Алексей Байер /

Хандра спокойной жизни

Развитые страны добились для своих граждан беспрецедентной в истории безопасности и предсказуемости жизни. И это прекрасно. Только очень скучно, и хочется какой-то встряски, например урагана. А тo и войны

Фото: AFP/EastNews
Фото: AFP/EastNews
После урагана в Центревилле
+T -
Поделиться:

В воскресенье мы проснулись в ожидании катастрофы. Всю ночь выл ветер и лил дождь. Безлюдные улицы нашего маленького городка в графстве Вестчестер к северу от Нью-Йорка залила вода и завалили сорванные с деревьев ветви. Тяжелый влажный воздух прижимали к земле зловещие черные тучи. Но самое жуткое было еще впереди, утверждало телевидение. Ураган «Айрин» должен был обрушиться на наше побережье через два часа.

Утро мы провели в каком-то оцепенении, с опаской поглядывая на столетние дубы, окружающие наш хрупкий домишко. Вот-вот ураган ударит в полную мощь. Но время шло и ничего не происходило. Улегся ветер, ливень перешел в морось, и ураган ушел на север. Стало ясно, что «Айрин» почти не затронул Нью-Йорк. Это было замечательно. И вместе с тем вместо радости меня кольнуло какое-то странное разочарование. Я его, конечно, сразу отогнал, как глупое ребячество, но все равно.

То есть головой я прекрасно понимал, что, пройдись по нам ураган по-настоящему, это обернулось бы как минимум огромными затратами времени и денег: затопленным подвалом, выбитыми окнами, отключением света и воды на несколько дней, а то и недель. А то могла быть и настоящая трагедия, как для нас, так и для наших соседей. И так на соседнем перекрестке ветром выкорчевало огромный дуб, который рухнул в метрах от жилого дома.

Но в душе все равно было ощущение… обманутых ожиданий, что ли. И так у очень многих. Даже мэр города Майкл Блумберг вынужден был оправдываться за полностью обоснованные меры предосторожности, которые приняла муниципальная администрация.

В чем же дело?

Основное достижение цивилизации — и во многом ее цель — это сделать жизнь человека предсказуемой и безопасной. В 1900 году ожидаемая продолжительность жизни среднего американца была около 50 лет. За столетие она увеличилась почти на 30 лет. Это не только достижения медицины, но и значительно снизившаяся вероятность того, что новорожденный член развитого общества погибнет в урагане или потопе, отравится, сгорит или будет съеден волками. В последнее время увеличилась безопасность дорожного движения, авиатранспорта и т. д., да и на войне теперь американские потери в Ираке и Афганистане в 10 раз меньше, чем во Вьетнаме.

Мысля рационально, большинство жителей развитых стран приветствуют безопасность. Никто не против ужесточения правил санитарии, инспекций и регулирования пищевой промышленности, мер безопасности авиационных перевозок или законов, предписывающих пристегиваться ремнями в автомобиле. Ту же обязательную эвакуацию перед ураганом «Айрин» большинство ньюйоркцев выполняло и одобряло.

Тем не менее, обезопасившись и не рискуя, мы где-то в подсознании тоскуем по опасности и риску. Причем эту тоску чувствуют не только сорвиголовы, подсевшие на адреналин искатели острых ощущений, которые были всегда и везде и которые до сих пор увлекаются экстремальными видами спорта, выходят на досках в ураган или ведут репортажи из зоны военных действий. Как показывает разочарование после «Айрин», эта тоска понятна и простому обывателю.

Десять лет назад, когда в Нью-Йорке обрушились башни Всемирного торгового центра, это было ужасное, трагичное, чудовищное и в чем-то даже сверхъестественное ощущение. Но сегодня те дни вспоминаются многими как время, когда мы все чувствовали себя как бы более живыми.

В 1914 году разразилась европейская катастрофа, вошедшая в историю под названием Первая мировая война. Дневники того времени свидетельствуют о всеобщем подъеме, о странной радости и энтузиазме. Сама война была вроде как ни за что: ни по идеологии, ни по религии воюющие стороны сильно не разнились, но само наличие конфликта вызвало чувство, похожее на радость. Конец XIX — начало ХХ века тоже были крайне стабильным и «предсказуемым» периодом, особенно по сравнению с более богатыми на события 1800-1870 годами. И когда прогремели первые артиллерийские залпы в августе 1914 года, европейцы вдруг почувствовали облегчение: вот оно, наконец началось.

