Новосибирский крематорий: принцип неразборчивости

В Новосибирском крематории очень много всего: предметов, комнат, услуг, обрядов, мероприятий. Если и можно угадать за всем этим какую-то идею, скорее всего, это будет идея многообразия, плавно перетекающего в неразборчивость

+T -
Поделиться:

«Здесь у нас цех по изготовлению гробов. А здесь производят урны: мы поставляем в Москву до четырех тысяч урн в месяц и еще тысячу — в Питер. Еще мы шьем похоронную одежду на всю страну — вот пошивочный цех... А в этом здании будет музей мировых погребальных культур...» Я попала на территорию Новосибирского крематория со служебного въезда, и теперь мы с пресс-атташе Алексеем Кошляковым прогуливаемся между одинаковыми одноэтажными строениями. Все они покрашены в белый цвет с жирной траурной полосой посередине. Минуя бывшую котельную, оставшуюся здесь со времен ракетной базы, мы поворачиваем к ряду винтажных катафалков — жемчужине музейной коллекции, выставленной возле здания самого крематория.

За этим поворотом корпоративно-деловой стиль моментально меняется на декоративно-представительский. До такой степени декоративный, что глаза не сразу различают детали открывшегося ландшафта. Наконец проступают очертания отдельных объектов: ты фиксируешь главное здание крематория с колоннадой и куполом, и статую Будды напротив него, и грот с католической «Пиетой», и большой православный крест, и колокол, и детскую площадку с качелями. Пройдя через «аллею памяти» с соснами и скамейками, замечаешь загон с приземистым верблюдом, заворачиваешь к клетке с двумя скачущими белками, присматриваешься к ангелочкам и вазончикам, заполнившим весь газон по периметру главного здания. Кажется, вся эта садово-парковая керамика расставлена не ландшафтным дизайнером, а придорожным продавцом, не хватает только садовых гномов и девушек с веслом.

Чем больше объектов появляется в поле зрения, тем меньше шансов найти в этом декоре хоть какую-то идею. В пустой голове крутится цитата из детской книжки про очень голодную гусеницу: «Она прогрызла пирожное, мороженое, соленый огурчик, ломтик сыра с дырками, кусочек колбаски, леденец на палочке, кусок вишневого пирога, сардельку, кекс и ломтик арбуза в придачу». Вспоминая последовательность, в которой гусеница пожирала угощения, утыкаюсь в огромный глиняный череп, прямо напротив входа на ресепшн. «А это что?» — спрашиваю Алексея. «А это — скульптура», — отвечает он.

Алексей появился в Новосибирском крематории около двух лет назад и с тех пор бесперебойно поставляет в русскоязычный интернет новости похоронного дела. Журналисты теперь делятся на тех, кто уже написал, и тех, кто еще не написал о крематории. А жители Новосибирска — на тех, кто с интересом или благодарностью вспоминает свое посещение крематория, и тех, кто в ужасе от одного только упоминания об этом передовом предприятии. Покупка верблюда, концерт памяти усопших, варенье из ранеток, собранных на территории крематория, фейерверк в День защиты детей, похороны долгожительницы под ее любимую музыку, визит знаменитого африканского гробовщика — городской новостной сайт и социальные сети трещат по швам. Неразборчивость мне уже не кажется недоразумением: это все больше похоже на принцип.

Позади главного здания аккуратный ряд стенок колумбария, покрашенных в ярко-оранжевый цвет — «цвет огня», поясняет Алексей. Он демонстрирует новинку от производителей: теперь урну можно не замуровывать в стену за глухой доской, а закрыть аккуратной прозрачной дверцей с ключом. За дверцами уже занятых ячеек виднеются урны, фотографии, иконы, цветы, колокольчики и прочие мемориальные предметы. В одной стоит игрушечная ударная установка с надписью The Beatles. Прелесть новой конструкции, продолжает экскурсию Алексей, в том, что в любой момент можно прийти, достать урну и удалиться вместе с прахом покойного в специальную поминальную комнату внутри главного здания.

