Я посетил три русских мероприятия в один день. Сначала мы были у Виноградского и Дубосарова, как я их называю, а потом поехали к Стелле Кесаевой. Ее выставка в музее Сa Rezzonico расположилась прямо напротив Palazzo Grassi (одного из двух музеев современного искусства на основе огромной коллекции Франсуа Пино), и этот факт выглядел очень милым кокетством. Все готовились к званому ужину, а мы с друзьями застали репетицию вечернего концерта музыкантов из оркестра Валерия Гергиева под личным руководством мэтра.

Я посмотрел все и пришел к выводу, что лучшим из русских проектов стала выставка Unconditional Love Саши Маркво. Видеоинсталляция группы АЕS+F — это нечто фантастическое. Несмотря на то что я даже половины венецианских павильонов и выставок не осмотрел, в последний день перед отъездом вернулся туда, чтобы еще раз посмотреть это видео.

Меня удивило множество объектов, посвященных человеческому телу. Перво-наперво знаменитый труп в бассейне напротив русского павильона. Меня обдурил товарищ, сказав, что труп настоящий. Там и правда все очень натурально изображено: подушечки пальцев, сморщенные от воды, волоски топорщатся. На Arsenalе Nuovissimo лежала большая черная накачанная попа. А прямо перед входом в Giardini волны бились о скульптурный «труп» некоей женщины. Я бы подумал, что все это случайно, если бы не узнал, что американский художник Брюс Науман, в чьих работах тоже сквозила тема смерти, даже «расчлененки», получил главный приз биеннале этого года.

Надо сказать, в этом году на биеннале была вся Москва. Все отмечали день рождения Ольги Свибловой и рассказывали о дне рождения Даши Жуковой, проходившем параллельно. Так же дружно все посетили музей Франсуа Пино — там было много странного и удивительного. Я нарушил строгий запрет Пино на фото- и видеосъемку и поснимал там. В объектив попали и наши светские дамы, большие любительницы современного искусства. Они ходили по большой световой инсталляции, в которой фигурирует множество кинозвезд в фашистской форме.

 

На меня произвел самое большое впечатление Польский павильон. Инсталляция «Гости» художника Krzysztof Wodiczko, посвященная проблемам эмигрантов, отчасти близкая мне история. О том, что в большинстве стран эмигранты — это люди, которых мы не видим. Павильон сделан с сильной концептуальной идеей и очень красиво.

В Российском павильоне Ирина Корина сделала из клеенок, которые есть на любом строительном рынке или в хозяйственном магазине, фантастический фонтан. Мы стояли, разговаривали с Ириной Кориной, когда одна из посетительниц споткнулась о какую-то лампу, ушиблась, кто-то ринулся искать льда, и все смеялись, что это — настоящая жертва искусства.

Одно из самых сильных моих впечатлений от Венеции никак не связано с современным искусством. Благодаря гиду «Сноба» Глебу Смирнову мы посетили множество церквей Венеции, а одну я нашел сам. Она называется Giovanni Paolo. Там внутри, в одной из ниш установлена совершенно фантастическая скульптура Христа. В этой работе очень тонко смешаны чувства страдания, страсти и блаженства. У меня волосы на голове дыбом встали, так это сильно и красиво.