Может, мы тоже засиделись в своей безопасности?

Комментировать Всего 84 комментария
Алексей, но это всегда так...

Начало любых перемен, даже  предвещаюших лишения и смерть, провоцируют вброс определенных гормонов. Здесь лучше поощрять индивидуальный экстрим, чем массовый, в виде войны..

Ой, непонятно как это делать. И как понять гормоны в контексте всего общества. И поощрять или нет не очень получается. Наши правители, в США например, уже и не пытаются как то общественными процессами управлять. По моему правильно. Чего зря воду в ступе месить, все равно ничего не выходит.

Леша, ну почему же непонятно? В США давно и неплохо развивают культ спорта. Вот тебе и индивидуальный (или командный даже) экстрим в мирном направлении. 

Владимир, как-то люди запанибратски к гормонам и нейромедиаторам относятся. То им адреналина подавай, то им серотонина для полноты счастья не хватает. И с новыми терминами приходит иллюзия понимания. Однако у Пушкина таки поточнее было сказано.

Есть упоение в бою

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.

Даже и про ураган - пусть аравийский, сказано. Т.е. все учтено могучим ураганом :)

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Liliana Loss

Химия убивает поэзию...

К счастью, Пушкин не выписывал журнал "Химия и Жизнь", а я выписывал....вот и умер во мне поэтический гений, а "химический" так и не родился. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Ну, а изучение функций мозга и вовсе всю поэзию из мира вытрясает. Эх ма, меньше знаешь, крепче спишь--и много больше наслаждаешься миром. Проклятая Ева, из-за нее с ее познанием нас изгнали из рая.

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Алексей, это не навсегда

Это уже витает в воздухе. Внутреннее подспудное желание перемен скоро столкнеться с объективной невозможностью сохранения статус кво. Перемены и потрясения не заставят себя ждать. И людям, как водится, мало не покажется

Совершенно правы, Ашот. Мало не покажется. Но мы, мне кажется, немного их предвкушаем. Хотя головой понимаем, что будет жопа.

Эту реплику поддерживают: Ашот Марьян

Господь  с  Вами,  Алексей,   какие  войны!    

Конечно,  если  кому    не   хватает  военного    экстрима,    так  пожалуйте    в   Северную  Корею,   господа,  или    другие  горячие  точки...  

Ну  а  мирный  экстрим совсем  просто  устроить  -  выбросился   из  самолёта  с  парашютом    в  джунгли   Амазонки   и  выживай...

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Катерина Инноченте

Ну а мирный экстрим совсем просто устроить - выбросился из самолёта с парашютом в джунгли Амазонки и выживай...

– дайте совет михаилу саакашвили. походил бы по канату над пропастью, нырнул бы к акулам в пасть, прыгнул с парашютом  – был бы нормальным человеком. и галстуки и соседи целы.

Это на индивидуальном уровне. Обыватель стремится к комфорту. Но чего то ему все же не хватает. Чего сам не знает.

Эту реплику поддерживают: Ашот Марьян

Да,да,хочется чего-то остренького,либо мировой революции,либо поросенка с хреном:-)

Эту реплику поддерживают: Максим Терский, Liliana Loss, Катерина Инноченте

Передергиваете, Михаил, передергиваете! Оговорка по Фрейду - в чистом виде :))

 «Я сидел дома и, по обыкновению, не знал, что с собой делать. Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном..." М.Салтыков-Щедрин

Радикализация умеренного либерального желания до требования пожара Мировой революции - чисто на Вашей совести (уже по Байеру) :))

Эту реплику поддерживают: Михаил Авилов, Liliana Loss, Сергей Любимов

Михаил Авилов Комментарий удален автором

Смешно Катерина,спасибо,сильно улыбнуло!:-)) Я себя под Фрейдом чищу:-) "