По фундаменту колумбария развешаны баннеры с рекламой услуг крематория: можно организовать поминальную трапезу (специально оговорено, что в этом зале никогда не играются свадьбы), выпустить голубей (что это свадебный ритуал, никак не оговорено), нанять конный кортеж, зажечь летающие китайские фонарики или хотя бы заказать живое музыкальное сопровождение церемонии. Господи, кто же все это придумывает? Я представляю себе веселых студентов гуманитарного факультета Новосибирского университета, работающих сдельно, по 100 долларов за идею. Или, наоборот, серьезное британское агентство с большим бюджетом и солидным штатом, который мониторит мировые похоронные обряды. Ответ шокирующе прост: «Сергей Борисович».

Сергей Якушин, основатель Новосибирского крематория, владелец крупнейшей в стране музейной коллекции похоронных предметов, бывший гид-переводчик в «Интуристе», с причитающимися ему связями в КГБ и номенклатуре, бизнесмен, заработавший свой первый миллион в 1988 году, пионер российского выставочного бизнеса, действующий танатопрактик, пациент, проживший три года с ложным смертельным диагнозом, — человек с большой энергией, буйной фантазией, неограниченными возможностями и, я уверена, с миссией. Я собираюсь его спросить, какой цели он хочет добиться и привык ли он к смерти. И еще, зачем ему все-таки верблюд.  

В ожидании встречи с Сергеем Борисовичем мы наконец-то заходим внутрь. В день в крематории проходит по 12-13 церемоний. Это значит, что в любой момент мы можем встретить убитых горем родственников, и такая перспектива меня пугает гораздо больше, чем неизбежные в нашем деле мертвецы.

Внутренности крематория, по сути, не отличаются от наружности: по стенам стоит бесчисленное количество шкафов-витрин и отдельных полок с какими-то предметами, всюду висят иконы и картины. Прямо над ресепшн — большой череп, выложенный красными стразами Сваровски, с поясняющей подписью: Memento mori. Слева — зал ожидания и механические гаражные ворота для катафалков. Алексей показывает металлоискатель, им проверяют содержимое каждого гроба, въезжающего внутрь: ни в гробу, ни внутри тела не должно быть посторонних предметов. Часто находят мобильные телефоны, редко — кардиостимуляторы. И то и другое запрещено, поскольку может испортить печь.

Иконы вперемежку с посмертными масками и фарфоровыми аллегориями скорби, напольные часы с надписью «Время лечит», модели карет и катафалков, куклы в траурных платьях, траурные шляпки, вуали и сумочки, бусы и шкатулки. На этой похоронной барахолке мне несколько раз удается сконцентрироваться на действительно редких штуках. Сначала я вижу коллекцию предметов постижерного искусства — мемориальных украшений и миниатюр, сделанных из волос умерших. Впервые они потрясли меня в Музее погребальной культуры в городе Касселе, откуда Сергей Якушин и позаимствовал идею собственного музея. Затем обращаю внимание на человеческий череп, расписанный цветами и крестами — в таком виде хранили человеческие останки в Верхней Австрии. Наконец прохожу мимо вышитой жемчугом иконы, которой не меньше 150 лет. Никаких этикеток нет, главная функция музея — не просвещать, а пропагандировать услуги крематория.

Мы медленно продвигаемся по коридорам, заглядываем в комнату для прощания, проходим через часовню, организованную прямо в коридорной нише, и наконец оказываемся в комнате с огромной блестящей печью. Новосибирский крематорий предлагает, среди прочего, понаблюдать за тем, как гроб въезжает в печь и начинает гореть. Для родственников оборудована комната за бронированным стеклом, по стенам которой, разумеется, развешаны утешительные картины с розами и ангелами. Алексей рассказывает, что чешская фирма-производитель контролирует количество кремаций прямо из Чехии — к крематорию протянута оптоволоконная связь. И показывает на электронное табло с цифрами: «Смотрите, температура внутри печи равна 895 градусам». Вы хотите сказать, что сейчас внутри печи кто-то есть? Алексей ловко отодвигает засов, и в печи открывается окошко, через которое видно пламя. «Да», — произносит он после некоторой заминки, и мы возвращаемся на ресепшн.

