Султанна Французова: Старушки в шляпках украшают нашу жизнь

Султанна Французова, один из самых известных российских модельеров, прославилась в 2004 году, когда в сотрудничестве с сетью магазинов «Ж» создала марку Sultanna Frantsuzova. Под этой маркой выходили коллекции недорогой, но качественной и очень женственной дизайнерской одежды

+T -
Поделиться:

Фото: Matthieu Paley
Фото: Matthieu Paley

Через три года, на пике популярности, Французова разорвала отношения с компанией «Ж», объяснив это тем, что рост сети магазинов происходил за счет средств на производство одежды, что сказывалось на ее качестве.

Второй проект Султанны — марка SoFrench — не пережил кризис 2008 года. После его закрытия Французова полностью перенесла бизнес в Китай и пропала из поля зрения россиян на несколько лет.

А месяц назад она снова начала продавать свою авторскую одежду в Москве — через собственный интернет-магазин.

Комментировать Всего 46 комментариев

Тимур Седов Комментарий удален редакцией Почему?

Султанна Французова Комментарий удален редакцией Почему?

Султанна Французова Комментарий удален редакцией Почему?

Irina Mityushova Комментарий удален редакцией Почему?

Султанна Французова Комментарий удален редакцией Почему?

В 2004 году вы перенесли производство одежды под маркой Sultanna Frantsuzova в Китай и сами отправились жить в Шанхай. Где вы больше себя чувствуете дома — в Москве или в Китае?

Я люблю бывать в Москве: здесь живут мои друзья, с этим городом связано много воспоминаний. Но жить тут я бы уже не смогла. Когда я вернулась в Москву после долгого отсутствия, то почувствовала себя абсолютно чужим человеком. Сейчас я уже соскучилась по Гонконгу и страшно хочу обратно, там сейчас 25 градусов тепла — самая прекрасная пора.

Почему вы из Шанхая переехали в Гонконг?

Иностранцы живут в Китае как в гетто. У китайцев совсем другой уклад жизни, они никогда не смогут стать тебе друзьями. Ты здесь всегда чужой. К тебе относятся просто как к возможности заработать. Мы прожили в Китае четыре года и от всего этого устали.

Гонконгцы европеизированы и говорят с тобой на одном языке — в этом смысле здесь гораздо проще. У нас тут много друзей среди местных. Я не могу сказать, что это очень близкие друзья, все наши близкие друзья остались в Москве. А тут просто симпатичные люди и приятное времяпрепровождение. Какие-то праздники мы проводим вместе.

Мы живем на острове Ламма в двухэтажном доме с садом. Над нами живут очень симпатичные австралийцы с детьми-близнецами. Рядом море, вообще нет машин, только электромобили, для транспортировки мусора и техники. Мы ездим на велосипедах, ходим в шлепанцах. Это такая деревенская жизнь. Но в любой момент есть возможность переключиться: надеть туфли на каблуках и через 20 минут оказаться в самом центре Гонконга, где есть все, что нужно современному человеку. Даже температура под 40 градусов и влажность 70 процентов нас уже не смущают. Я заметила, что мы с мужем каждый год говорим: кажется, в этом году не так жарко, как в прошлом.

У вас была марка Sultanna Frantsuzova, потом SoFrench, а как сейчас выглядит ваш бизнес?

Год назад к нам пришли ребята из магазина Quattro. У них компания в Иваново и магазины по всей России. Для них мы шьем в Китае одежду под маркой Anybody’s Blonde. Кроме того, сейчас мы решили вернуться обратно к марке Sultanna Frantsuzova. Я не имею права делать вывески и открывать магазины под этим брендом (бренд Sultanna Frantsuzova принадлежал владельцу магазинов «Ж», когда в 2007 году они разошлись, право на использование имени осталось у ее прежних компаньонов. — Прим. ред.),  поэтому у нас только интернет-проект sultannafrantsuzova-shop.ru. На сайте мы говорим людям, что это я. Но бирки у нас без названия, просто в горошек.

Я поняла, что выискивать какие-то новые источники финансирования было глупо. Решила работать сама, начинать все с малого, без всяких миллионов и инвесторов.

У вас столько раз подряд начинал быстро развиваться проект, а потом все рушилось. Каково это — опять начинать все сначала?

