Почему начинающие предприниматели становятся низкоквалифицироваными дворниками.
Дорогие мои! Коллеги! Друзья! Единомышленники! И просто все, кто скупо кликая по монитору своего гаджета, оказался на этой странице! Представляю на Ваш суд свое видение того, почему тьма-тьмущая людей в нашей стране живет мыслью о своем бизнесе и так мало превращает свои мысли в реальные деньги.
Начну мысль с небольшой «прелюдии». Вот уже семь лет каждое воскресное утро провожу день открытых дверей «Московского Финансово-Промышленного Университета». Ежегодно через эти события проходит несколько тысяч юных граждан, поэтому рука всегда находиться на пульсе молодежного «хочу». Гвоздем каждого выступления была презентация очаровательных программ трудоустройства студентов. Подготовка к работе в Х5-ритейл под патронажем лично Льва Аароновича, личные приглашения на работу господина Полонского, в тогда архипрестижный «
MIRAX
alma
mater
Причины феномена роста популярности предпринимательства лежат на поверхности. Слишком велика разница в нашей стране между доходом «барина» и «холопа». И самое главное, народ начал это понимать. Появились и лидеры, которые вовремя прочувствовали предпринимательский бум и стали за счет него весомыми фигурами в нашей стране. Депутат обласного совета Липецкой области – Елена Бочерова, запустила программу «Ты-предприниматель», которая, несмотря на пессимистический настрой коллег Елены, быстро приобрела федеральный уровень и по сей день играет весомую роль в развитии малого и среднего бизнеса. Бизнесмен Дмитрий Порочкин создал «Московский клуб молодых предпринимателей» - структура, которая решает насущные вопросы своих членов так быстро, что позавидуют многие олигархи. И аналогичные явления происходят на всей территории России, словно из-под контроля вышла изощренная «предпринимательская клон-машина».
Все происходящее, имхо, правильно и здорово. Но, до недавних пор мне не понятно было, почему интерес к предпринимательству растет как летящий с горы снежный ком, а толковых предпринимателей прибавляется лишь поштучно. Осенило, в течение двухлетнего рабочего путешествия по России. 2010-2011 год я и мой партнер Александр Чуваев катались по молодежным форумам с тренингом «Правильный стартап». Объездили почти все регионы, от Калининградской области до Сахалина и в каждом регионе охватывал шок от того, чему учат «юных Рокфеллеров» и как эти «Рокфеллеры» относятся к старту бизнеса.
Буквально 90% учебного материала, можно назвать не совсем литературным словосочетанием. Позволю себе его употребить, так как сам услышал от уважаемого человека. Вместо подготовки к предпринимательской деятельности с ребятами занимаются самой настоящей интеллектуальной мастурбацией. Учат чему угодно: разработке маркетинговой стратегии, написанию бизнес-плана, анализу рынка, формированию бренда, регистрации фирмы, привлечению инвестора - чему угодно, только не зарабатывать деньги. Умение зарабатывать – разве не это ключ к успешному бизнесу? Маркетинговая стратегия для меня чаще всего слово ругательное, спрашиваешь с сотрудников: «Какого черта?! Почему до сих пор план продаж не выполнен?!», - а они тебе: «Не успели, потому что занимались МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИЕЙ». Как адекватно расписать в бизнес-плане графу «Доход», не имея опыта в этом бизнесе, в этом регионе, с этими людьми – для меня до сих пор большой секрет. А то, что инвестор принимает решение о выдаче денег на основе бизнес плана – вообще самая суровая байка. После кризиса давать денег на стартап предпринимателю без бизнес-опыта, все равно, что поехать в Тайланд и не использовать презерватив. Денег дают, но только тем, кто уже сам сумел заработать денег. И то, чаще не на новый проект, а на увеличение оборотки существующего. Вот и появляется легион лжепредпринимателей, которые на вопрос: «Почему ты уже год готовишь проект и не начал его», - отвечают: «Нет денег на визитки, я еще не придумал достойный логотип, сайт пока в разработке, еще не открыл юрлицо, (или самое страшное) я еще не продумал Маркетинговую Стратегию».
Обычно истинный предприниматель после появления идеи сразу методом «тяп-ляп» создает свой первый продукт и идет его продавать. Продал – заработал, заказал у нормального дизайнера логотип и сайт, еще больше продал – много заработал, пошел регистрировать юридическое лицо и искать бухгалтера, ибо твои обороты уже могут привлечь налоговую. А всем борцам за качественный продукт могу сказать одно – качественный продукт получается только в случае вложения в него денег и своего опыта (главное денег). Не уж-то, Вы думаете, что большой теннис во времена Ельцина, а горные лыжи сейчас начали развиваться из-за появления какой-то инновационной системы подготовки – просто стали выделять на подготовку значительно больше денег. Так что любой предприниматель начинает работать в условиях отсутствия качества и наличия лишь желания работать и зарабатывать. А то, ответственный гражданин он или нет зависит только от того куда он девает прибыль, в карман или в качество своего продукта. За мировыми примерами далеко ходить не надо. Вспомните падение
MS
-
DOS
. Гейтс готовил
WINDOWS
95, а Джобс
MAC
OS
X
. И оба заметили «Российский синдром юного предпринимателя» у своих (да и любых) программистов – бесконечно доводить свое творение до идеала. И как не подойдет дата релиза, программисты слезно молят дать времени еще, ибо иконки еще не достаточно харизматичные и окна со скрипом вылетают. Джобс «повелся» на страдальческие рыдания и доделывал иконки и шрифты аж до 1999, а Гейтс принял решение, сделавшее его самым богатым в мире. Билл решил никогда не откладывать дату релиза, т.е. выпускать некачественный продукт: «Продавать будем как есть, коли слишком мерзко – обновления выпустим». И бесспорно
MAC
OS
была красивее, но к ее выходу
Microsoft
indows
95 глючит, лучше на старом
DOS
работать и отправляли заветные отчеты об ошибках в
MICROSOFT
. Итог – через год
WINDOWS
стал самой популярной операционной системой и везде кроме США вытеснил
MAC
OS
X
. Ключевые причины очевидны. Первая -
MAC
OS
X
делался группой гениев,
WINDOWS
-
WINDOWS
обеспечил себе финансовый поток раньше, а значит быстрее смог улучшить качество своего продукта. Но дорогие друзья Стив был фантастически обучаемым человеком и перед уходом исправил свой промах, заставив благоговеть весь мир.
Apple
выпустила первый
IPHONE
! Телефон, списки технических минусов которого были бесконечны, но благодаря фантастическому умению Стива зарабатывать он привлек для
APPLE
IPHONE
4 безусловный император телефонов.
Резюмирую свою мысль так. Уважаемые чиновники - хватит заниматься с юными предпринимателями тем, что написано выше, начните учить предпринимателей зарабатывать! Сейчас единственная польза от Ваших учебных форумов – обмен опытом. Это уже здорово, но давайте идти дальше. Дорогие молодые предприниматели! Поймите, что единственное, что важно для старта бизнеса – количество усилий, вложенных в заработок, а все остальное приложится со временем и с деньгами. Придет к вам как-нибудь «мутка», на которой можно заработать миллион и миллиард. Главное к этому времени нарастить предпринимательские мускулы, чтобы Вы смогли эту «мутку» сдюжить. Иначе постоянная упущенная выгода разочарует Вас в бизнесе. Время на получение другой профессии уже безвозвратно уйдет и станут «юные Рокфеллеры» низкоквалифицированными дворниками.