Фестиваль «Территория» по приглашению оргкомитета «Культурная олимпиада Сочи-2014» устроил премьеру проекта «Полнолуние» в Сочи. «Культурная олимпиада» спонсирует всевозможные коллективы и мероприятия, правда, по большей части это ансамбли народной песни, детские кукольные театры или «патриотическая опера "Князь Игорь"». Так что решение показать во «всероссийской здравнице» современную авангардную постановку было довольно неожиданным.

Зимний театр, в котором должно было состояться представление, — главная городская площадка, где проходят в том числе «Кинотавр» и КВН, — это такой большой Дворец пионеров. Желтое здание с мраморными колоннами и золотыми капителями, стены в холле увешаны пейзажами в золоченых рамах, на окнах тяжелые портьеры. За полтора часа до начала куратор фестиваля Кирилл Серебренников собрал в холле прессу и растерянно, как будто перед кем-то извиняясь, объяснил, что сюда его пригласило Министерство культуры, чтобы он в рамках этой самой «Культурной олимпиады» сделал что-то в Сочи. Поскольку от таких предложений не отказываются, он согласился собрать новые и старые работы современных перформеров — из тех, что нравятся ему и его команде. А вот понравится ли это сочинцам, он вовсе не уверен. Он вообще не уверен, что на спектакль кто-то придет и что это не будет публика с пляжа в плавках и лузгающая семечки. Тем не менее он очень надеется, что между стройками еще где-то кроется какая-то интеллигенция и что тут обитают не только поклонники творчества Филиппа Бедросовича, чьими афишами завешан весь город.

Несмотря на жуткий ливень, который начался минут за десять до начала представления, зрителей пришло очень много — самого разного возраста. Вопреки опасениям Серебренникова, они были без семечек и вовсе не в шлепках — пришли во всем парадном.

Первую часть проекта — инсталляции современных художников и артистов — публика еще кое-как переварила. Правда, во время выступления Инженерного театра «Ахе», в котором артисты колдуют с водой, светом и огромным куском полиэтилена, позади меня то и дело раздавалось старческое ворчание: «Это что же они секс, что ли, показывают? Что это они сюда приехали пропагандировать?» Что за публику собрала «Территория» в Сочи, окончательно стало понятно во время показа второй части проекта — музыкально-сценической постановки композитора Алексея Сысоева и режиссера Филиппа Григорьяна, которую исполняли в концертном зале театра.

Это произведение состоит из двух частей. Первая называется «Над лунами» и посвящена проекту архитектора Георгия Крутикова «Летающий город» 1928 года. В этой работе Крутиков, вдохновленный прорывом в развитии воздухоплавания, предложил построить дома-коммуны на небе, с тем чтобы землю оставить для труда и отдыха. Сообщение между парящими в воздухе зданиями должно было осуществляться, согласно проекту, с помощью специальной кабины, которая могла бы двигаться по воздуху, по земле и по воде. Режиссер обыграл это либретто таким образом: на фоне огромной проекции с проносящимися разноцветными геометрическими фигурами с картин Кандинского прямо по ходу действия выстраивают кабину, в которой артистка зачитывает и поет отрывки из работы Крутикова под авангардную музыку Сысоева в исполнении Московского ансамбля современной музыки.

Не прошло и десяти минут с начала спектакля, как зал взорвался хохотом и улюлюканьем. Актриса согласно своей роли шептала, хрипела и вскрикивала. Мои соседки комментировали в голос: «Она чё, на толчке, что ли? Это ваще только психические выносить могут». Но, несмотря на нетерпеливые хлопки, просьбы «сворачиваться» и то, что время от времени кто-то из зрителей начинал с шумом пробираться к выходу, заставляя вставать весь ряд, артисты стойко продолжали.

Первая часть должна была плавно перейти во вторую — «Полнолуние». Но в этот момент из-за скачка электричества на секунду прервались видео и звук. На сцену вышел режиссер. Я подумала, что он призовет публику вести себя прилично, а тех, кому не интересно, попросит выйти из зала. Но он лишь извинился за технические неполадки и предупредил, что вторую часть придется начать заново. В зале тут же отреагировали: «Давай лучше с середины» и громко захохотали. А дальше произошло что-то совсем невероятное.

«Полнолуние» — это перформанс японского хореографа современной танцевальной школы буто Такетеру Кудо на музыку Алексея Сысоева. Он двигается по сцене, усыпанной сухими листьями, на фоне проекции: огромной луны, которая медленно восходит над пустым полем с линией электропередач и, описав полукруг, заходит, уступая место солнцу. На протяжении этой символической «ночи» с танцором происходит разные трансформации: то он крадется как дикая кошка, то бьется в страшных судорогах, вскакивает на четвереньки и шатается, как новорожденный олененок. Поддавшись этому завораживающему гипнотическому зрелищу, зрители стали затихать; прекратился недовольный бубнеж и улюлюканье, и скоро в зале установилась абсолютная тишина — за звуками виолончели и электронными сигналами стал слышен даже шелест листьев под ногами танцора.

Кирилл Серебренников потом описывал этот момент так: «Произошло то, что  называется "чудо театра". Такетеру Кудо — уникальный парень, он выходит на сцену, люди, которые нам кажутся в чем-то папуасами, неожиданно замирают и смотрят на него, как суслики на анаконду, а он ими манипулирует как хочет. Первая часть была про культуру — Кандинский, конструктивизм, цитаты — это сложно, это надо понимать, считывать. А танец Кудо — это такая животная харизма, которая оказалась глубже культурных кодов».

Под конец второй части, когда на экране забрезжил рассвет, танец стал затухать, и на сцену вышли темные фигуры с оленьими рогами, зрители очнулись и снова нетерпеливо заерзали и заговорили в голос. Ощущение магии разрушилось.

После представления артисты и художники, конечно, обсуждали «диких» сочинцев, однако гораздо больше их волновала не реакция зрителей, а техническая накладка, из-за которой не удался переход между первой и второй частями постановки: этот переход они очень тщательно репетировали. Наверное, и артисты, и зрители еще долго будут вспоминать этот странный эксперимент. А прекрасный проект «Полнолуние» можно увидеть в ноябре во время фестиваля «Территория» в Казани.