Yahoo в самое ближайшее время может сменить владельцев. Покупать ее собрался китайский интернет-холдинг Alibaba Group совместно с американским инвестфондом Silver Lake и российской компанией DST Global, принадлежащей Юрию Мильнеру и Алишеру Усманову.

Зачем продают, понятно. Выручка компании во втором квартале 2011 года упала на 23%, до 1,23 миллиарда долларов. Рекламные сборы снизились на 4,6% — до 1,076 миллиарда. Если верить comScore, количество минут, которое проводит на портале средний американский пользователь, за два с половиной года сократилось на 33%. Главный конкурент — Google — имеет капитализацию почти в десять раз большую: 170 миллиардов долларов против 19 миллиардов у Yahoo. Бороться, кажется, бессмысленно.

В 2008 году Microsoft предлагала за компанию порядка 45 миллиардов долларов. Основатель и тогдашний директор компании Джерри Янг посчитал цену заниженной. Жадность великого предпринимателя и сгубила: после того как сделка с Microsoft сорвалась, Янга уволил из его собственной компании совет директоров. Примерно так, как это случилось со Стивом Джобсом в 1990-х. Теперь ясно, что глава Yahoo сделал, в общем-то, роковую ошибку в жизни. А главного исполнительного директора Microsoft Стива Баллмера алчность спасла от возможной финансовой катастрофы.

Позже Баллмер получил от Yahoo то, что хотел, причем гораздо меньшей кровью. На пост гендиректора интернет-гиганта пришла Кэрол Бартц — успешный на тот момент топ-менеджер из Силиконовой долины. Ей поставили задачу: любыми путями вернуть покупателя. И она старалась: Yahoo стала резко снижать расходы, отказалась от собственной поисковой системы в пользу Microsoft Bing, стала сотрудничать с Редмондом в области онлайн-рекламы. Но Баллмер, видимо, придя в себя, возобновлять переговоры отказался. И вот результат: за два года правления Бартц Yahoo стало только хуже, и совет директоров компании попросил ее освободить кресло руководителя.

После отставки Бартц акции Yahoo поднялись почти на 12%.

Теперь у Yahoo нет ни главного исполнительного директора (его обязанности исполняет финдиректор Тимоти Морзе), ни четкой стратегии по выходу из кризиса, ни 45 миллиардов капитализации. Сайт Yahoo.com все еще остается самым популярным порталом в США, но и это, вполне возможно, ненадолго. Зачем же этот, в общем-то, «больной» актив понадобился группе российско-китайских инвесторов?

С китайцами все более-менее понятно. Yahoo владеет 40% Alibaba. Сайт Alibaba.com — крупнейший интернет-магазин КНР, с 65 миллионами зарегистрированных пользователей. В Азии американской компании принадлежит 35% ее «дочки» Yahoo Japan. Эти дальневосточные активы эксперты B.Riley&Co оценивают в 30-50% от общей капитализации Yahoo. Но дело не только в намерении китайского бизнеса усилить влияние в своем регионе. Джек Ма, основатель и исполнительный директор Alibaba Group Holding Ltd, говорит, что ему нужна «вся Yahoo». Китайский бизнес сейчас активно выходит на мировые рынки, и правительство всячески это поощряет — буквально требует от своих бизнесменов выходить на международную арену. Поисковик Baidu, например, который уже побил Google у себя на родине, на днях объявил экспансию на рынки некоторых других стран Европы и Азии. Глава Alibaba решил не отставать. А в Соединенных Штатах китайцы вряд ли смогут купить что-то более существенное, чем Yahoo.

DST же взяла курс на покорение Азии. Две недели назад группа инвесторов в лице фондов DST Global, Silver Lake и Yunfeng Capital договорилась инвестировать в Alibaba Group 1,6 миллиарда долларов. Эрик Савиц из Forbes говорит, что Yahoo могут просто расчленить, вынудив ее продать азиатские активы. Это вполне устроило бы Юрия Мильнера: не в его правилах инвестировать в тонущие проекты. Российский бизнесмен стал проявлять интерес к сделке именно в тот момент, когда аналитики заговорили, что Yahoo было бы хорошо «сбросить» всю собственность, которая принадлежит ей за пределами США. Мильнер верит в китайский рынок: он уже вложился, например, в местный интернет-магазин 360buy.com.

Для Yahoo такого рода реструктуризация тоже могла бы пойти на пользу. Компания могла бы сосредоточиться на том, что у нее действительно получается: производстве и обработке новостей. Единственные хорошо функционирующие сервисы компании — Yahoo!News, Yahoo!Sports и Yahoo!Finance. Ежемесячная аудитория Yahoo!News — 81,2 миллиона человек против 75,3 миллиона у CNN и 56,8 миллиона у The Huffington Post Media Group. И их здесь собираются развивать. По слухам, распространенным газетой The New York Times, компания собирается пересмотреть политику подготовки новостного контента: его будут не только покупать у информагентств, но и производить журналисты самой компании. Здесь уже нанимают довольно большой штат корреспондентов для работы на постоянной основе.

В общем, единственная возможность для спасения Yahoo — сконцентрироваться на самом главном и прибыльном. И получить деньги за счет продажи своих азиатских активов. Вот только не повторит ли совет директоров ошибки 2008 года?