В третий день работы книжного фестиваля режиссер Сергей Соловьев представил свою мемуарную трилогию «Асса и другие произведения этого автора. Записки конформиста». Рассказал, как создавались фильмы «Асса-2» и «Анна Каренина», а потом отвечал на многочисленные вопросы из зала. Проекту «Сноб» Соловьев объяснил, что «Анна Каренина» — невероятно современный роман.

 

В тент «Коктебель», где выступал Соловьев, набилась огромная толпа народу. Температура зашкаливала. Многие выскакивали на воздух перевести дух, а потом снова протискивались в тент, чтобы пообщаться с Соловьевым. Режиссер Валерия Гай Германика, видимо, решила, что не стоит так перегреваться, и предпочла горячим дискуссиям о судьбах русского кинематографа прогулку во дворике ЦДХ — она прохаживалась здесь со своей собачкой. Соловьев после выступления тоже решил прогуляться между лотков с книгами. Тут он поделился с нами впечатлениями от фестиваля.

 

 

Неподалеку ведущий редактор Ad Marginem Михаил Котомин вместе с верным автором издательства писателем Михаилом Елизаровым пытались выяснить, в чем особенности нынешнего фестиваля.

 

Программный директор фестиваля Борис Куприянов считает, что к гуманитарным знаниям людей подтолкнул кризис — все стали искать ответы на животрепещущие вопросы.

 

 

Главным мероприятием последнего дня фестиваля было вручение премии Артемия Троицкого «Степной волк», номинантов и победителей которой выбирают музыкальные критики и промоутеры.

 

«Степной волк» оказался увлекательным междусобойчиком и бенефисом самого Троицкого. Одетый в шикарный серебристый смокинг Veronique Branquinho, он почти шесть часов выступал в жанре one man show. Удивительно, но все награды, розданные щедрой рукой Артемия Кивовича практически по личной прихоти, нареканий не вызвали. Например, дуэт Noblesse Oblige одержал победу как Best Foreign Act над достойными и несказанно более известными Guns N' Roses и TV On The Radio только потому, что его удалось выписать с выступлением на церемонию. И даже этот явный непотизм показался всем уместным.

 

Дизайн награды «Степной волк» делала Ольга Солдатова.

 

Мы спросили Троицкого, подготовившего блестящую концертную программу для всего фестиваля, по какому принципу он выбирал артистов.

 

 

В это время неподалеку фотографировали Андрея Макаревича — он пришел на вручение премии в качестве специального гостя. Макаревич признался, что в музыке для него нет авторитетов.

 

 

Пес члена клуба «Сноб» Валерии Гай Германики стал еще одним героем «Степного волка». С этой китайской хохлатой собачкой по имени Моня за сценой пообщались, кажется, все музыканты.

 

В номинации «Лучший музыкальный фильм» уверенно победили «Стиляги» Валерия Тодоровского — соревноваться ленте было попросту не с чем.

 

 

Одним из самых приятных моментов на вручении премии стало выступление артистки Жени Лепокуровой. У Лепокуровой главное не голос, а личное обаяние, у нее такая девичья харизма, что к ней даже необязательно прилагать бельканто. В отличие от нее Петр Налич демонстрировал фигуры настоящего вокального пилотажа, правда, образ, выбранный Наличем, вкупе с его манерой исполнения и выстроенными в ряд музыкантами, заставил вспомнить ресторанных лабухов.

 

Александру Ф. Скляру что-то не понравилось со звуком, и он, обиженный, ушел со сцены.

 

А Макаревич вышел на сцену и спел дворовый романс.

 

Завершил церемонию шикарный выход Ильи Лагутенко и группы «Мумий Тролль».

 

Но самым главным впечатлением от «Степного волка» был все-таки сам Артемий Троицкий. Его расслабленной мудрости, на самом деле, очень не хватает — и в телевизоре, и в Интернете. Фестиваль не оставил сомнений в том, что Москве такое мероприятие нужно и полезно, несмотря на расплывчатый формат. Вероятно, как и в случае с Ночью музеев, которую хочется переименовать в «Ночь, когда вся Москва ходит по городу, заглядывая в галереи и музеи», Московский открытый книжный фестиваль стоит называть «Четыре дня встреч с писателями и любимой музыкой Троицкого».

 

Филипп Миронов, Катя Кибовская