Максим Котин: Сколько вы стоите
Расчеты просты.
Определять цену человеческой жизни, конечно, можно по-разному. Например, по премии за страхование жизни или стоимости рабов в тех странах, где по-прежнему приторговывают людьми. Но один из самых простых и доступных нам способов — посмотреть на прейскурант киллеров.
Сколько стоит лишить вас жизни, такова у вашей жизни и цена. Согласитесь, логика как минимум имеет право на существование. И тут нас с вами — во всяком случае, тех, кто по какой-то загадочной причине до сих пор живет в России, — ждут крайне неприятные открытия. Оказывается, рынок этот пугающе демократичен.
Вот на днях в Ленобласти вынесли приговор банде, которая убивала людей, чтобы захватывать их квартиры. Грязную работу поручали одному человеку. За каждое убийство он получал гонорар. Три тысячи долларов.
Не знаю, как вам, а во мне все русские гуманисты от Радищева до Солженицына вопиют, что жизнь человеческая должна стоить как-то подороже… Тут, правда, можно было бы возразить, что жертвами «черных риелторов», как правило, становятся люди одинокие и опустившиеся. Вот и цена за них соответствующая, с дисконтом. К тому же могла иметь место скидка за опт.
Хорошо, я могу вспомнить другой пример. В 2007 году предприниматель из города Троицка Челябинской области Николай Норов повздорил с бывшим партнером. Тот нанял киллера, чтобы его убрать. Наемник, правда, решил прийти к будущей жертве и все рассказать. Благодаря этому стала известна сумма обещанного ему гонорара. 150 тысяч рублей.
Вот столько примерно и стоит угловой диван «Сальвадор» «с газовыми толкателями и ножками с резиновыми подпятниками». Причем если вы надеетесь, что социальный статус, достаток или даже высокий государственный пост могут существенно повлиять на цену вашей жизни и помочь перейти вам из категории мягкой мебели хотя бы в категорию личного автотранспорта иностранного производства, то должен вас разочаровать. Напомню один из самых громких случаев на эту тему.
В 2006 году был убит первый зампред правления Центробанка Андрей Козлов. Заказчиком признали банкира Алексея Френкеля. По данным следствия, на убийство статусного чиновника был выделен трагикомический бюджет в 10 тысяч долларов. Причем половину забрал себе один из организаторов. Оставшиеся деньги он поделил между тремя исполнителями. То есть последние получили где-то по полторы тысячи на каждого (с учетом того, что из их денег еще была профинансирована покупка двух пистолетов).
В массовой культуре принято представлять киллеров крутыми персонажами. Леон, Хитмен, Никита — продолжите ряд по желанию. Все это безжалостные люди в черном, достигшие совершенства в своем дьявольском ремесле, которые используют последние достижения техники для выполнения своих мрачных миссий. Джедаи нашего времени, перешедшие на темную сторону силы.
Не знаю, как там в Калифорнии, а у нас в России реальность, похоже, отличается прямо-таки обескураживающе.
Будь вы хоть важная шишка, хоть звезда, хоть статусный предприниматель, мочить вас будут не самураи, а первые подвернувшиеся под руку гопники из соседней подворотни, готовые лишить человека жизни и поставить собственную свободу под удар за какие-то жалкие пять тысяч долларов.
Что вообще можно купить на эти деньги? Ради чего идти на опасное и душеразрушающее преступление? Можно купить автомобиль «Жигули»-классику 2011 года выпуска. Только кому он нужен? Так и вижу Леона или Хитмена, бомбящих между заказами на «пятерке» у торгового центра «Атриум».
В прошлый раз мы дискутировали о том, имеет ли смысл быть богатым. Тут не о чем дискутировать. Из приведенных примеров совершенно ясно, что нет вообще никакого смысла становиться в России киллером.
Я пишу этого только потому, что считаю честный и незамутненный иллюзиями взгляд на действительность абсолютной, самодостаточной ценностью. А честный взгляд на действительность заключается в том, что случиться ЭТО может с каждым.
Ваша жизнь по стоимости эквивалентна полугоду аренды «однушки» с подтекшими обоями где-то на окраине Чертаново, или пяти комплектам (трусы + бюстгальтер) нижнего белья из «Дикой орхидеи», или же двум тысячам двойных чизбургеров. Поэтому убивать вас будут пошло, тривиально и крайне непрофессионально.
А если все равно заказать вас может кто угодно, за что угодно и когда угодно и невзирая ни на какие обстоятельства, то нет совершенно никакого смысла чего-то бояться. Имеет смысл делать то, что кажется вам важным и правильным.
Пусть лучше вас закажут за какое-нибудь хорошее дело. Которое дорогого стоит.