Варвара Бабицкая /

Шилов-Волхонский и Шилов-Космический: скандалы, интриги, расследования

В русской школе живописи есть свои освященные временем традиции. Согласно одной из них, звезды благоволят к Александрам Шиловым

Иллюстрация: РИА Новости
Иллюстрация: РИА Новости
Фрагмент репродукции картины "Над черным морем" летчика-космонавта Алексея Леонова
+T -
Поделиться:

Иногда российская земля рождает таланты, которым, кажется, подвластно все. Они везде. И на улицах столицы, и под землей, и даже в космосе.

Впрочем, тут уж я провралась: космос пока остался непокоренным русской музой, но попытка засчитана. Помешала авария: ракета-носитель «Союз-У», стартовавшая с космодрома Байконур в среду, не смогла вывести на орбиту космический грузовик «Прогресс М-12М» из-за нарушения работы двигателя. Обгоревшие обломки транспортного корабля рухнули в Чойском районе республики Алтай. Жертв и разрушений на Земле нет, и все же потеря велика: корабль должен был доставить на космическую станцию около 3 тонн различных грузов, в том числе воду, кислород, еду, топливо и десять картин художника-пейзажиста Александра Шилова.

И правда, не топливом единым жив космонавт. Как сообщила агентству РИА «Новости» агент художника Альбина Кузнецова, «"Прогресс М-12М" должен был привезти на МКС, помимо стандартного набора грузов, десять картин <…> для психологической поддержки экипажа. Более того, после вывоза картин в космос, художник планировал представить свои пейзажи в Москве и увеличить стоимость их одного выставочного дня до 120 тысяч в день. <…> Очень надеемся, что при доставке следующего груза мы уже напишем новую серию картин, и они уже будут доставлены» (тут привлекает внимание задушевное «мы» — так гордая молодая мать говорит «мы срыгнули»).

Вспоминаются слова поэта: «В полдневный жар в долине Дагестана / С свинцом в груди лежал недвижим я; / Глубокая еще дымилась рана,/ По капле кровь точилася моя. / И снился мне не рокот космодрома. / Не эта ледяная синева. / А снилась мне трава, трава у дома. / Зеленая, зеленая трава». Зеленая, зеленая трава средней русской полосы — это как раз конек Александра Шилова. Не оставляют его равнодушным и старые ивы (ни летом, ни осенью — см. список работ художника), а также ромашковое поле и перламутровый снег. Кто же этот художник, чьи работы чуть было не экспонировались на международной космической станции?

Не следует путать его с другим Александром Шиловым, художником-реалистом, автором портретов в традиционном романтическом стиле. Такая ошибка была бы понятна (хоть и не извинительна), поскольку творчество Шилова-портретиста хорошо знакомо москвичам и гостям столицы: романтичный автопортрет А.Шилова с дочерью украшает здание персональной галереи Шилова на углу Волхонки. Есть у нас такие редкие таланты, которые удостаиваются прижизненного, весомого, грубого, зримого признания. Как им это удается — великая тайна. Церетели уже навяз в зубах — Бог с ним; меня занимает, например, акварелист Андрияки, пустивший в неприкосновенном московском метрополитене поезд с работами своих учеников. Для монтажа выставки пришлось демонтировать сиденья, но уж на это грех роптать: для реконструкции галереи Шилова вон два памятника архитектуры демонтировали, а тут какие-то сиденья. Не баре, постоим.

Забота о досуге космонавтов, конечно, не изобретение сегодняшнего дня. Вот, скажем, журналист Андрей Мальгин приводит в своем блоге вырезку из газеты «Советская Россия» от 27.11.1988 (из интервью с заместителем начальника «Центра подготовки космонавтов» летчиком-космонавтом СССР П. Поповичем): «Известная английская группа "Пинк Флойд" специально накануне полета подготовила запись своего нового альбома, и экспедиция посещения должна передать ее на борт комплекса "Мир"... Эта рок-группа хотела приехать на космодром Байконур, чтобы дать концерт, но тут мы были непреклонны». Совсем не так непреклонен оказался космос по отношению к нашему герою: в перечне его орденов и наград, занимающем полстраницы, значатся, кроме всего прочего, орден Берегового Г. Т. Международного общественного благотворительного фонда поддержки российской космонавтики «За содействие в деятельности Фонда и преданность космонавтике», медаль имени Ю. А. Гагарина Федерации космонавтики России за заслуги перед отечественной космонавтикой, «Звезда рекордсмена России» за организацию и проведение первой в мире персональной выставки на Международной космической станции. Если почитать райдер, выставленный художником Самарскому художественному музею, приходит на ум, что гастроли Pink Floyd, пожалуй, оказались бы дешевле.