Ловлю себя на мысли, что кофе-автомат выглядит органичной частью этого хорошо организованного и технически оснащенного предприятия: назначаешь программу, выбираешь дополнительные услуги, вносишь деньги, получаешь продукт. Разница, быть может, только в том, что у кофе-автомата нет миссии — один коммерческий интерес. Мимо проходит шествие: молодой церемониймейстер в униформе торжественно несет какой-то шест с колокольчиком, за ним следуют заплаканные родственники. Ничего такого — я пью кофе.

Вскоре открываются гаражные ворота. Внутрь крематория въезжает катафалк, молодой человек в униформе технично выкатывает гроб, открывает крышку, проводит металлоискателем и с небольшим заносом на повороте закатывает тележку в ближайшую дверь. «Это бальзаматорская, — комментирует Алексей. — Туда тоже можно сходить. Мы очень внимательно относимся к санитарному состоянию мертвого тела. Через него может передаваться до 43 разных болезней. Сергей Борисович прошел курсы танатопрактиков в Англии и Германии, чтобы лично заниматься санитарной обработкой, бальзамированием и посмертной косметикой... А вот и сам Сергей Борисович!»

Маркетолог Катерина Инноченте возьмет с собой в последний путь ящик книг, молекулярный биолог Елена Тодрес-Гельфанд — планшет Kindle, а художник Владимир Кайгородов считает, что каждому из нас нужна масштабная погребальная пирамида

Журнальную версию текста читайте здесь.

Комментировать Всего 82 комментария

браво,  он настоящий художник своего дела....

У нас тут в Генте  -  крематорий  совершенно унылое и негостеприимное заведение....  там попросту скучно  находиться и смотреть на все эти дежурные страдания , выступления родственников, видеопроекцию   из жизни нашего замечательного покойника... гроб закрыт,  розы белые ... на всех  скорбящих  не хватает никогда.... 

В кафетерии  еда никакая.... кофе с кексиками...  Вдова вся тоже белом... поклоны, рукопожатия... алцгеймерные старушки в инвалидных креслах с блаженной улыбкой... ибо давно уже ничего не понимают....

Прям так и хочется что-то альтернативное организовать.... чтоб похороны сам покойник режисссировал .....  чтоб весело было  ...бля...  чтоб цыганской хор,  черная икра, водочка, Раммштайн на сцене.....  в конце концов  почему это суки-родственники так экономят на похоронах?  Можно подумать что они эти деньги заработали....мля...

К церемонии прощания в крематории очень серьезно относятся. В смысле, икры и Раммштайнов там нет, все очень скорбно. А вот срежиссировать можно - прижизненный договор составить, церемонию заказать.

Ну вот именно,  надо пропагандировать эту идею среди потенциальных клиентов крематория.... пусть сами сочиняют   роскошный сценарий своих похорон  и заранее оплачивают этот праздник жизни... так чтоб родственникам ни копейки не досталось...    разве что в собачий приют  что-то ушло бы.... все лучше чем родственникам.

Ну право почему они будут экономить  мои деньги на моих собственных похоронах чтобы потом купить себе еще один Порш  Кайэн, меня бесит сама мысль об этом...  ненавижу Порш. Я готов все завещать в собачий приют  в Генте.... право...  лишь бы родственникам не досталось.

Тут я рискую, конечно, прослыть пиарщиком Новосибирского крематория, но вообще на похоронный прайс-лист Кайен не купишь - там цены не космические, в отличие от задумки.

Пиарщик Новосибирского крематория

Я тоже хочу! :))))) 

По-моему про Калифорнию (окологолливудскую) рассказывали, что там теперь в надгробия встроен экран, где крутится двд с историей жизни. И теперь такое кино снимают с самого рождения.

Космические похороны в какой-то момент изучались как один из аспектов коммерческого развития космических услуг. По-моему кто-то в Америке даже уже исполнил.

В смысле, икры и Раммштайнов там нет, все очень скорбно

– ну выбирайте не красную, а черную икру. и будет вам скорбно.

Пока успела только фотографии посмотреть. Mamma mia. Умирать не хочется. В Новосибирске уж точно никак. 