Я думаю, что в третий раз должно все получиться. Я пришла к тому, что партнерство у меня не выходит, я в него не верю. Ни с друзьями, ни с кем другим работать нельзя, надо все делать самой. Я слабая женщина, я поняла, что не могу с мужиками-бизнесменами воевать, быть с ними наравне. Не потому, что они плохие, просто это бизнес, такая жесткая игра, в которой я заведомо слабее.

Ну и как вам быть предпринимателем?

Я оказалась по другую сторону баррикад. Раньше я занималась исключительно дизайном, была вся такая творческая. Но пришлось все взять в свои руки и начать денежки считать. Я стала заниматься совершенно неинтересными для меня вещами: организовывать переговоры с фабрикантами, вести бухгалтерию, договариваться о скидках.

Но я вижу будущее модной индустрии именно в работе без посредников между фабрикой и конечным покупателем: нужно самому шить и продавать свою одежду, иначе она получается слишком дорогой.

А вы хотели бы открыть магазин в Москве?

Я считаю, что открывать магазины в России — это бред. Слишком дорогая аренда, которую невозможно отбивать. А интернет — это хорошая альтернатива. На Западе эта модель уже работает, есть прекрасные интернет-бутики, разрабатываются новые технологии для примерки одежды онлайн. А в России онлайн-рынок только начинает развиваться. Сейчас самое время занять эту нишу.

Султанна Французова Комментарий удален редакцией Почему?

Возможно наладить производство в России?

Я как-то пыталась сшить здесь партию пальто. Мы встретились с представительницей одной фабрики. Я у нее спрашиваю: «Мне все понравилось, а сколько времени вы будете шить пять тысяч штук?» Она на меня смотрит растерянно и говорит: «Пять тысяч штук?! Ну, не знаю. У нас же в июне смородина, потом картошка. А когда картошка, людей ни за какие деньги не заставишь работать...» Даже если швеям дать денег, чтобы они эту картошку купили, они не станут работать. Сбор картошки — это для них необходимый жизненный процесс.

А в Китае мне сразу говорят: 45 дней. Там люди работают весь день с перерывом на полчаса, когда они быстренько едят и спят десять минут. Они не курят, не болтают. У них с собой чай в термосе, который они пьют глоточками, не отрываясь от работы. Хотя у китайцев бывает другая крайность: они могут, например, взять и изменить вашу модель, если им показалось, что так некрасиво или если цвет им не очень понравился.

Эту реплику поддерживают: Ильдар Латыев

Откуда вы берете образы для своих коллекций?

Я вдохновляюсь старыми фильмами. Обожаю 1950-е: в те годы женщины умели разбираться в вещах. Мне нравится, когда женщины похожи на женщин, а мужчины — на мужчин. Это нормально, если женщина хочет нравиться мужчине. Люди должны жениться, рожать детей, создавать семьи. Я за эти ценности!

Моя мама. Она никогда не выйдет на улицу ненакрашенной. Я собираюсь на какую-то встречу за полчаса: десять минут на сборы, стрелки намазюкать — и вперед! Мама же встает в шесть утра и готовится к выходу несколько часов: у нее косметические процедуры, макияж. А за час до выхода она уже готова.

Да, я планирую сделать через год небольшую детскую коллекцию. В России дети плохо одеты. А воспитывать вкус нужно с детства. Детские вещи должны быть не только яркими — вот умеют же французы шить детскую одежду, такую культурную и красивую!

У вас на сайте продаются ретрошляпки. Откуда они?

Шляпки у нас не для бизнеса, просто для витрины сайта — я покупаю их на блошиных рынках. У меня есть любимая шляпка, такая вуалетка с горошинками и с бантиком. Я ее специально очень дорого поставила, чтобы никто не купил. Если что, скажу, что она уже продана. Сейчас на сайте выставлено примерно пятнадцать шляпок, плюс у меня дома еще штук тридцать. Может быть, на старости лет я буду их носить. Старушки в шляпках — милейшие существа. Они украшают нашу жизнь.

Эту реплику поддерживают: Евгения Найберг

О событиях в России, конечно, читаю. Но рассуждать об этом с умным видом не хочу. Я понимаю, что ни один президент не повлияет на мою жизнь. Никто не запретит мне шить мои юбки: ни Медведев, ни Путин. Девушки все равно будут стремиться выглядеть красиво, любить, выходить замуж, рожать детей.

Когда за границей вы говорите, что вы из России, что при этом чувствуете?