Если же к персональным выставкам в Звездном городке и на МКС причесть таковые же в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, в Государственной Думе РФ и в Российской академии художеств (а потом изучить творчество Шилова в интернете), трудно не задаться вопросом: по случайному ли совпадению звезды так благоволят к Александрам Шиловым или мы имеем дело с семейным подрядом? Мне не удалось найти подтверждения родственных уз между двумя художниками, хотя Александр Шилов-Космический по возрасту годится Александру Шилову-Волхонскому в сыновья, да и отчество совпадает. Но это и не так важно: их эстетическое сродство настолько очевидно, что тут явно не обошлось без эдипальной драмы, истории про соперничество. И оно-то и подвело Джуниора, который, не размениваясь на особняки на Волхонке, решил: бери выше! «Утверждают космонавты и мечтатели, / Что на Марсе будут яблони цвести!» Он залетел, как Икар, слишком высоко, и картины сгорели вместе с космическим грузовиком «Прогресс М-12М». А ведь могли бы выставляться и выставляться, тут, на грешной земле, в Самаре — хоть и по 60 тысяч в день.

 

 

Комментировать Всего 21 комментарий

С этими Шиловыми какая-то совершенно детективная история. Мало того, что один Александр и другой Александр, так второй еще и Александрович. Но вроде как не сын. Моя френдлента пестрит конспирологическими теориями. Вот, например: "Александры Шиловы просто не хотят называть себя отцом и сыном, а биологически таковое словоупотребление, говорят, имеет все основания". Запутались? Погодите, вот вам еще один А.Шилов: замруководителя Роскосмоса. Какой-то кластер однофамильцев. Кстати, один из них таки выставлялся на МКС в апреле 2007 года, за что получил очередную медаль. Похоже, что это тот самый, чьи нетленки сгорели на днях в плотных слоях атмосферы. Но он весьма плодовитый творец, к следующему заходу на целый грузовой отсек нарисует.

какие у него однако замечательные проекты....   аж завидно  право...  Космическая Живопись.  Вот ведь может же художник сам себя продвинуть до небес если очень захочет и вложит много-много труда и усилий в достижение цели.   А то что  холсты сгорели  - это даже хорошо,  можно будет  авторские копии и принты продавать...   с такой-то раскруткой.... картины вообще сложно уничтожить,  они как рукописи  в интернете.....  не горят.

У меня похожая идея давно уже припасена ....  ждет своего  звездного часа.

Хочу делать персональную выставку в здании Министерства Обороны... и потом тур сделать  выставочный,  эдакой передвижник Нового Времени,     Штаб-квартира НАТО,   и прочие оборонные ведомства Европы.... а далее в Штаты  в Пентагон и ЦРУ...   И далее через Токио ,  Пекин..... трансибирским экспрессом через Москву обратно  в Брюссель  в Европарламент на постоянную уже парковку.

Осталось найти спонсоров  и заинтересовать генералов.

Совершенно гомерическая история

Гомерическая история

нарушающая партнерские нормативы по программе МКС - потому что нельзя никому извлекать личную выгоду из космических полетов....

Ну почему нельзя,  Вот скажем если космонавт в свободное время на орбите достает коробочку с красками и рисует  шаржи на коллег  или там фотки делает  с автографами всех членов экипажа,   а про возвращении выставляет их в галерейке   и продает на Е-баие  ценителям космических артефактов..... Что тут собственно плохого?  Может он таким образом деньги собирает на благотворительный проект по уборке космического мусора.

Что тут собственно плохого?

Я не сказала, что это плохо. Я сказала, чтоэто запрещается согласованными международными нормами. Я вот здесь уже позавчера про это подробно писала.

Кстати, благотворительный проект по уборке космического мусора это такоц же нонсенс, что и благотворительный проект по, например, найму дополнительного отряда полицейских в Лондоне - это деятельность, регулируемая на госуровне

Мне еще нравится, как они все об этом с такой детской непосредственностью говорят - ну да, а че, дескать такого, ну прокатали свои картинки, теперь стрижем дополнительные купоны за эксклюзивчик, и дальше будем.

Честно Вам скажу, Алексей, я совсем не понимаю, что происходит. Россия как один из партнеров по программе МКС является подписантом всех междунароодных соглашений, которые не позволяют извлекать личную выгоду из космических полетов.

Тот факт, что сквозь пальцы смотрят на рынок штампованных в космосе конвертов, это как бы данность - так всегда было.

Но разрешать на официальном уровне свозить что-то, за что потом официально будут брать больше денег за вставки? Для меня это совершенно непонятное откровение...

Эту реплику поддерживают: Алексей Ковалев

Посмотриете еще линк, который я приклеила в ответе Владимиру выше - совсем непонятная ситуация...

Эту реплику поддерживают: Алексей Ковалев

Спасибо, прочитал. Наличие жуликов на ебее меня не удивляет, мне было бы очень интересно узнать, кто именно в Роскосмосе одобрил погрузку на борт этих картин. Я ведь правильно понимаю, что не то что пять полотен, пусть и без рам - даже карандаш неучтенный туда попасть не может?

