Составление рейтингов — дело неблагодарное. Особенно когда рейтинг составляется на основе личных предпочтений, а не в результате опроса общественного мнения. Поэтому просим не кидать в нас виртуальными камнями.

Мы решили ограничить оцениваемый временной отрезок примерно последним полувеком, ареал обитания художников — Россией, а критерии оценки — силой влияния лично на нас. Если захватить весь ХХ век, то нашим почти современникам места вовсе не останется: в перечень вошли бы одни мирискусники и футуристы. Так что Добужинский, Нарбут, Остроумова-Лебедева, Сомов, а также братья Бурлюки с Малевичем и Маяковским пусть остаются за рамками. И Билибин — там же.

Расставлять художников по нумерам мы тоже не станем: тут вам не сотбис какой-нибудь, мы ж о духовном — а его не так-то просто измерить.

Итак, по алфавиту:

 

Гариф Басыров

 

 

В застойно-совковые времена его графика — это была какая-то немыслимая отдушина и острейшее откровение. В немыслимом для такой графики журнале «Химия и жизнь».

Григорий Ингер

 

Человек, который почти всю жизнь рисовал донельзя академически, а в старости вдруг взял да и зарисовал раскованно и гениально, как пятилетний ребенок. Его иллюстрации к Шолом-Алейхему — лучшие. Но немногие об этом знают.

Владимир Конашевич

 

Люди нашего поколения (да и те, кто постарше) не воспринимают ни Чуковского, ни Андерсена без картинок Конашевича. И вообще он за свою долгую жизнь наиллюстрировал просто невероятное количество книжек. Он не очень вписывается в установленные нами временные границы (первая книжка у него вышла в начале 20-х), но не восхититься им мы просто не можем.

Дмитрий Лион

При жизни художника вышло всего две книжки с его иллюстрациями. Но мы же помним, что это была за жизнь: художник непостижимой глубины не мог быть понят и принят мелкими совками. А он вопреки не особой признанности и не широкой известности все время иллюстрировал Главную книгу — Библию. Так, как никто до него не мог, а уж после — и тем более не сможет. Немногие знатоки и ценители уже тогда знали, что он гений, а теперь таких, кажется, стало побольше.

Татьяна Маврина

Русский народный художник-праздник.

Михаил Майофис

Виртуоз линии и композиции.

Май Митурич

Апофеоз свободы. Такая легкость и якобы необязательность, а при ближайшем рассмотрении — очень точная техника, очень серьезный труд и очень большой талант.

Леонид Тишков

Самый молодой и самый современный из нашего списка. Более молодые на нас никакого влияния не оказали. А вот Тишков, начинавший как карикатурист с философским уклоном, развил на этом уклоне совершенно немыслимую скорость и насоздавал кучу параллельных и перпендикулярных реальностей, населенных Водолазами, Даблоидами и Стомаками. То есть он в основном себя самого иллюстрирует.

Лев Токмаков

В первую очередь — анималист. У которого получилось соединить абсолютный наив с совершенной элегантностью, не растеряв выразительности.

Евгений Чарушин

Вроде бы богато мы видали всяких умильных пташечек-мишуток-зайчишек. Но у Чарушина они всегда выходили безупречно — и по картинке, и по вкусу.

Вот такая десятка сложилась. Максимально субъективная. Не отражающая абсолютно ничего, кроме нашего личного отношения к этим художникам. Наверняка мы кого-то забыли — но, значит, не вспомнившиеся с ходу иллюстраторы не настолько ценны именно нам.

Впрочем, давайте заселять пантеон совместными усилиями! Плюсуйте своих любимцев!