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Ну вообще, в крематории никто не умирает. Я всю дорогу думаю, а как бы я хотела быть похороненной, и поняла, что мое желание тут вообще не при чем - хоронить-то близким.

А, ну да, действительно :) Но я не хочу, чтобы в таком месте со мной вообще что-то делали, даже в мертвом состоянии :) Это оскорбит мое эстетическое достоинство. Я хочу старое ирландское кладбище недалеко от океана, с поросшими мхом надгробными плитами, зеленую-зеленую траву и тишину вокруг. Ну и да, конечно, всем этим буду заниматься не я, и когда этим будет кто-то заниматься, мне будет уже все равно, но сейчас приятно помечтать, что это будет именно так, как мне видится. И ящик книг с собой хочу (в могилу) -- все равно же не успею все дочитать. 

Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов, Mark Davidovich

Я хочу старое ирландское кладбище недалеко от океана, с поросшими мхом надгробными плитами, зеленую-зеленую траву и тишину вокруг

– увы, увы. будем хоронить на кавказе, с громкими криками, песнями и причитаниями. я в зюзю напьюсь по такому трагическому поводу.

такой сценарий меня тоже устраивает :) 

Кстати хорошая идея - составить всем миром список книг которые  хорошо бы взять с собой в могилу.....  Специальное такое издание  ....  погребальное....  золотое тиснение, кожаные переплеты,  все экологично......

Я бы  Войну и Мир  Левушки Толстого бы взял,  Собрание сочинений Конан Дойля,   пьесы Чехова,  Евгения Онегина,  ну и Пелевина с Сорокиным конечно....  Такой отдельный гробик с книгами чтоб вместе со мной похоронили....  или сожгли ...

да просто попросить,  чтоб Киндл туда кинули, и всё

Ну нетушки.... Никаких планшетов  и прочих Ай-подов-фонов-тьюнов... 

Похороны - это серьезный традиционный бизнес. 

Только настоящие книги,  хорошо изданные, в приличном переплете....  специальное издательство можно организовать

-  Книга-в-Могилу...

ну, вообще, да: если даже кардиостимулятор с мобильником нельзя, чего уж о Киндле говорить. зато книги горят хорошо

То, что не поместится в мой ящик с книгами, закинем в твой Киндл, и я буду одалживать ;) 

То, что не поместится в мой ящик с книгами, закинем в твой Киндл, и я буду одалживать ;)

– и будут две хорошо гореть по цене одной.

мое желание тут вообще не при чем - хоронить-то близким

– как ваши близкие хотят вас похоронить?

Не знаю :) Никогда не приходило в голову у них спросить :) 

ой, ты не меня спрашивал, а уведомление пришло мне почему-то... 

Никогда не приходило в голову у них спросить

– срочно сходите замуж за старого ирландца. тогда у вас будут открыты желаемые вами перспективы и вид на тихие соответствующие места

Леша, ты знаешь, а ведь могла выйти и за молодого... было дело... но не вышла. Не судьба :) 

Леша, ты знаешь, а ведь могла выйти и за молодого... было дело... но не вышла. Не судьба :)

– плакало ваше кладбище. может передумаете? напишите ему сейчас письмо со словами: я столько лет все думала только о вас. он оценит. сработает.

как-так? а почему б им не сказать? в америке, например, это широко практикуется - когда полный штиль и ничего не предвещает, просто рассказать, чего бы тебе хотелось. чтоб они в судорогах не придумывали глупостей, горем поверженные, а чтоб у них уже был готовый сценарий. то же, кстати, относится и к пожеланиям на тему донорства (органов и т.д.)

hmmm let me think lol мой грузинский папа посчитает это святотатством, говорить о похоронах собственной дочери, и мы с ним поругаемся на эту тему так сильно, как могут поругаться только самые близкие люди. мама будет с укоризной смотреть на меня весь оставшийся отпуск. дочка-итальянка скажет, что мне еще рановато, поцелует и на всякий случай подарит новую сумку -- чтобы захотелось пожить еще. с самой близкой подругой об этом говорить не могу -- у нее панический страх перед смертью, хотя она на 10 лет меня младше. вот как-то так :) 

а с донорством органов у меня все решено -- это ж на водительских правах записано. 