"Но подчас, не веря мифам,Так событий личных ждешь!Заболеть бы, что ли, тифом,Учинить бы, что ль, дебош?" Саша Черный Ламентации

Ну если уж втягивать сюда Фрейда, то я про это уже здесь писала :-)

Обратите внимание на "сидел дома", а не "стоя на баррикадах" =)))

Леш, ты специально провокационный текст написал - что предчувствие войны это хорошо? Даже теряюсь, откуда начать возражать. Да и слишком долго получится в письменном виде

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

хорший синхрон и с твоим текстом и с текстом колмановского и с текстом маши. прям как бусы на ниточку. вы сговорились что ли? долго столбы не падали, не хамили, кирпичи мимо пролетают, жирка много набежало?

кому-то надо срочно заняться боксом. только раскин в тонусе – профессионально у него каждый день чрезвычайка. молодец.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Iryna Sukhanenko, Павел Новиков

лена, сьезди в сомали, возьми интервью у пирата. или отправь еще раз мужа в космос, тебе нужен экстрим. после этого еще на 10 лет будешь ниже травы чай пить за печатной машинкой.

Мне? Экстрим? Ты шутить, дорогой?!

Я ужасная Фифа с большой буквы Ф...

Для меня родительская дача с умывальником и туалетом во дворе - суперэкстрим. Я даже туда не езжу :-)

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Я ужасная Фифа с большой буквы Ф...

фуфочка

Аенкдот в тему

- Скажи мне что-нибудь теплое

- Фуфайка

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте, Алексей Воеводин

Лена, как ты вычитала из этого текста что предчувствие (скорее впрочем предвкушение) это хорошо? Я про войну не говорил. Не знаю как ты, я 1ю мировую войну считаю огромной катастрофой, и так ее и назвал. Но это не мешает тому факту, что когда началась война в Европе был повальный к ней энтузиазм и некоторое облегчение. Это очень прекрасно описано в романе Итало Свево Ля кошенца ди Дзено, не знаю, как по русски. Там типа человек мучается желанием бросить курить и вся его жизнь проходит под эгидой последней сигареты. И это направляет его выбор профессии, жены, всего. Дакая вот непонятная хандра. И все кончается когда начинается война. Война это такой катарсис для "засидевшегося" общества. Но то, что я думаю что это хорошо, это ты не знаю как вычислила. С точностью до наоборот.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

На русский название романа перевели как "Самопознание Дзено". Хотя по-моему это искажение. La coscienza -- это все-таки совесть. Та самая :) 

Я тоже не вижу где Лена вычитала, что война -- это хорошо. По-моему твоя колонка намного тоньше. 

Да, ты права. Но этот культ иногда создает такую ситуацию, когда перестаешь понимать, чем война отличается от спорта. Это тоже самое, что вояки американские из Пентагона стреляют с беспилотников по афганским деревням. Кажется все чисто и аккуратно, и вечером идешь домой. И в голове происходит революция. Начинаешь думать, что так же чисто будет когда по твоему дому кто то бабахнет.

ты, кажется, этот ответ случайно приклеил к другому комменту :) но я поняла, куда он относится :) в голове революции происходят периодически и не один раз. И это нормально. Взросление, пересмотр позиций, переоценка ценностей. 

Так ведь, Алексей, она же (1 мировая) и вправду была такой ужасной игрой со смертельным исходом для миллионов людей. И при этом все равно - игрой. Вот факт (из жизни двух культурных наций): немцы захватили французский городок. Потом - окопная война (русские газеты тогда издевательски писали: "в результате трех дней упорных боев наши союзники захватили... дерево"). Те немцы перед корпусом французов, сформированным из того городка, каждый день, не ленясь, вывешивали аккуратно написанный плакат: "Корпус рогоносцев" Французы в ответ, наплевав на все конвенции Красного Креста, зверски добивали всех пленных немцев, которые к ним попадались. Не игра?

А ощущение нехватки воздуха у всех (от князя до его лакея) перед первой мировой хорошо описано и у А.Толстого в первом томе "Хождения по мукам".

Многим людям очень трудно  найти точку опоры в самом себе. Они ждут смысла и алгоритма (превосходящего их самих) снаружи. Войны и стихийные бедствия годятся не хуже всего другого. Вспомните еще, как люди любят сбегаться на пожары...

