Британское отделение ЮНИСЕФ, детского фонда ООН, призвало запретить рекламу, которая адресуется к тем, кому нет 12 лет. В пресс-релизе цитируются результаты опроса 250 детей, из которого следует, что юные граждане нескольких европейских стран, в первую очередь Великобритании, находятся в плену у культуры материализма, а родители компенсируют недостаток внимания к собственным детям бесконечными покупками, которые они зачастую с трудом могут себе позволить.

Эта новость отличается от десятка подобных сообщений, которые мы регулярно слышим, тем, что за последний месяц резко поменялся контекст: после того как в Лондоне, а потом и по всей стране прокатилась волна беспорядков, которые мгновенно перешли в самые обыкновенные грабежи. Молодые погромщики — а среди задержанных были даже одиннадцатилетние дети — хватали все, что плохо лежит, от ноутбуков и кроссовок до бутылок газировки. Телевидение показало несколько интервью с участниками погромов: ноль рефлексии по поводу происходящего, чистое потребление. «Да по барабану, нам сказали, что сегодня все бесплатно, вот мы и пришли».

В августе на каникулы в Лондон приехала наша дочь-подросток. На следующий день после ее приезда в паре миль от нас прошла демонстрация против полицейского произвола, которая практически мгновенно превратилась в массовые погромы. На следующую ночь грабежи начались буквально через квартал от нас: в универмаг Sainsbury's в районе Харрингей ворвалась толпа человек в пятьдесят, разбила окна и успела растащить несколько витрин, пока не приехала полиция. Мы сидели дома и смотрели новости, и когда дочь узнала, что грабят магазины уже практически под нашими окнами, ужасно огорчилась и чуть не зарыдала. Но вовсе не от страха, как мы думали. Ей было обидно: ведь нужен и новый выпрямитель для волос, и фен, которые она так давно требует ей купить, и столько журналов, а теперь это все достанется кому-то другому. И это ребенок, которого строгая бабушка не подпускает к компьютеру больше чем на час в день, да и то только после сделанных уроков. Что уж говорить о ее лондонских сверстниках, которые, живя на унылой улице на окраине города, развлекаются только телевизором и смотрят его практически весь день без перерывов.  

А не так давно я ходил на выставку достижений игрушечной индустрии. Среди пищащего, стрекочущего и мигающего изобилия меня больше всего поразила настольная игра «Угадай логотип». Собственно, названием и исчерпывается ее суть. Игрокам предлагается узнать логотипы 400 торговых марок и ответить на какие-то вопросы по их истории. На коробке написано, что игра не рекомендуется лицам в возрасте до 36 месяцев. Хотя трехлетний гражданин, наверное, уже без всякого труда узнает как минимум с полдюжины брендов, которые его окружают ежедневно — подгузники, детское питание и так далее. Так что не вижу тут особой опасности.

С тем, что современные дети находятся в полной власти общества потребления, не станет спорить даже самый убежденный либертарианец. Консюмеристские идеи распространяются через СМИ (согласно недавнему исследованию, средний британец проводит перед телевизором в среднем четыре часа в день и успевает за это время посмотреть аж 48 рекламных роликов). Дети при этом оказываются в зависимости не только от телевизора, но и от сверстников, от которых нельзя отставать в смысле модных кроссовок. В отчете ЮНИСЕФ говорится, что особенно тяжела эта ситуация  для родителей из бедных семей, которые много работают и, чтобы восполнить дефицит общения с детьми, покупают им бесконечные айподы, для чего влезают в долги и, соответственно, вынуждены работать еще больше. А нужно-то совсем не это, намекают защитники детства. И предлагают запретить рекламу для детей (а ее великое множество, от фастфуда до мобильных телефонов и «детской косметики»).

Но вообще-то нет непосредственной связи между вето на рекламу и мгновенными изменениями в родительско-детских отношениях. Хозяин крупнейшей сети пабов Wetherspoon’s Тим Мартин регулярно выступает с газетными колонками, в которых жалуется на вымирание традиционной культуры умеренного социального употребления, к которой подростки приобщались через старшее поколение. Раньше, пишет Мартин, 16-летнего парня приводил в паб его папа или дедушка и покупал ему первую пинту. А теперь такой же парень во дворе сосет дешевый крепкий сидр из банки. Но это скорее из области стариковских жалоб на падение нравов.

Запрет на рекламу, строго говоря, мог бы сработать. Но сработает он не сам по себе, а как часть масштабной кампании, которая должна существовать не только в воображении функционеров ЮНИСЕФ. А для этого общество, уже знающее, до чего доводит ничем не ограниченное потребление (одержимость им называют одной из основных причин погромов, ведь хулиганы не выдвигали никаких социальных требований, а просто тащили желанные цацки), должно решить довольно нетривиальную задачу: ограничить самое себя и создать грамотную систему внутренней защиты. В Британии есть великое множество разнообразных обществ защиты прав потребителей — и всего одна кампания Enough («Хватит!») против консюмеризма как такового. Но она со своей задачей явно не справляется: это леваки-интеллигенты, путаные формулировки которых вряд ли найдут понимание у целевой аудитории. Так что пока системы защиты нет. С другой стороны, двадцать лет назад никто и слыхом не слыхивал об этике животноводства, а сейчас посетители ресторана требуют подробную биографию своего стейка и интересуются, паслась ли курица на воле или сидела в тесной клетке, напичканная антибиотиками. Так что успех многочисленных кампаний за ответственное потребление показывает, что потенциал для капитальных перемен вполне имеется.