В 1985 году в фирму на Уолл-стрит, где я тогда работал, пришел наниматься немолодой уже человек. Его собственное предприятие писало программное обеспечение для персональных компьютеров, но оно обанкротилось. Почему?

«Когда IBM выпустила свой PC, — объяснил он, — мы посмотрели и решили: говно машина, она не полетит. Ничего для него не будем делать». Когда он пришел наниматься, PC уже был стандартом индустрии персональных компьютеров.

История создания PC типична для крупных американских компаний 1970-х годов. Они доминировали на американских и международных рынках и, не опасаясь ниоткуда никакой конкуренции, спокойно почивали себе на лаврах. Автомобилестроители Детройта таким образом прошляпили появление японских соперников и едва не загнулись. А IBM, крупнейший, старейший производитель компьютеров, прозевал миниатюризацию своего основного продукта.

К тому моменту, когда циклоп опомнился, уже был рынок для настольных компьютеров. Причем его держали маленькие, мало кому известные фирмы: Commodore, Atari и Tandy — компания, продававшая электронику через сеть магазинов Radio Shack. Не говоря уже о каких-то там «Яблоках», изначально собранных совсем уже пацанами в родительском гараже.

Свой PC IBM создала в срочном порядке, за год. Слава богу, у компании был штат высококлассных инженеров, разработчиков и менеджеров, ее лаборатории и конструкторские бюро были разбросаны по всему свету, на нее работали тысячи подрядчиков, изобретавших и совершенствовавших различные компоненты, которые можно было использовать в новой машине. Плюс к тому огромный опыт работы с компьютерами, начиная с первых шагов кибернетики.

Компьютер был создан, но создан в спешке, главным образом из уже существующих компонентов. Ради экономии времени IBM распространила техническую информацию, что позволило другим производителям создавать компьютеры в «стандарте IBM». Это повлияло на судьбу различных фирм, например, значительно изменив профиль производителя компьютерных чипов Intel и пионера информационных технологий Hewlett-Packard и создав условия для возникновения таких будущих гигантов, как Dell, Acer, Compaq, и сонма других производителей. Не говоря уже о том, что решение купить операционную систему у малоизвестного стартапа породило Билла Гейтса и компанию Microsoft.

IBM опоздала на пир, а когда наконец появилась, то принесла машину, чьи качества никого не изумляли. PC продолжал запаздывать на протяжении всей своей истории: его счетная программа для бизнеса, Lotus 1-2-3, вышла на несколько лет позже подобной программы для Apple, a Microsoft тормознул с Windows и с мышкой. Но IBM пришла с туго набитым кошельком, связями, хорошо известным брендом и превосходной маркетинговой машиной. Ее реклама, в которой компьютеры рекламировал клон Чарли Чаплина, быстро наводнила экраны телевидения. PC стали продавать в ранних сетевых магазинах электронной техники.

Те, кто появился на рынке раньше, быстро «легли» под гиганта. Вместо того чтобы конкурировать со стандартом PC, они стали выпускать свои PC. Все, кроме одного. Apple не сдался, он сохранил свой стандарт и сумел его отстоять. Главным образом потому, что его технологическая модель — простота, надежность, готовность к употреблению, сработанность компонентов, современный дизайн и новаторство — создала компании и ее машинам своего рода культ. У PC, как, впрочем, и у Билла Гейтса, есть свои заступники, но мне никогда не приходилось слышать, чтобы кто-то о них отзывался с десятой долей той страсти, с которой отстаивают «Маки» их поклонники. Apple выжил, а другие пионеры настольных компов постепенно либо исчезли с лица земли, либо вовремя вышли из игры, оставив производство «железа» японцам, тайваньцам, корейцам, ну а теперь, конечно, китайцам.

Зато успех персонального компьютера в 1980-е и 1990-е годы чуть было не убил IBM. Собственные компьютеры фирмы быстро стали слишком дорогими. Наиболее прибыльные из них, гигантские ЭВМ 700/7000, стоившие в 1950-е годы до 2 миллионов долларов, и более компактные ЭВМ 360, выпущенные относительно недавно, в 1964 году, и постоянно совершенствовавшиеся, начали очень быстро замещаться портативными железяками стоимостью в полторы-две тысячи баксов. Хуже того, PC сразу начал планомерно вытеснять и другой крайне прибыльный сегмент бизнеса своего создателя — пишущие машинки. К концу своего жизненного цикла IBM Selectric III и последняя модель, Wheelwriter, были крайне сложными и функциональными машинами, но у них, естественно, не было шанса выжить в эпоху персональных компьютеров.

IBM тогда пережила крайне тяжелый период, осложненный еще и тем, что в то же самое время Microsoft, который мог по праву считаться и детищем компании, и ее ошибкой, феноменально процветал. Даже сегодня, когда IBM поправила свои дела, а Microsoft несколько завял, ее рыночная стоимость остается чуть ниже, чем у Microsoft.

Ну а «Яблоко», как мы знаем, не просто выжило, но и процветает. PC, возможно, еще рано скидывать со счетов, и, по слухам, новая операционная система Microsoft должна наконец посрамить Джобса. Тем не менее два дня назад, в момент падения цен на рынке акций, Apple на короткое время стал самой дорогой компанией в мире, переплюнув нефтяного гиганта Exxon Mobil. Рыночная капитализация Apple, между прочим, сегодня примерно равна капитализации Microsoft и IBM, вместе взятых. Зато примерно девять из десяти компьютеров во всем мире — это PC.