Вы правы, на борт ничего попасть не может втихаря.

Интересно, скорее, как ситуация вышла из-под контроля.

Одобрить что-то в качестве психологической поддержи - вполне реально. Другой вопрос, как выбрали именно этого художника. Мне уже где-то полгода назад кто-то присылал про него линки - что его картины полетят. Я думала, что это липа - до такой степени это все выглядело каким-то нереальным. Кстати, в той статье было написано, что он живет в Париже.

Если бы, например, провели конкурс между художниками (с понятными критериями оценки), в реузльтате которого победитель(и) предоставили бы свои картины для психологической поддержки, потом бы их вернули, сделали бы выставку в поддержку не знаю чего, но чего-то общественно значимого, а еще лучше для популяризации пилотируемой космонавтики - тогда бы все было понятно.

А нынешняя завязка истории очень странная...

А что пишут про задуманное повышение их стоимости - тот самый выход ситуации из-под конроля - не уверена, что это имелось в виду теми, кто организовывал полет.

Ох посмотрел на его послужной список..... Было бы странно если бы ему отказали в космической выставке....  Он же  тесно завязан на фонд поддержки космонавтов и вообще на космос  ( Медаль имени А. Ю. Гагарина Федерации Космонавтики России за заслуги перед отечественной космонавтикой) ..... Ни один другой художник так хорошо не подходит для этой выставки.  Уж заслужил так заслужил. 

Так он его получил-то как раз за ту первую космическую выставку в 2007 году! До этого он был награжден только за профессионализм и деловую репутацию, за веру и верность, заслуги перед соотечественниками и т.д.

Ну а это тоже  за 2007 год?Орден Берегового Г. Т. Международного Общественного Благотворительного Фонда поддержки российской космонавтики «За содействие в деятельности Фонда и преданность космонавтике»

Кстати а куда делись те 5 картин которые побывали в космосе  в 2007 году?  Их продали  или же просто раздарили по начальству  и по организациям, или там стены  кафетерия ЦУП украсили? 

Если раздарили  то о коммерческой выгоде художника сложно говорить  и этический код не нарушен  формально.    Даже если работы остались у художника и он берет деньги с галереи за их показ публике....не факт что он получает прибыль ... возможно все идет на возмещение убытков  и на благотворительность.

Опять-таки подобные акции с картинами - это хороший ПиАр  для космического агентства, эти картины потом можно дарить дорогим гостям и прочим важным чиновникам от которых зависит то или иное решение,   американцы тоже доставили на Луну одну живописную работу, было дело,   на Аполло 15 кажется,  и там ее  правда и оставили.

возможно все идет на возмещение убытков и на благотворительность.

Возмещение убытков это доход - хотя он и не является прибылью.

Занимться благотворительностью он вплоне может, но тогда удивительно, что это не фигурирует в канве истории.

Дорогим гостям много что дарят - там суть дарения в том, что предмет побывал в космосе, а не в том, что это картина. Я уже Алексею ответила - если бы был понятен критерий выбора конкретно этого художника, то проще было бы поверить в искренность художественного решения.

Лена, а как Вы думаете - откуда вообще взялась эта мысль, что поддержку экипажу надо оказывать, будем смотреть правде в глаза, довольно бездарной мазней под Шишкина? В переходе под Крымским валом возле ЦДХ такие пейзажисты рубль штучка, три рубля кучка. Мне, конечно, сложно себе представить, каким психологическим нагрузкам подвергаются люди, которые по полгода болтаются в тесной железной коробке посреди ледяной пустоты. Может, правда хочется чего-нибудь эдакого незатейливого? Если да, то конечно, пусть смотрят на березки, лишь бы в глотку друг другу не вцеплялись. Просто меня немного нервирует сам по себе примитивно-прагматический подход к искусству в духе "шоб было красиво". По-моему, проще покрасить стены в салатовый цвет и включить тихую музыку.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Стиль мазни - дело вкуса - поэтому могу только повториться - критерий выбор именно этого автора совершенно не понятен, потому и вызывает подозрения.

А всякие "человеческие" вещи, их разнообразие, как раз вполне помогают оживить полгода непрерывной работы. Другой вопрос, как оптимизировать материальные ресурсы - ведь отвезти что-то в космос стОит невероятно дорого. Решение отвезти именно этот предмет, а не другой, что-то под собой имеет.

Никто никогда в глотку так никому не вцепляется. Слишком все для этого умные и ответственные.

Ну критерий то как раз вполне железобетонный. Он уже долгое время работает с космонавтикой... свой человек там.  Космонавтам его работы вполне понравились, незатейливо  и приятно глазу.... Таких незатейливых художников  действительно пруд пруди  и выбрать из них наидостойнейшего по художественным критериям просто нереально.   А по другим критериям он реально самый достойный из всех российских художников на этот проект.