«Против рака или СПИДа у вас ничего нет», — говорил Руди Вурлицер своему лечащему врачу в известной ленте «Достучаться до небес». «Всегда будут болезни, против которых мы бессильны», — безучастно ответил ему специалист в белом халате. Фильм был снят в 90-х, но за прошедшие с тех пор полтора десятилетия мы можем смело сказать: ничего не изменилось. И это пугает. Суть наших сегодняшних переживаний Стив Джобс сформулировал еще в 1996 году в интервью Wired: «Я стал старше и понял, что технологические новинки не способны изменить мир. Извините, но это правда. Ты рождаешься, стареешь, а потом умираешь. И так происходит уже очень много лет. И ничто это не изменит».

За прошедшие сутки, наверное, многие подумали: «Надо же. Могучего бизнесмена с колоссальными финансовыми возможностями не спасли! Хотя, казалось бы, и вовремя поставленный диагноз, и лучшие в мире врачи».

В 2004 году, когда Стиву Джобсу удалили островок нейроэндокринных опухолей, многим показалось, что худшее позади. Джобс произнес свою знаменитую речь, в которой рассказал о том, как ему ошибочно диагностировали неизлечимую форму рака и предсказали скорую смерть. В тот же день выяснилось, что у него крайне редкая, но, к счастью, операбельная форма заболевания. И операция прошла успешно. «Не надо расстраиваться, покидая жизнь. Гораздо хуже, если жизнь покинет тебя», — сказал тогда Джобс.

Последние семь лет у Джобса была редкая форма рака поджелудочной железы. После того как опухоль удалили, у него начались проблемы с обменом веществ. Он стал худеть, а цвет его лица стал принимать все более болезненный вид. Во время последней презентации iPad 2 Джобс выглядел измученным, дряхлым стариком, который еле двигался и еле говорил. Чтобы лишний раз не давать почву для рассуждений таблоидам, с презентации он почти незаметно скрылся на старенькой «Хонде Сивик».

Как именно лечился Джобс, никто доподлинно не знает, болезнь бизнесмена и методы ее лечения от репортеров тщательно скрывали: в последние годы ничто так не влияло на котировки Apple, как информация о состоянии его здоровья. Говорят, врачи решились даже на сложную операцию под названием панкреатодуоденэктомия — полное «реконструирование» пищеварительной системы. Сам Джобс рассказывал, что в какой-то момент от смерти его спасло только наличие личного самолета, благодаря которому он смог в течение нескольких часов добраться до Мемфиса, где нашлась донорская печень.

После операции Джобс не стал работать меньше, и за последующие семь лет вывел компанию в лидеры рынка. Когда месяц назад он говорил о своем уходе из Apple по состоянию здоровья, мы утешали себя: «Ну, ничего. Он ведь остается в совете директоров. А значит, будет контролировать ситуацию, если что-то пойдет не так».

Желание Джобса забыться в трудах помогло ему справиться с ситуацией, но не отвратило от него смерть.

Теперь врачи разводят руками. Возможны три причины смерти Джобса: сам рак, отказ пересаженной печени или опасные побочные эффекты приема иммунодепрессантов. Картина складывается печальная. Врачи не сумели вылечить рак, провели почти что бесполезную операцию и угробили, в общем-то, молодой организм (56 лет в США явно не возраст для смерти) таблетками.

Онколог из университета Джорджтауна Майкл Пишваян говорит, что рак у Джобса мог дать рецидив. The Wall Street Journal намекает на то, что Джобса вообще не знали, как лечить.

Очень мало оснований полагать, что Джобс отказывался от лечения или не сумел найти лучших в мире врачей. Приходится смириться: против рака, как и против многих других болезней, люди бессильны. Со всеми своими технологиями, новейшими лекарствами и большими деньгами.

И в чем мы сегодня действительно нуждаемся, так это не в новых гаджетах, баснословных гонорарах или всемирном обожании, а в спокойной уверенности, что хотя бы лучшие из нас не будут уходить слишком рано. Но этого никто не может нам дать. Пока не может.