я не понимаю, что ты имеешь против новой сумки? статистически говоря, именно с дочкой на эту тему и стоит разговаривать - ты же в старости помирать собираешься, а не завтра?как известно, человек смертен, причём внезапно (c), так что если рассказать дочке, то она потом перескажет, кому надо, если случай представится

я не понимаю, что ты имеешь против новой сумки?

:))))) Ooooooo! С этой точки зрения, я тебе честно скажу, я вопрос не рассматривала. 

Эту реплику поддерживают: Елена Тодрес-Гельфанд

Интересный вопрос - ведь быть похороненным это, по сути, создать место, куда живые могут приходить символически общаться.

То есть получается, что размышление о том, как быть самому похороненным это нынешнее восприятие того, каким хочется оставить мост между собой и живущими.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Интересный вопрос - ведь быть похороненным это, по сути, создать место, куда живые могут приходить символически общаться.

завещайте мужу вас похоронить в парке, под дубом.... кафе.... ресторане.... создайте прецедент.

прецедент

Ну насчет, где и как быть похороненным многие в завещаниях пишут. Так что это не будет прецедентом.

А как и что я для себя пока не понимаю.

Если это произойдет раньше, чем мне думается, то и без меня разберутся. А если еще много лет пройдет, то может у меня мысли появятся.

А уж если у меня мысли появятся, сам знаешь, не узнать их окружающим будет довольно сложно :-)))

А если еще много лет пройдет, то может у меня мысли появятся.

– перл дня. 

а сейчас мы имеем дело с бесмыслицей? кто вы, лена? что вы есть среди нас?

Ой ну не притворяйся, что тебе нужно все до конца договаривать. Ты же прекрасно понял, что я имела в виду, что если появятся мысли про то, как хоронить

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Кэт, надо формировать мысли в позитивных котегориях. Подсознание не слышит отрицания. То есть надо думать о том, что хочется, а не не хочется.

Причем еще есть подвох в самом слове "хочется" - потому что оно усиливает желание. а не его исполнение.

Короче, надо визуализировать хорошую (в твоей пониманиии хорошести) жизнь !!!

мысли в позитивных котегориях

– позитивная котя. мрр....

Предполагаю, что в "2017" Ольга Славникова вдохновилась этим заведением описывая бизнес экс-жены главного героя.

Пойду читать. Но вообще в 2009 году они уже были успешным предприятием, взрывали мозги новыми услугами и макабрическими новостями в газетах.

Ну так а зачем верблюд-то удалось выяснить?

Прекрасно! Очень интересно !!!!

На самом деле очень серьезная тема.

Русская душа обязана страдать. В загранице это организовано как-то по-другому.

Одни кладбища чего стоят. В России это место страшилок. В загранице все открыто, никаких завалов цветов, решеток. Там днем можно собраться на пикник. И люди это  д е л а ю т !!!

Эту реплику поддерживают: Наталья Конрадова, Владимир Кайгородов

это д е л а ю т !!!

– какое бесстыдство

Ты знаешь, мне тоже в прошлом казалось. Даже не бесстыдство, а святотатство.

Моя трагедия началась с протестантских церквей в Голландии. Здесь под полом похоронены люди, пол собора является гробницей - плиты пола - надгробные камни, со всеми соответствующими надписями. Я была в ужасе от того, что шла по могилам, пыталась идти хотя бы по стыку.

В Голларндии же есть выражение "stone rich" - "каменно богатый" - богатый до такой степени, что можешь оплатить, чтобы тебя похоронили под камнем в полу собора...

Как-то, кажется в Копенгагене, мы катались на каком-то кораблике. Корабли проплывал мимо кладбища - по сути это была светлая открытая лужайка с простыми белыми небольшими крестами. На лужайке сидели подростки, тихо мирно жевали бутерброды и смотрели на проплывающие мимо кораблики. Ни на кого, кроме меня, это не произвело впечатления.

Здесьэто не считается бесстыдством - просто проводить время за обычными человеческими делами....