У меня есть комплекс, что иностранцы — это какие-то небожители. Когда я говорю, что приехала из России, подсознательно жду от людей снисхождения. И меня это дико бесит. Ведь я знаю, что думающие люди одинаково относятся ко всем, будь ты русский или американец. Но вот это чувство все равно живет внутри меня. Надеюсь, у моего ребенка этого не будет.

они не только про модель)) они все что им кажется неправильным могут поменять на свое усмотрение. это правда

Старушки и все, все, все!

  Хорошее интервью. Спасибо. Так понимаю, брали его дистанционно. Султанна – сильная скромная женщина. Всех ей благ! А сухенькие старушки «шляпки-цветочки» - это один из моих любимых фотообразов. Они украшают солнечный летний вечер.

Забавно было услышать сравнение шанхайского Китая с гетто. Тогда чем же героине бы показался провинциальный Муданьцзян или Урумчи? )

Читая о судьбе российского дизайнера в КНР, вспомнилась Кира Пластинина. Команда папиных менеджеров помогла доченьке не только раскочегарить южно-китайские цеха, но и открыть пару лет назад магазин в Гуанчжоу, а после попытаться и в Пекине. Вышло не очень. Но это отдельная история.

Запуск интернет-магазина – веяние времени. Этим «страдает» чуть ли не каждая моя пятая знакомая россиянка (не обязательно дизайнер), живущая в Поднебесной.

Ну, а Гонконг (Сянган)… Этот остров-микрокосм, опережающий время… Он все кризисы переживет, не уставая восхищать прогрессом и культурностью. Прилетая туда из, скажем так, континентальной части КНР, китайцы чувствуют себя неловкими, темными крестьянами.

про китайцев-крастьян в Гонконге абсолютно точно подметили! Когда-то мы, наивные, думали, что когда-нибудь весь Китай станет, как ГК, но нет!  К сожалению, (возможно не скоро), ГК станет, как Китай! Хочется надеяться, что прогнозы не осуществятся.

Добрый день! Спасибо за интервью. Сейчас ваш сайт работает? Почему-то не могу на него зайти.

Да, Ирина, работает вполне! sultannafrantsuzova-shop.ru

Султанна, у меня огромное количество знакомых, живущих во всех концах земного шара, занимаются экспортом одежды из Китая, как в онлайновой, так и в обычной форме, розничных магазинов. Хочется поинтересоваться, на ваш взгляд, неужели до сих пор столь выгодно этим заниматься? Мне вот кажется, "челночные" времена уже давно прошли... И как вы относитесь к теории, что "все, что продается в Москве, как в элитных бутиках, так и на вещевых рынках, делается в Китае. Просто "Китай бывает разным".? Очень интересно Ваше мнение.

Здравствуйте, Артем!  Дело в том, что мы не совсем "челночничаем" тут в Китае.  Мы эту одежду сами придумываем- рисуем эскизы, подбираем ткани, отшиваем сэмплы, пишем заказы и т.д. Так поступает масса брендов больших и не очень, с мировыми именами и не очень. Так, что вряд ли это можно назвать челночничеством. То, что касается продаваемой одежды на рынках и в элитных бутиках, то самое главное в том, что написано на бирке. Если честно написано, что изделие произведено в Китае и это стоит адекватных денег, то я не вижу ничего плохого в этом. Если написано, что призведено в Париже ( а на самом деле в Шеньчжене) и стоит это действительно дорого, то это плохо, даже, если это сшито идеально! Такое в Москве встречается не редко.  Лучше честно признаться, "сделано в Китае",  в конце концов, всеми нами любимые Маки, Макбуки, Айфоны тоже производятся в Китае и ничего страшного в этом нет, они же пишут  made in china и мы их все равно любим и покупаем. В Китае можно заказывать дорогую, качественную продукцию и это также стоит немалых денег. Они тоже могут хорошо шить, но есть какой-то предел, когда оптовая цена доходит до суммы, по которой  можно заказывать уже в Италии, то какой смысл все это производить в Китае? Уж лучше, конечно, заказать в Италии и честно написать  made in italy. Тем более, что в Китае нет тканей категории люкс (кроме шелка), поэтому этот вид продукции, как правило здесь не производят. Вот, вроде бы все. А то, что касается выгодно-невыгодно, то ДА, выгодно! Хотя бы потому, что одежда-это последнее, что перестают покупать люди... после еды.

