Владимир Путин 24 июня приехал в московский супермаркет «Перекресток» на Осеннем бульваре, проверил цены на продукты и упрекнул руководство магазина за слишком высокие наценки. Поездка стала неожиданным продолжением совещания правительства, посвященного подготовке законопроекта о торговле, в котором должны быть установлены единые правила работы торговых сетей, поставщиков и оптовиков. В магазине Путина не ждали. После «Перекрестка» премьер-министр вернулся на совещание в Белый дом и потребовал, чтобы через десять дней правительство представило новый закон о торговле для утверждения в Думе. Доработать законопроект поручено вице-премьеру Виктору Зубкову.

Андрей Колесников, который был свидетелем путинского визита в «Перекресток» на Осеннем бульваре, поделился с проектом «Сноб» своими впечатлениями от этого мероприятия. «Я с уверенностью могу сказать, что это было спонтанное решение и спонтанная поездка, кто бы что ни говорил, — сказал журналист. — Я слишком много поездил в таких кортежах и могу отвечать за свои слова. Думаю, в ближайшие год-два такая история не повторится. Когда мы выезжали из Белого дома — никогда в жизни такого не видел, — мы просто пробивались через поток машин. Водители не понимали, в чем дело, почему их не остановили заранее и не расчистили весь Кутузовский. А гаишники махали руками из окошек машин, потому что у них не было даже регулировочных палочек. Они не привыкли, что они нужны — обычно всё делают до них и за них. А потом машины кортежа выстроились в один ряд и пошли по разделительной полосе. Такого вообще никогда не было, я об этом писал в своем репортаже».

По мнению Андрея Колесникова, посещение «Перекрестка» Путиным, да еще такое внезапное, для Льва Хасиса безусловный и стопроцентный плюс. «Путин увидел, что на самом деле ситуация не так драматична, как ему рассказывали поставщики, — считает Андрей Колесников. — Тем более что господин Кобаладзе (управляющий директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group. — Прим ред.) делал свое дело, он защитил честь мундира как надо. Причем именно честь мундира, потому что в какой-то момент я поймал себя на мысли, что на торговой площадке "Перекрестка" сошлись не просто поставщики и ритейлеры, а представители, пусть и бывшие, Службы внешней разведки и Главного разведывательного управления. Так как раньше Кобаладзе был, как известно, пресс-секретарем СВР, а Якобашвили — сотрудником ГРУ. Конечно, их интересы вступали в противоречие на этом торговом поле. Эта схватка, по-моему, закончилась победой СВР».

Торговые сети цен не снизят, так как никто от них этого не требовал, считает Андрей Колесников. Более того, эта история, на его взгляд, в итоге сыграет на руку российским ритейлерам: «Путин убедился, что все не так просто, как ему казалось. Он доставал какие-то бумажки, возмущался, почему такая наценка. Ему объяснили — а объяснения продавцов в этой ситуации всегда выглядят убедительно. У них очень много причин поставить именно такую цену. Потом, когда Путин вернулся в Белый дом, он сказал, что понял, почему ритейлеры повышают цены. Я думаю, что в конце концов ритейлу пойдет на пользу то, что Путин посетил "Перекресток"».

По словам председателя совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» Давида Якобашвили, который принял участие в визите Путина в «Перекресток», он и еще несколько человек ничего не подозревали: «Нас посадили в машину вместе с Путиным и Зубковым, и мы поехали. Быстро посетили магазин, все посмотрели, ознакомились с ценами. На мясо там были достаточно большие наценки. Производитель мяса заявляет, что цена, по которой они поставляют — 150-160 рублей за килограмм на свинину, а в магазине цена где-то 300 рублей. Особенного "разбора полетов" не было. Просто было указано, что надо быть поскромнее».

Сеть магазинов «Перекресток» принадлежит компании X5 Retail Group. Главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис сейчас в отпуске, и по поводу произошедшего заявил: «Мы полностью разделяем позицию главы правительства о необходимости формирования цивилизованного потребительского рынка с учетом баланса интересов поставщиков и розничных компаний, но с максимальным учетом нужд и потребностей покупателей, включая вопросы формирования торговых наценок».