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

ну так нельзя же такие вещи в отрыве от религиозного контекста рассматривать. в Африке, вон, наоборот, похороны - это праздник: человек же отправился туда, где лучше! потом, на Мадагаскаре вообще надо в какой-то момент останки выкопать и с ними поплясать по кругу трижды - называется "переворачивать кости", "the turning of the bones"

На самом деле (без выкапывания и переворачивания) мне кажется, ыбыло бы морально проще жить в концепции праздника перехода в другой мир и празника продолжения жизни.

Потому что и так тоска невероятная. А когда еще все рыдают в унисон....

ну, вообще говоря, морально проще было бы, если б в церквях не висел везде мертвец синий с кровоподтёками, а то детям страшно

Я именно поэтому и люблю, как я совсем недавно поняла, живопись итальянцев, пока не изобрели, рисовать трехмерность. Там такое все жизнерадостное. как лубочные сказки, а не пейзажи пыток

Ну так а зачем верблюд-то удалось выяснить?

1) гроб тянуть

2) гроб между горбами поперек.

3) пока хороним, чтобы детишки развлеклись.

4) гроб / горб – созвучие. значит покойник недалеко от верблюда.

5) смысловая нагрузка: верблюд = горбатиться. очень по нашему. но горбатиться можно гордо. как он и делает.

потрясающе. мой разум покачнулся.

наталья, вы страшная женщина, вам удалось со мной сделать то, что не вышло ни у млады, ни у лены, ни у пачикова, янова и кантора вместе взятых.

Эту реплику поддерживают: Илья Колмановский

А я, наоборот, взываю к разуму.

– что-то не заметил

Ты хоть с Пачиковым-то поаккуратней !

У него же теперь есть не только трактор, но и медведь!

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Я бы хотел на самом деле выкупить участок в  Московской области и построить там  еще при жизни  личную погребальную пирамиду....  не хуже ХЕОПСА .... чтоб лет 50 ее строили  10 000  строителей....  И экономику заодно поднимем.    1000  таких пирамид  - и вся Россия в шоколаде,  а безработица  на  нуле.  Только тачки скрипят.

возьмете меня в дизайнеры, Владимир? Если я, конечно, не откину копыта раньше Вас lol А если не откину, то обставлю пирамиду с таким вкусом, что Хеопс завидовать будет. вообще могу в любом стиле, не только в пирамидном ;) 

У нас получится...  я буду невидимую пирамиду строить , а вы в ней невидимый супер-дизайн обустраивать.  А потом  закупим пару критиков с острым зрением...... они сами все невидимое разглядят  и в журналах-газетах пропишут восторженные отзывы.

Дил. Критики у меня тоже все в кармане ;) 

Владимир, я ресурсы есть?

А то получится Маниловка :-)))

Да какие там средства?  сами же знаете  как пирамиды строятся.   Достаточно проплатить несколько публикаций в прессе  и сюжет на ТВ....  вот и все уверены что она строится.  Ну и раз в пол-года публиковать вести со строительства, интервью с прорабом....  печатат открытки с видами на строительство,  оздавать книги о строительстве,   мемуары главного конструктора  пирамиды....Так можно 50 лет продержаться запросто.   Те немногие которые придут тута и воочию убедятся в воздушности строительства  своим глазам никогда не поверят.... подумают что это маскировка такая , а пирамиду строят   на самом деле подземную...

Вы не просчитали, куда в этой ситуации девать трупы, которые накопятся за 50 лет.

И еще я не поняла, откуда возьмутся, описанные Вами в первом комментарии рабочие места.

Но главное построить мост - на нем будут сидеть крестьяне и продавать всякие полезные товары.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Рабочие места возЬмутся из   полугодовых отчетов по строительству  которые будут исправно высылаться в тот комитет который этоми подсчетами ведает.  А трупы за лет  50 лет  никак накопиться не могут...  они же виртуальные. 

Ну тогда это  д а ж е  не Маниловка..

Предложение не принимается...

