Сергей Дрезнин: А я сыграл на открытии филиала Эрмитажа в Амстердаме
Я играл в огромной старинной часовне: ее недавно отреставрировали, оставили только две колонны и старинный орган. Играл русскую музыку — Глинку, Чайковского, Рахманинова, Скрябина.
Вот, например, я репетирую Глинку.
Причем первый раз я сыграл, еще не посмотрев выставку, а потом меня попросили сыграть снова. На этот раз я уже успел осмотреть залы, и мне кажется, я даже играл по-другому. Я буквально прочувствовал ностальгию Рахманинова по русской культуре и русскую Европу в музыке Скрябина. Ведь он же и есть наша Европа: аристократ, далекий от сохи, от русского мужика, от передвижничества.
Как президент Медведев пожимал руку королеве Беатрикс, я не видел: в этот момент выставка была оцеплена — не подойти. А на само открытие, которое началось в ночь с пятницы на субботу и продлилось 31 час, пришли тысячи людей.
В чем была основная приманка: выставили костюмы членов царской семьи от Павла I до Николая II, а также портреты, причем не только монархов, но и придворных, генералов, фрейлин. В первом зале — тронном, стоял трон, а слева и справа — манекены в изумительных парадных костюмах, и рядом висели портреты их обладателей. Во втором зале — бальном — вращались три громадные витрины с бальными платьями, и раз в полчаса включался вальс Чайковского и все начинало кружиться. А стены в два ряда завешаны портретами. Невероятно эффектно. В России, к сожалению, нет места, где можно увидеть подобное и почувствовать атмосферу царского двора. После такой роскошной выставки мне показалось, что все разговоры про «особый путь» и «Европа мы все-таки или Азия» — абсолютная чушь. Туда попадаешь и понимаешь, что мы не просто Европа, а самая что ни есть Европища, тонкой изысканнейшей культуры. И я считаю, что для имиджа России открытие филиала Эрмитажа в Амстердаме сделало в сто раз больше, чем все наши крики о великой России.
Так что всех приглашаю в город Амстердам, считаю, что это чудеснейшее место в Европе, не считая Парижа, в котором я живу.