно пропагандировать скромность в быту, усидчивость, стремление работать , нестяжательство, уважение к старшим, честность, исполнительность, любовь к начальству......

Ну почему же, возможно - советское кино в общем именно такую функцию и выполняло. Вот "Москва слезам не верит", например, это фильм, который создал сразу два позитивных образа - по одному для мужчин и женщин. Только не о счастье он, а о честном преодолении трудностей. Можно об этом фильм снять, только сегодня он будет выглядеть несколько наивно.

А почему собственно фильм о реальности бытия должен быть глупым и наивным?

Ведь это  же правда что большинству людей с неба ничего не падает  и чтобы что-то получить надо поработать  и зачастую немало поработать.  И большинство работает очень много а получает за это совсем мало.....

Попробуйте вот премию получить на каком-нибудь конкурсе в честном соревновании....   да пусть даже 500 евро там приз....  Или там продать что-нибудь ... картину например  вами лично нарисованную.  И сразу выясняется что помимо собственно создания произведения надо  к нему приложить еще огромный труд  по продвижению и убеждению общества в ее ценности.

Почему бы не опоэтизировать этот процесс?  Труд как смысл жизни?  Труд без награды.

Эту реплику поддерживают: Галина Лемельман

Потому что это и есть социалистический реализм. Изъян в этой мысли тот, что произведение получается искусственным, поскольку в реальности все не так радужно. Но вообще говоря - и Гарри Поттер, и вообще весь массовый кинематограф проповедует вполне пионерские ценности. 

То есть вы хотите сказать что настоящий социалистический реализм еще и не начинался?  его еще надо создать практически с нуля?

Причем желательно это делать в Петербурге... там почва  дюже благодатная для социальных художественных экспериментов. Мне группа КОЛХУи  весьма интересна в этом плане.  Но они не рисуют Новый Мир,  они обличают Старый Мир.... что нееффективно.

Ведь правда, то что было в Советском Союзе  - это фальшивый соц-реализм... все на ходулях и на протезах...   У меня есть шикарный фотоальбом  Советский Союз  - 50 лет  .....  там ни на одной фотке нет ни одной тачки....  А ведь это такой мощный символ труда.  Мощнее чем серп -и-молот. 

Варвара, согласен с Вами в том, что секрет успеха и Хаусов, и Поттеров в замечательном ощущении, которое возникает от идентификации с ними. И хотя Поттер, как Вы выразились декларативная посредственность, а Хаусы, Декстеры вроде как чего-то добились сами, в действительности, все одно - нам показывают "гениев" в ту пору, когда они уже могу позволить себе лишь чудаковать упиваясь своей гениальностью. То, что врачу, сколь бы гениален он не был, приходится просиживать часы за скучными книгами, это лучше оставить за кадром, это невесело. Вот что и притягивает, и манит - с Поттером зритель себя ассоциирует, с Хаусом или еще с кем, он начинает верить в то, что "избранным" можно стать сразу, без труда, здесь и сейчас. Поэтому мне представляется несколько спорной мысль о терапевтическом влиянии поттерианы, если Вы об этом серьезно. В реальной жизни очкарику придется сжать зубы и идти, а в этом деле наш кумир - Волан-де-Морт :)

P.S. А рецензия просто супер - получил огромное удовольствие от чтения!

По-моему, как раз сжать зубы и идти - это основное занятие Гарри Поттера, что в книгах, что в кино. Это он умеет, как никто.

Вообще-то говоря, и предыдущим поколениям себя хотелось идентифицировать и с дАртаньяном, и с Шерлоком Холмсом, и с капитаном Сорви-головой ...  Нет ничего нового под луной ...

"мобильные телефоны в этой ситуации оказались бы полезнее волшебных палочек"

Мы все время склонны забывать, что действие происходит не в реальном времени; финальная битва -- это 98-й, что ли, год, мобильники у редких бизнесменов.

Эту реплику поддерживают: Николай Пантелеев

Осмысливать все вокруг - удивительная особенность человека.

Результат осмысления отражает внутренний мир осмыслителя как ничто другое:)

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

Настоящая проблема возникает когда внутренний мир начинает осмыслять внутренний мир....  И появляется вопрос - а откуда собственно берется внутреннию мир .... и.... насколько он индивидуален, а насколько общий у всех  индивидумов?.  И каков вклад этой индивидуальности в общий бизнес-план... И нужнали она вообще... может можно оптимизировать процессы  и отказаться от  нее?

Путин это Темный Лорд, а Ходорковский - Гарри Поттер

Я не люблю мифы, но когда Россия в общем и целом пребывает в мифологической дреме, то возникают разные ассоциации. Например, когда я смотрел последнюю серию мне постоянно казалось, что в реальном мире это противостояние Гарри Поттера и Темного Лорда, Правды и Лжи очень похоже на противостояние Ходорковского и Путина. Путин местами даже похож на Воландеморта. Сага началась в 2001 году, потом развивалась. И там есть все, и влияние на министерство, и собственный отряд пионеров (слизерин - нашисты), и подкуп, и предательство, и схватка и тюрьма, а когда Темный Лорд захватывает Волшебный мир он создает свою армию, у него есть куча ведьмочек, некоторые из них напоминают какую-нибудь Марину Юденич, а что стоит борьба с грязнокровками, коррупция, мрак. Волшебный мир под Воландемортом это как Россия под Путиным.