Я бы хотел на самом деле выкупить участок в Московской области и построить там еще при жизни личную погребальную пирамиду.... не хуже ХЕОПСА .... чтоб лет 50 ее строили 10 000 строителей.... И

– у вас есть шикарные возможности своей пирамидой поднять экономику россии?... что же вы молчали? я теперь гляжу на вас совершенно другими глазами.

я алексей. раз знакомству с вами, глубокоуважаемый. какая погода нынче в ваших краях, что кушаете?

Вспоминается мне такой опыт

Как-то я работал в компании, директором, и акционеры поручали мне организовать капитальный ремонт офиса площадью 2000 кв м с соблюдением всех норм Фэн Шуй

Что такое Фэн Шуй я не знал и стал искать специалистов в Москве

Быстро выяснил несколько вещей:

1 Фэн Шуй - действительно великое искусство

2 в Москве нет специалистов по Фэн Шуй

Так вот, о чем это я. У нас практикуют так называемый Янский фэншуй, то есть - искусство жизни, чтобы ты был здоровым, к тебе текли реки денег и Пр.

А Фэн Шуй в обязательном порядке включает в себя Иньский фэншуй - искусство выбрать место захоронения, которое соотносится с твоей жизнью, с могилами твоих предков и Пр.

То есть важно не только правильно жить, но и правильно умереть и лежать потом в правильном месте.

С точки зрения Фэн Шуй - описанный крематорий - в лучшем случае абсурд

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Алексей, у меня был сезон в жизни (лет 15 назад), когда я этим - Фен-Шуем - очень увлекалась - прочла несколько книг, включила некоторые соображения в обстановку дома. У меня до сих пор во всех ваннах-туалетах висят зеркала друг напротив друга - по китайскому Фен-Шую в помоещении вообще нельзя иметь текущую воду - взаимоотражающие зеркала символически "отменяют" помещение".

Растения и фигурки всякие расставила в правильных углах (до сих пор они там стоят).

Но проблема в том, что по правильному Фен-Шую перед входом должна быть река, а сзади дома - горы. А кухня (плита - печка) должна быть центре и должна стоять так, чтобы хозяин-изготовитель пищи смотрел на вход (а не стоял лицом к стене, спиной к миру).

Зеркало пакуа повесила над входом - чтобы отражать фонарный столб, который стоит напротив входной двери.

Я была ужасно горда своими познаниями и достижениями. А в новый год 2003 я разговорилась с китайцем, которым владел этим вопросм. Оказалось, что Фен-Шуй меняется каждые 20 лет..........

А насчет погребального Фен-Шуя - Терракоторвую Армию нам не преплюнуть. А то, что ее раскапывают, значит. что и китайцы стали прагматичнее относиться. Чуть не написала "к жизни" :-)

Так я же не спорю

я тоже общался со многими китайцами, попадались и грамотные

всякие очевидные рекомендации, типа скалы за спиной, фонтанчика перед входом, отсутствия туалета рядом с кухней и пр - и так многие придерживаются таких правил, интуитивно. В России специалистов нет, видимо

Бог с ним, я не стал туда далеко залезать, несмотря на мою любовь к И Цзин

Это Вы просто давно в Новосибирске не были, Алексей! Там что жизнь, что смерть -- театр абсурда. 

:)))

Давненько не был, лет 8 уже

Последний раз, когда я сопровождал делегацию сильно богатых китайцев туда, нас местная встречающая сторона с милыми улыбками на лице запустила на 3 - 4 часа в зоопарк, со словами - там прикольно!

И мы несколько часов ходили по лесу иикормили комаров, голодные и удивленные, огорчаясь, что мы не верблюды, поросшие шерстью.

Потом была серия лекций на территории плавучего ресторана, закончившаяся предложением съесть бруснику, сало и выпить несколько литров водки.

При том, что китайцы (тайваньцы) были бойцами и они сломались, мымубежали и поехали искать суси-бар :))

Так чтоия немного знаком с Новосибирскими реалиями

Ну вот :) Там и над инем можно долго работать, и над янем... Хотя я бы не отказалась от брусники с водкой и салом. 