Султанна, Вы меня неверно интерпретировали, упаси Б-г, чтоб я Вас назвал челночницей! :) Я себе прекрасно представляю Вашу сферу деятельности и бренды Ваши знал еще задолго до этой публикации. Просто меня заинтересовали, в первую очередь, не вопросы производства, а различные аспекты продаж, вот я и задал Вам вопрос, как человеку, отлично разбирающемуся и в том, и в другом.

По поводу бирок, встречал немало различных бирок, меня весьма удививших. До сих пор не могу понять, почему пальто Tommy Hilfiger, которое я приобрел в Германии за 230 евро, в Московском ЦУМе стоит 23.000 руб, при этом на купленном в Германии висела бирка "Made in India", а на московском висит "Made in China", поглядел ради интереса. Качество абсолютно идентичное. Неужели в Китае настолько дороже шить? :) Вообще, в Москве, по моему мнению, адекватных цен на одежду нет вообще, по целому ряду причин, обычные casual бренды, типа того же Hilfiger или Ralph Lauren, стоят тут каких-то немыслимых денег, чуть ли не на уровне европейского luxury. Про отсутствие в Поднебесной люксовых тканей не знал, спасибо за пояснение. А по поводу выгоды, призадумался, сменить, что ли, сферу деятельности и в опт китайской одежды податься? :)

Многие мои знакомые, которые проживали в Китае на протяжении довольно долгого времени (особенно - в Шанхае), замечают, что к европейцам в большинстве случаев китайцы относятся с удивлением, иногда даже с благоговением...Так ли это? Вы испытывали на себе подобный "эффект чужого" в Китае?

Ирина, прошу прощения, что вот отвечаю так поздно! Сейчас китайцы уже не удивляются при виде европейцев. Для всех это уже привычное дело.

"Гуай-ло" (иностранец) представляет интерес для китайцев лишь тогда, когда у него  есть деньги и он готов платить.  Мы всегда были "чужими"  в Китае (это не нытье) и в какой-то момент поняли, что  навсегда ими останемся. Вот такая история.

Султанна, хочу поблагодарить Вас за мой прекрасный синий костюм, который я купила 6 лет назад на бонус по акции 3 вещи по цене 2х. Хотя я сама за это время прошла путь от сильно недорогих вещей молодежного масс-маркета до качественных костюмов итальянских дизайнеров, Ваш костюм мне до сих пор нравится и главное, он до сих пор отлично смотрится (ткань правда закатываться начала, поэтому видимо недолго ему осталось).

Но вот из Ваших следующих коллекций уже почему-то на меня ничего не садилось.

Как мне кажется, у каждого дизайнера, есть некий предпочтительный тип фигур и персонажей.

На какой тип женщин Вы шьете одежду?

Алена, здравствуйте! И перед Вами также хочу во-первых извиниться, за оочень небыстрый ответ! Спасибо и Вам за "синий костюм" Да, были у нас такие акции и мы вот думаем, что возможно скоро  к ним вернемся! Про то, что на Вас что-то не село, вполне возможно. Я сразу расскажу, что мы шьем на первую полнотную группу.  И, конечно, бывает такое, что ткань ведет себя по разному при производстве.  И то, что мы сшили экпериментальный образец еще ничего не значит.  И также у каждого дизайнера и бренда есть свои особенности в крое, также, как и вообще, в принципе, у каждого человека свои особенности фигуры. Поэтому бывает, что брюки, например,  мы покупаем "у Пети", а  жакеты на нас хорошо сидят  "у Васи" и это совершенно нормально. Кто-то нам говорит  например, что на нем хорошо сидит абсолютно все в нашем магазине, а кто-то наоборот. Конечно, мы работатем над тем, чтобы  наши вещи садились на большинстве наших клиентов. Честно, мы очень стараемся! С наступающим Новым годом Вас!

Султанна, спасибо за ответ!  И у меня пожелание - сделайте, пожалуйста, с детской одеждой линию для мам маленьких детей. А то сейчас выбор - либо некрасивое, либо неудобное, либо аллергенное :)

Султатна, благодарю Вас за одежду "Sultanna Frantsuzova". Несколько лет назад у меня не было никаких проблем с выбором подарков. Все подарки покупались в этих магазинах. И так легко мне было почти 3 года!

Спасибо!