Несмешной анекдот в тему:

Есть две вещи, на которые можно смотреть бесконечно: на огонь и на то, как работают другие люди. Оптимальное зрелище - пожарник за работой

Третья вещь, на которую обыватели не устают смотреть  - это текущая вода (поэтому наводнения тоже любят :) - я знаю, что говорю, я же в Ленинграде выросла, у нас наводнения были через год, и на это время все очень оживлялись).

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Да, Катерина, игра. Правда, стоившая жизни целому поколению европейцев, и бог весть как дорого обошедшаяся для России. Конечно игра. Французская военная доктрина считала что французская храбрость -- это ключ к победе. Поэтому их командиры бросали своих солдат на очень технически совершенные немецкие пулеметы, волна за волной, пока куча тел не создавала такие редуты. Игра, своего рода.

И надо заметить, Европа не наигралась за 4 года, у нее 20 лет потом руки чесались, и только к 45 году им стало достаточно. Вот если бы тех генералов в 18 году под трибунал послали, по всему континенту, а не об'явили их героями Вердана, было бы сильно больше пользы.

кино и спорт - хорошая терапия. спортивные состязания заменяют войны, –  погромы болельщиков, то да сё... а голливудские киножанры постоянного хоррора, кровищ, битья морд, крушений и катастроф глобальных – остужает бытовую тягу к катаклизмам. посмотрел – и порядок.

каждый раз когда смотрю очередное кинокрушение американское или какую-то гигантскую тварь, топчущую нью-йорк, – думаю, что жители этой страны долго не получали по морде. российский же киноформат не романтизирует крушения – и так в этом живем, тошно уже.

Эту реплику поддерживают: Катерина Инноченте

Уже, по=моему, на рынке экстремального туризма есть недельное проживание на Соловках полностью в "тех" условиях...

ОДин только видела конкретно позитивный момент от того, что запад местами с жиру бесится - есть volunteering tourism - поезал на сколько-то недель в место, где конкретно хреново, но без войны. И занимаешься играми с детьми, работой в школе, носишь воду - короче живешь в тех же условиях,ч о и местные, и пользу приносишь. Вот за это я людей уважаю. Сама не готова так время проводить.

Кстати, мы пробовали в прошлом году в новогоднюю ночь пойти в какой-нибудь homeless shelter поработать - праздник радлеить, пользу принести - так волонтерских мест нет ! На праздники работать записывается столько людей!... Это было приятным удивлением (не что мест не было, а что вопрос лучше организован, чем я ожидала).

поезал на сколько-то недель в место, где конкретно хреново, но без войны

– если не путаю, это любимое дело одного рекламного директора французского модного журнала. из парижа с рюкзачком едет туда, где стреляют, конфликты. отпуск. гламуторно слишком уже на работе, видимо. а тут пара пуль пролетела над головой, сердце терапевтически ёкнуло, и порядок, ты снова мужчина. 

каждому лондону свои беспорядки.

ну это не про стреляют

Вот линк - полный гид по волонтерской туризму

А как ощутить себя мужчиной - это не ко мне, а к здешним волевым умным джигитам.

гид по волонтерской туризму

– эти волонтеры мне.... простите меня. дело благое, не спорю, но один моральный аспект.... приехал помочь, но при этом знаешь, что когда ты того, то в любой момент тяжелые условия могут прекратиться и ты снова дома в кроватке. в этом какой-то цинизм перед тем кому помогаешь – для них возможности волшебно щелкнуть пальцами нет. и волшебного билета туда, где все хорошо, потому что ты устал / надоело / расхотел помогать – нет...

понимаю, что тема гораздо глубже, все разные и так далее, но сейчас подумалось именно об этом маленьком аспекте.

Эту реплику поддерживают: Владимир Владимирович Громковский

С одной стороны согласна. С другой - у нас в школе в кабинете труда висле плакат "лучше изобрести велосипед, чем ничего не изобрести".

"Кстати, мы пробовали в прошлом году в новогоднюю ночь пойти в какой-нибудь homeless shelter поработать - праздник радлеить, пользу принести - так волонтерских мест нет ! На праздники работать записывается столько людей!..." -

Лен, а это не подтверждение того, о чем Алексей написал? Вместе с "отдыхом на Соловках" эт цетера...?

Мне прочлась другая интонация.

Но это уже не первый раз, когда я понимаю на ощущательном уровне не то, что Алексей имел в виду

О    чём  писал  Алексей,  очень  понятно.   Но  мне  показалось,  что   он  имел  в  виду    ощущения  стороннего  наблюдателя   или  косвенного  участника,  который  благополучно  переживает   как  катаклизмы  природы,  так  и   спровоцированные   человеком.    Вот  только  быть   прямым  участником   катастроф   со  всеми  вытекающими  мало  кому   хочется.    Лучше  зрителем  или  свидетелем...  поймать  этот  момент   угрозы  своему   существованию,  но  благополучно  само  бедствие   избежать...     

Нет нет, сторонним наблюдателем другое. Именно что разочарование почувствовали мы все когда ПО НАМ не прошелся ураган.

Алексей, а чем Вы объясните пристрастие к фильмам-катастрофам японцев? Помню, как девчонкой еще посмотрела очень зрелищный по тому времени фильм "Гибель Японии" (цунами, землетрясения и даже кажется динозавры вылупились) и была именно в недоумении: чего это они?! Некоторое время ходила и представляла себе сценарий фильма: "Гибель Советского Союза" :)

Ну никак ведь не скажешь, что японцы давно "не получали по морде".

Да нет, это совсем другое. Я не японист, и не берусь обсуждать японский менталитет, который похоже предполагает такое вот ожидание/опасение/талисман против гибели своей страны. Возможно. Но я же не про это. Фильмы катастрофы это не про то, и антиутопии не про то. В позапрошлом году вышло несколько антиутопий, лучшая из них The Road. Но я не касался литературы или искусства. Это трудно оценить, и потом кино это коммерческое искусство, это другое. Вот немецкие экспрессионисты очень точно предсказали 1ю мировую, и выразили ангст который витал в воздухе. Но дело в том, что широкая публика их искусство тогда совсем не знала, и открыли это, и поместили их работы в музеи, уже потом. Пост фактум.

Алексей, спасибо за разъяснение Вашей позиции, хотя я вообще-то Воеводина спрашивала, который писал как раз про фильмы... :))

Как то мелькнула мысль, что предыдущим поколениям, включая поколение моих родителей, пришлось пройти через серьезные потрясения. В моем поколении ничего такого пока не было. С тех пор пытаюсь быть готовым ко всему. Хотя тоски экзистенциальной по этому поводу не испытываю.

Нужно в социальных сетях поскорее внедрить "сетесоциальные" войны :)

Я думаю все к тому и идет. Вначале игры (всякие там "Мафии" и т.п.), потом что-то более серьезное.

Было бы здорово, если твой "эккаунт" мог бы быть "убит" другим участником социальной сети. А все твои виртуальные сокровища переходят во владение супостата. 

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Это игра. Игр достаточно и так. Людям хочется потресений. Или не хватает. Именно что. Не хочется, а не хватает.

Эх, Алексей

осторожнее: мысли материальны...Придется, чтобы компенсировать, думать,  как я войны не хочу)))) 

Вселенная и подсознание не воспринимают отрицания.

Надо мыслить "мир"

Причем если мыслить "хочу мира", то интесифицируется всего лишь хотение.

Эту реплику поддерживают: Павел Новиков

Лена, я тоже это слышала, и мне очень интересно, как и кем этот факт подтвержден?   

Алла, я как всегда помню. только, чем кончилось, а предшествующиую теорию выучила, сдала и забыла.

Это идет из двух направлений - гипнотерапия как клиническая практика - если зарыться, то найдете материалы по формированию гипнотического транса. Можно читать классические "из лягушек в принцы" и "формирование транса" гриндера и бэндлера. Это практичнее, чем эриксонновский гпноз (они его последователи и ученики).

Другая линия - это "нью эйдж" - все медитативные школы "связи во вспеленной". Научных подтверждений этому найти по поределению нельзя. но на этом сходятся все "современные целители". Скажите, если надо подробнее, я вам налкею линков, но я владею этим вопросом только на английском - т.е. линки будут на англоязычные ресурсы.

Эту реплику поддерживают: Алла Салтыкова

Основное достижение цивилизации — и во многом ее цель — это сделать жизнь человека предсказуемой и безопасной.

Написано хорошо, и замечания верные.

Однако полагать бытовой комфорт целью цивилизации? 

Однако полагать бытовой комфорт целью цивилизации?

– ага! – бесстыже глядя на создателя, сказали избиратели хором, нежась полуразвалившись в стойле и ожидая следущего обеденного биг-мака.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Liliana Loss, Сергей Любимов

Это анекдот такой:

Собака думает: вот человек, он меня кормит, поит и дает мне кров. Наверное, он Б-г.

Кошка думает: вот человек, он меня кормит, поит и дает мне кров. Наверное, я Б-г.

Эволюция немного не про то. Кошки паразитируют на нашей цивилизации, но то же и клопы.

Кошки паразитируют на нашей цивилизации, но то же и клопы.

– ну мы также паразитируем в мире божьем. несмотря на то, что "бог сверху", мы на него смотрим более чем утилитарно – господь по уши обязан озаботиться нашим тотальным счастьем, при этом стараясь исключать момент, что мы ему что-то должны. он же бог, чего он не могет себе обеспечить? 

мысль же, что господь завел, развел нас, людей аналогично как мы разводим скотину домашнюю – для определенного прока своего, – меня повергает в ужас.

пожалуй буду вышеприведенным котом, так приятнее. и молиться за здоровье моих близких, а не за голодающих детей сомали и победу коммунизма/капитализма/сионизма/ислама/рпц/..(ненужное зачеркните) на всей земле. было, проходили. постепенно во мне побеждает вот такой бытовой обыватель с наглой кошачьей мордой.

сорри, я совсем ушел в сторону от главной темы. спасибо за мысли.

бытовой обыватель с наглой кошачьей мордой.

Окончание анекдота в тему:

... а тех, кто будет мухлевать будем бить по морде. По наглой рыжей морде!

... а тех, кто будет мухлевать будем бить по морде. По наглой рыжей морде!

вспомнил рассказ у хозяйки про своих двух котов, где один сп**л целый аж батон колбасы и на него сел на стуле, типа невинно спал. пока она лупила второго, первый ждал, когда хозяйка сделает свое грязное дело.

То есть Маккиавели произошел от кошки, а не от обезьяны

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

кто на ком паразитирует

По отношению к планете Земля мы - человечество - бактерия.

Планете без нас было бы значительно лучше - ее бы никто не изгаживал.

Мы себя ведем как жизнерадостная агрессивная саранча. По отношению к планете и кошки и другие существа, которые не прут против естественного отбора и выживания сильнейших, намного гармоничнее

Мы себя ведем как жизнерадостная агрессивная саранча.

– так какой богу от нас прок? ради чего он нас разводит на своей ферме в таком несусветном количестве? что он на выходе получает? 

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Смешно. То есть по твоему мы не поднчиняемся естественному отбору и выживанию сильнейших? Мы, т.е., люди, что? С Луны свалились? Мы не результат эволюции, не обезьяны возомнившие о себе невесть что и придумавшие себе бога по своему образу и подобию, т.е., в виде большой бородатой обезьяны? Мы не создание той же природы и экологической системы в которой мы живем? Мы только сейчас начинаем понимать размер и сложность (для наших мозгов) мира в котором мы живем, а ты говоришь, что мы его меняем.  Это очень самоуверенно с твоей стороны. Чтобы менятъ, нужно сначала хоть приблизительно понять, как он работает, зачем он существует и прочие мелкие детали.

Я думаю, что со скачком развития науки и техгнологий последние лет 100 нарушено выживание сильнейших.

То есть еще века не прошло с тех пор, как мы своим развитием медицины нарушили естественный процесс отбора биологически сильных особей человека. Я уверена, что это имеет серьезные последствия, но при нашей жизни этого еще не будет четко видно

нарушено выживание сильнейших

– не забывайте еще о действующем выживании умнейших. кто-то качает силу ног, кто-то силу челюстей, кто-то силу детородную, а кто-то силу внутричерепную. 

внутричерепная сила

Не думаю, что Стивену Хокингу удалось бы донести содержание своего ума до людей, если бы он родился на сто лет раньше...

Сила в эволюционной теории это способность к виживанию

Мы очень маленький на земле оставим след, даже если наша цивилизация продлится еще 5К лет, т.е. вдвое дольше чем уже существует, что маловероятно.

Через смешное геологическое время, например через еще 10К лет после этого, никакого возпоминания о нас не останется. Только архиологическое, а потом окаменелости. Которое некие если будут, разумные потомку могут раскопать и затем гадать, что это было и почему в какой то момент исчезли все виды, кроме обезьян и тараканов...

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Это не противоречит тому, что я сказала. Также амплитудами идут жизни стай саранчи - размножаются, когда есть что жрать, все сжирают, умирают...

гадать, что это было и почему в какой то момент исчезли все виды, кроме обезьян и тараканов...

– и главное – никаких признаков разума: письменности нет, железа нет – все у них экологичное и сделано из природных материалов, значит максимум папуасы были. проводили много времени за странными досками на обороте которых надкушенное яблоко. предположительно это кухонная доска и кушали овощи.

Точно. Дурачье. Даже синтетическую ткань не додумались придумать. Все хлопок, шерсть, лен, прости господи!

маковская мышь? наверное это оканемевшее мыло для полировки стола. или подставка под руку религиозного свойства. и игрушка для пальцев с кнопочками. 

совершенно точно – расшифровать электронный носитель они не смогут. и все наши знания – в момент канут в лету. под носитель надо еще придумать сложно-лазерную систему считывания... причем не "какую-нибудь".... мы же до сих пор не пытались засунуть в дисковод шумерские какие-нить непонятные диски... а может там самое оно...

раскопают жилище байера... ни одной книжки в доме... ну наверное дурак был... доски какие-то... полотер. упитан... наверное богатый и глупый. кто-то на него работал? большой холодильник... вел растительно-животный образ жизни, откармливали. держался в загоне, никуда не ходил, обувь из плетеных кожаных ремешков, все натуральное....  читать не умел, писать тоже. раб или на убой?

Эту реплику поддерживают: Алексей Байер

Именно что, а плиты с клинисью ничто иное как гигантские окаменелые сервера, причем рельефы и надписи, просто корпоративное лого. 

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Даже синтетическую ткань не додумались придумать. Все хлопок, шерсть, лен, прости господи!

– а слоган "назад к природе" – вообще дикость. папуасы точно. ездят на море и на дачи босиком ходить. как только видят священное слово "натуральное" – начинают дико вопить и хватать.

Кошки не паразитируют. Они - единственный вид домашних животных, которые не были насильно одомашнены, а пришли сами и заключили равноправный союз. 

Клопы тоже сами пришли. Я их, во всяком случае, не приглашал. 

Кстати, как биолог: вот например собаки эволюционировали. А кошки? Есть дикие? И если есть, отличаются ли они от домашних. Или, скорее, когда кошки дичают, ферайл, что называется, они меняются? Потому что собаки вроде меняются. Меняют окраску, например.

Ну тогда и вирус грипа, и вирус СПИДа следует причислить к домашним животным. А большая часть собак паразитирует  ...

Есть дикие кошки, конечно. В отношении домашних - у меня есть впечатление, что есть породы, которые остались как были - например европейская трехцветная, или те остроухие с маленькими головами кошки, которые бегают по городкам Синайского полуострова - остались такими же со времен фараонов. Всякие декоративные породы конечно возникли позже, и выкинутые на улицу и смешиваясь беспорядочно, конечно вернутся к прежнему фенотипу.

И кошачий характер, в отличие от собачьего - это характер уважаемого гостя, равноправного союзника, а не раба. 

Собака это друг, а не раб. Или скорее бессловесный младший брат говорящей обезьяны. А кошка, она сама по себе. Именно что паразитирует. Даже мышей не ловит. 

Ничего подобного.

Что , Ваша собака ловит мышей? Выслеживает дичь ? Отпугивает своим лаем страшных ночных хищников и предупреждает о приближении врага ? Нет, она рабски смотрит Вам в глаза, виляет хвостом и клянчит подачку за столом. 

Мой кот ловит мышей, правда, не дома, а в лесу. И из врожденного благородства не ест их сам, а приносит в дом.

И он не сидит у меня на голове все время с выражениями верноподанной любви, а сам выбирает, когда прийти пообщаться . И мне невыразимо приятно, что он считает меня достойным своего общества.

Ах, ну да. Наша обычная неуверенность в себе. Отверженность изгнанных из рая. И психологическое желание принадлежать к хищникам. Мы рады, что даже такой плюгавый карнивор согласен с нами жить. Эх, страдания поздней развитой цивилизации.

А пес мой мышей не ловит и кроме как отбросами питаться без меня неспособен. Но он сторожит мой дом и очень дорожит нашей дружбой. Я знаю, подсознательно, что он по иному не умеет, что это у него такой биологический строй и что у него кроме меня никакой жизни нет, но мы на это умеем закрывать глаза в отношениях между собой. Отчего же тогда не с собаками?

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

мы на это умеем закрывать глаза в отношениях между собой - 

это очень хорошо сказано. 

Эту реплику поддерживают: Алексей Байер

Во первых я не говорил ничего о бытовом комфорте. Я говорил о безопасности и предсказуемости. И это несомненно так, если верить разным там Руссо, Локку или Хоббсу. Человек об'единяется в общество потому что водиночку он плохо способен выжить в природе. Цивилизация это то, как мы себя совместными усилиями обезопасили. От болезней, от голода, от нападения диких животных и врагов. Цивилизация создает материальные ценности, которые позволяют нам не умереть с голоду, прежде всего. Мы отказываемся от своей природной свободы и принимаем некую позицию в обществе, для того, чтобы общество нас защищало. Ну, а предсказуемость, какая никакая, это основной компонент безопасности. Forewarned means forearmed.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Алексей Воеводин

разным там Руссо, Локку или Хоббсу

очень был бы осторожен с названными лицами.

Безопасность и предсказуемость пытаются и животные обеспечивать. В том числе стадо или  стая защищается совместно - ограничивая свободу своих членов. Птица вьёт гнездо, суслик копает нору, бобёр строит плотину - а крот прячется от  врагов под землю. 

Человек качественно отличается от животного религией. И только. Всё прочее - сугубо количественные различия. 

Соответственно, и слово цивилизация должно определяться через религию.

Исторически, Владимир Владимирович, были моменты, и мыслители, не чета нам с вами, которые понятия цивилизация и религия противоставляли. Но не в этом суть. Нет более религиозных людей, чем людей еще и сегодня живущих в каменном веке. Еще такой фильм Герцог сделал, Пещера забытих сновидений, называется. Про пещеру Шове на юге Франции. Там это очень видно, что пещерная живопись имела религиозный характер. Но к цивилизации религия не имела отношения.

И потом. Почему вы думаете, что у собаки к хозяину не религиозное чувство. Как к живому Богу? Врядли вы вели теологические беседы с вашим волкодавом?

Эту реплику поддерживают: Владимир Невейкин, Алексей Воеводин

Нет более религиозных людей, чем людей еще и сегодня живущих в каменном веке.

– в каменном веке люди были более религиозны, чем сейчас. каждый девайс, каждое явление мира природы и неприроды – было чудом мистическим. сейчас же цивилизация на это смотрит утилитарно-практически. в собаке видим инстинкты, в камне – атомы, в растениях – школьный курс биологии, обмен, красоту и выделение кислорода. даже собственное тело было религиозным обьектом, через которое разговаривали с богом. средневековые казни и пытки были составной частью символа веры и общения с теми силами, а не той "варварской дикостью" обычного издевательства, под каким соусом сейчас это подают.

окружающее пространство сейчас напрочь лишено той мистики не то чтобы пещерного человека, но хотя бы средневекового или эпохи возрождения. мир города сейчас отнюдь не божественное пространство чудес. остальное – и подавно.