В прошлый раз я писал о том, как советская разведка получила секрет водородной бомбы. Речь шла и о британском физике Клаусе Фуксе, который бескорыстно поставлял русским секреты Лос-Аламоса еще на стадии урановой бомбы. Летом 1946 года он возвратился в Англию, в 1950 году был разоблачен, приговорен к 14 годам тюрьмы, досрочно освобожден через 9 лет и... отпущен в ГДР! Авторы «Ядерного экспресса» полагают, что Клаус Фукс помог не только СССР, но и Китаю.

В ГДР Фукс стал заместителем директора Центрального института ядерных исследований в Россендорфе. Вскоре его навестил будущий отец китайской атомной бомбы Цянь Саньцянь. Рид и Стиллман не сомневаются, что британец поделился с китайским гостем тем, что знал о конструкции первых американских бомб — и плутониевой, и урановой. Они также подозревают, что Фукс к этому времени самостоятельно разобрался с принципом действия водородной бомбы и сообщил об этом Цяню. Это вполне возможно — в начале 1946 года Клаус Фукс самостоятельно пришел к идее сжатия термоядерной взрывчатки, правда, не в той конструкции, что спустя пять лет предложили Теллер с Уламом. Во всяком случае, высшее руководство КНР утвердило программу разработки термоядерного оружия уже через несколько месяцев после возвращения Цяня.

Самое удивительное, как быстро китайцы преодолели путь от атомного оружия к водородному. 16 октября 1964 года Китай взорвал на полигоне Лобнор свою первую атомную бомбу. Уже 9 мая 1966 года здесь же была испытана 200-300-килотонная авиационная урановая бомба с дейтериевым усилением, похожая на аналогичные «промежуточные» образцы США и СССР. А 17 июня 1967 года Китай взорвал настоящую водородную авиабомбу мощностью 3,3 мегатонны.

Выходит, что Китаю потребовалось всего 32 месяца, чтобы преодолеть путь от размещенного на 100-метровой вышке экспериментального атомного заряда до годной к боевому применению термоядерной бомбы! У Великобритании это заняло чуть больше пяти лет, у СССР — шесть, у Франции — восемь с половиной, а у США и вовсе одиннадцать. Китайский рекорд не побит, поскольку до сих пор больше никто, кроме этой пятерки, не проводил испытаний термоядерного оружия.

В следующий раз я расскажу, как получил свою бомбу Израиль; там тоже все не так просто.