Наши колумнисты
Денис Симачев
Денис Симачев: Три цвета: черный
C самого начала построения моего бренда меня часто обвиняли в спекуляциях на советской истории. То есть в том, что я работаю с нашим историческим контекстом, с тем, что близко и понятно мне, и большинству из нас! У нас не считается спекуляцией, если ты берешь что-то у Запада и делаешь «как там». Но я почему-то всегда был уверен в том, что правильно не обращаю внимания на все эти обвинения.
-
- Фото: ИТАР-ТАСС
C самого начала построения моего бренда меня часто обвиняли в спекуляциях на советской истории. То есть в том, что я работаю с нашим историческим контекстом, с тем, что близко и понятно мне, и большинству из нас! У нас не считается спекуляцией, если ты берешь что-то у Запада и делаешь «как там». Но я почему-то всегда был уверен в том, что правильно не обращаю внимания на все эти обвинения. А в последнее время я пришел к мысли, что хохлома стала настоящим социальным трендом. Она вышла за рамки лубка. И хотя есть четкая ассоциация c моим брендом, я не хочу здесь перетягивать одеяло на себя. Хохлома связана не столько с Denis Simachёv, сколько с новой формацией «русскости». Это новый лубок. Я понял, что сейчас хохлома может появиться везде. Люди сами выбирают хохлому в качестве важного узора и повсюду ее внедряют. Эта тема стала шире промышленного дизайна.
На днях ко мне пришли и предложили сделать что-то в коллекционном фарфоре, чтобы увековечить в истории стиль эпохи. Возможно, мы пока не понимаем сами, какая именно картинка будет ассоциироваться с нашим временем. Советские коммунистические времена сейчас четко вызывают у нас в голове красный цвет, кумачевые оттенки. Все, что красное, да еще со звездой – это на сто процентов период после семнадцатого года. Это так же верно как то, что белые звезды на синем поле и красные полоски в любом сочетании моментально считываются как американский флаг. Мы много раз возвращались к исследованиям на тему русской цветовой палитры. Современный российский триколор – белый, синий, красный – это бывший русский торговый флаг, а флагом императорским был золотой двуглавый орел на черном фоне с элементами красного. Фактически хохлома повторяет именно этот триколор – черный, красный, золотой. Это очевидно царская история, а по технике нанесения орнамента хохлома пришла в Россию из греческой традиции, из византийской школы иконописи. Потом уже в деревнях была произведена трансформация этого орнамента, добавились какие-то цветы, какие-то штучки, то, что люди видели в своем быту. Они дома на коленке усовершенствовали эту технику, и обязательно использовали золото. Любая роспись в России шла от иконописи – те, кто писал иконы, облагораживали все вокруг. Они могли сделать красиво. А «красиво» – это в первую очередь красный цвет. Золото – это знак царской власти, и чем его больше, тем ты ближе к ней, а черный – это основа, земля. Я окончательно пришел к выводу, какой главный цвет России, когда мы делали форму российской сборной по футболу. Мы работали в сотрудничестве с компанией Nike. Провели исследования и поняли, что наш цвет – черный, как ни крути. Мы сделали черную форму с золотыми гербами; естественно, ее не утвердили. Голландцы же из Nike были в полном восторге – это очень круто, то, что нужно. Но наш оргкомитет офигел: «Вы что? Это какие-то фашисты». У них очень четкая ассоциация из 40-х годов – черное это фашисты, красное – наши. Но я убежден, что черное - это основной русский цвет. И в хохломе роспись идет по черному – сперва черный, потом уже красный и золотой. Черный подчеркивает всю красоту золота и красного цвета. Черный был основным цветом формы военных и моряков. И если просто подойти к любой станции метро и посмотреть на толпу, вы увидите, что главный цвет для зимы и лета – черный. Возможно, потому, что это некая защита. Этот цвет не дает тебе быть слишком ярким. Есть у нас четкое понятие о том, кто как должен выглядеть. Если ты ярко одет, у тебя должно быть объяснение. Например, сейчас праздник, и мы все красные-красивые, потому что должны быть как цари. А в повседневности простолюдины не могут быть как цари, они должны быть в черном, как простые пахари. Черный – это для всех, а красный с золотом – для царей. Ну или когда у всех праздник и гуляем как один. Тогда ладно - надевай красную рубаху.Хохлома во всем множестве ее разновидностей на черном объединяющем фоне – это квинтэссенция нашего общества.

Денис, то, что вы делаете, - не спекуляция на советской истории, тем более что хохлому и гжель нельзя считать советской атрибутикoй. По- английски это "inspiration", по-русски надо говорить "я черпал вдохновение"... Вы очень правильно, как на Западе, "как там", построили свой бренд, и это мы не считаем спекуляцией. Это вообще советский термин: спекуляция, спекулянт, вы же помните. Сейчас это называется бизнес. И воспользоваться русскими, советскими, да и вообще родными, национальными мотивами - не стыдно. Правильно не обращать внимание ни на какие обвинения, победитель всегда прав. Телефон, расписанный под хохлому, - это чудесно. Причем самый что ни на есть современный телефон. Да, и вертолет, и наверняка, что-то еще, чего я не знаю... Я согласна с тем, что черный - основной русский цвет. Только с оговорками. Сейчас, в пост-советском московском пространстве особенно. Особенно в наших гардеробах и сознаниях...
А хохлома - это не на черном фоне, а на золотом!!! "Хохлома представляет собой декоративную роспись, выполненную чёрным и красным а также изредка, зелёным) цветом по золотистому фону." (цитата)
Неужели действительно теперь хохлома дает четкие ассоциации с вашим брендом? Если это так, то я вас поздравляю... "Хохлома вышла за рамки лубка?" "Хохлома - новый лубок"? Вероятно... То, что вы делаете, назвается "китч". Китч - термин, обозначающий "одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов." Как тут не вспомнить майку с портретом главы государства и венком из розочек?! Это же гениально было!!! О, волшебный китч! Китч "как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве." Но зато со здоровым юмором, зато это прикольно, это "cool"... это модно, в конце концов, это стильно... Моя любимая ваша вещь - майка с надписью "ПАЦАН СКАЗАЛ - ПАЦАН СДЕЛАЛ!"...
Эту реплику поддерживают: