В исследовании, опубликованном в научном журнале In vivo, ученые сравнивали «глубоко верующих» раковых больных с «мало верующими» больными. Оказалось, что в течение десяти лет из первых выжили 40 процентов, из вторых — всего 10 процентов.

Это далеко не первая попытка найти связь между верой в бога и здоровьем. На эту тему написаны тысячи работ, по большей части очень многообещающих: они доказывают, что верующие люди реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, повышенным давлением и даже раком. Больше того, есть данные, что вера в бога укрепляет иммунитет и улучшает прогноз при ВИЧ и других страшных инфекционных болезнях. Есть статистические данные, что в целом религиозные люди живут дольше. Многие из этих исследований небезупречны в смысле дизайна, часто авторов можно заподозрить в предвзятости, однако даже с учетом всех оговорок невозможно отрицать, что религия — это вовсе не опиум для народа, а совсем даже и наоборот.

Интереснее не сам факт пользы, а ее возможные причины. Верующему человеку все ясно. Библия изобилует примерами чудесного исцеления и даже воскрешения, а надежда — это базовая добродетель не только христианства, но любой религии. Атеисты, агностики и прочие скептики объясняют здравие добрых христиан (мусульман, буддистов и т. д.) зримыми материальными факторами. Ведь праведный образ жизни религиозного человека действительно более здоров и безопасен. Здесь есть и социальный аспект: воцерковленные люди испытывают поддержку братьев и сестер в вере. Вокруг церквей (синагог, мечетей...) всегда есть крепкие общины прихожан, которые друг другу помогают и морально, и материально. И напротив, как заметил доктор Ричард Слоан из Медицинского центра Колумбийского университета в интервью The New Scientist, тяжело больные люди не часто ходят в церковь, что отчасти объясняет лучшее состояние здоровья прихожан по сравнению со среднестатистическими гражданами.

Объяснения второго порядка — это целительный эффект религиозных ритуалов. Положительные эмоции, которые испытывает каждый верующий человек, совершающий обряды, очевидно идут не во вред. К тому же многие ритуалы — христианские земные поклоны или буддийские простирания — оздоровляют лучше любого фитнеса. Добросовестно выдержанный пост в первую очередь служит, разумеется, высоким духовным целям, но побочно еще и способствует похудению и оказывает общее благотворное влияние, кажется, на все органы и системы. Истовое чтение молитв погружает человека в медитативный транс, а о лечебном действии медитаций в последние годы написаны тонны научных и околонаучных статей. Но главное не это.

Уверенность в том, что некая сверхъестественная сила помогает тебе лично, работает как плацебо и обладает мощной оздоровительной силой. Потому что любые испытания переносятся легче, если ты знаешь, что ты с ними не один на один.

Все это замечательно, но что прикажете делать со всей этой информацией? Здорово, что у верующего человека больше шансов на выживание и выздоровление. Однако что эта новость меняет? К сожалению, так уж устроен скептический разум атеиста, что все эти многочисленные выгоды, которые можно извлечь из веры, веры не добавляют. Если уж вечная жизнь, всепрощение, нирвана или сонм девственниц в райских кущах не убеждают скептиков, то польза для здоровья бренного тела и вовсе так себе аргумент. Мне сложно представит себе атеиста, который бы уверовал в бога, просто узнав о пользе поста для пищеварения.

Впрочем, шанс если не спастись, то хотя бы поправить здоровье есть даже у тех, кому противна любая религия. Секрет в том, что для этого не обязательно верить в бога. Как показывает исторический опыт, с тем же успехом можно верить в себя.

Американская писательница Сьюзан Зонтаг дважды победила рак, просто потому что отказывалась верить в малейшую возможность смерти.

В начале 80-х, когда только началась первая волна СПИДа, не было ни лекарств, ни понимания, как действует вирус, и потому болезнь убивала человека в среднем за два-три года. Между тем в Америке было целое движение Empowered people with AIDS, которые верили, что стоит взять лечение в свои руки, и они выживут. Лечились странными способами, которые вскоре были признаны совершенно неэффективными, но жили действительно значительно дольше других ВИЧ-инфицированных. Один из них, музыкант Майкл Каллен, написал о своем опыте книгу Surviving AIDS.

На вере во внутренние резервы организма и способности к самоисцелению построена известная на весь мир программа реабилитации раковых больных, разработанная американским онкологом и психотерапевтом Карлом Саймонтоном, автором книги Getting Well Again («Психотерапия рака» в русском переводе). В этой книге профессор Саймонтон описывает десятки случаев и приводит ошеломляющую статистику, насколько выше выживаемость у раковых больных, имеющих волю к жизни и практикующих несложные аффирмации и медитации, чем у тех, кто впал в депрессию, смирился с судьбой и приготовился умирать. И это многое объясняет. Ведь никто не отменял правило, что каждому будет по вере его.