Так ведь хотелось простоипокушать :) не выпить, хотя бы кусочек рыбки с овощами :)

Алексей, как человек не-русский или только частично русский, позвольте мне Вам, человеку русскому, объяснить очевидную любому иностранцу истину: в России нельзя ходить голодным! Вы сами виноваты :) Вы должны были туда придти уже сытым. Поесть в зоопарке, например. 

Катерина, Вы - прелесть! :)))

Позвольте мне, человеку не совсем русскому ( с фамилией Насретдинов) объяснить Вам, что в зоопарке тогда продавали только шаурму, опасную для жизни, и мороженное, коровий молочный белок которого китайцы генетически не переваривают, как и я, не китаец, впрочем :))

Наталья, Вы если эту тему будете еще продолжать за пределами поездки, посмотрите "танатотерапия" - "лечение смертью".

И очень интересная книга Ирвина Ялома "Staring at the Sun. Overcoming the terror of death". Впрочем, она для чистых материалистов - как принять идею, что пришел из небытия, уйдешь в небытие.

"Грешно смеяться над больными людьми!",  с допущением что статья писалась  в международный день больного, который возможно в переставном календаре застрял?

Тем не менее спасибо! Но о чем мы шумим "братцы"?

Творческие схемы зарабатывания денег на ритуальных услугах? Креативные нововведения? Похоронный Фенг Шуй? Способы заработка на подавленных горем людях выглядели бы увлекательными, если бы нюансы не вызывали чувство омерзения.

(10 дней назад я простился с самым дорогим мне человеком, мамой)

Фантазии о красивых похоронах в экзотических местах? Нет.

Реальность ритуальных услуг в Москве  в больничном морге, слова агента, "тело необходимо обмыть, одеть, сделать косметику", итд, итп. согласно предоставленному прейскуранту.

Все прошло хорошо, слава Богу, представители похоронной "Коза Ностры" ставились четко на свое кармическое место в лестнице данного перерождения. Бил в совесть... Вскрывалось их мировоззрение, и человеки,  их початки, сами понемногу вскрывались.

В этом глубоком и  печальном экспириенсе осознал: карма то одна, куда ни плыви!

Идеалы Вед  пробьют свет в темное царство Сергея Борисовича с его Гималайским. Уверен! Новосибский крематорий  засияет внутренним блеском осознания содержательной природы окружающих предметов. (как результат этой дискуссии).

А еще в Новосибе довольно неприятно ездить в метро: оно все заклеено рекламой местного крематория....

Я бы не стала употреблять глагол 'пранировать'  по поводу собственной смерти. Ну то в здравом уме ее планирует? Есть же другие какие-то средства сказать то же самое.

'Хотели бы видеть свои похороны', или как- то еще...  Пожелание тем, кто анонсирует статьи на главной: подходить к  этому более тщательно. 

Это, видимо, дословный перевод с английского plan (вернее pre-plan) the funeral. Его похоронщики в телевизионных рекламах постоянно употребляют. 

Ну, это- то русскоязычное издание и аннотируют материалы на русском языке! Это - недоработка выпускающего. Уже не первый раз замечаю ляпы в анонсировании материалов!

Да просто мне кажется, что сейчас слова молниеносно перескакивают из одного языка в другой. И, конечно, можно этому сопротивляться, но ведь это необратимый процесс в некотором смысле. И еще вот, например, многим действует на нервы, что я могу начать фразу на русском, а закончить ее на английском. Или начать на английском, а закончить на итальянском. Но я ничего не могу с этим поделать. У меня как будто кнопка в мозгу переключается автоматически. И я думаю, наверное так и было у дореволюционных русских аристократов -- когда ты с детства говоришь на нескольких языках, то какие-то слова и выражения тебе ближе в одном из них, а какие-то в другом. И это выражается в таких "переключениях"... Но это меня уже занесло в дебри офтопа :) 

Я - то полагала, что это делается в Москве русскоязычными редакторами. Меня совершенно не раздражает перескакивание на другой язык, но это уже, действительно, офтоп!

Правильно полагали. Оно так и делается. Может просто теперь и по-русски так говорят? 

Не думаю, просто, как говорил Жванецкий, 'тщатильнее надо, тщатильнее!'