Дорогие мои! Коллеги! Друзья! Единомышленники! И просто все, кто скупо кликая по монитору своего гаджета, оказался на этой странице! Представляю на Ваш суд свое видение того, почему тьма-тьмущая людей в нашей стране живет мыслью о своем бизнесе и так мало превращает свои мысли в реальные деньги.

Начну мысль с небольшой «прелюдии». Вот уже семь лет каждое воскресное утро провожу день открытых дверей «Московского Финансово-Промышленного Университета». Ежегодно через эти события проходит несколько тысяч юных граждан, поэтому рука всегда находиться на пульсе молодежного «хочу». Гвоздем каждого выступления была презентация очаровательных программ трудоустройства студентов. Подготовка к работе в Х5-ритейл под патронажем лично Льва Аароновича, личные приглашения на работу господина Полонского, в тогда архипрестижный «

MIRAX

», другие аналогичные не менее заманчивые перспективы. Но однажды произошло странное событие. На очередном мероприятий молодой парень встал с вопросом и от имени всех друзей с кем пришел произнес, - «Это конечно все здорово, но нам ваши предложения не интересны. Мы не хотим работать на дядю – мы сейчас закончим школу и будем заниматься своим бизнесом, как вы нам в этом поможете». Вопрос показался глупым, я решил что парень «дурку словил» и неуклюже отшутился. К началу 2007 уже добрая четверть гостей была именно с таким настроем. Со временем у нас появился бизнес-инкубатор, тогда экзотическая программа «предпринимательство», венчурный фонд и орда «мозгодробителей» со своими «уникальными» бизнес-идеями. В тот момент в университете уже училось несколько десятков тысяч человек – горячих клиентов, готовых поглощать все изысканные предложения своей 

alma

mater

. В такой плодородной почве, имел право на жизнь, даже, самый экзотический стартап. Так тема предпринимательства поглотила меня с головой. 

Причины феномена роста популярности предпринимательства лежат на поверхности. Слишком велика разница в нашей стране между доходом «барина» и «холопа». И самое главное, народ начал это понимать. Появились и лидеры, которые вовремя прочувствовали предпринимательский бум и стали за счет него весомыми фигурами в нашей стране. Депутат обласного совета Липецкой области – Елена Бочерова, запустила программу «Ты-предприниматель», которая, несмотря на пессимистический настрой коллег Елены, быстро приобрела федеральный уровень и по сей день играет весомую роль в развитии малого и среднего бизнеса. Бизнесмен Дмитрий Порочкин создал «Московский клуб молодых предпринимателей» - структура, которая решает насущные вопросы своих членов так быстро, что позавидуют многие олигархи. И аналогичные явления происходят на всей территории России, словно из-под контроля вышла изощренная «предпринимательская клон-машина».

Все происходящее, имхо, правильно и здорово. Но, до недавних пор мне не понятно было,  почему интерес к предпринимательству растет как летящий с горы снежный ком, а толковых предпринимателей прибавляется лишь поштучно. Осенило, в течение двухлетнего рабочего путешествия по России. 2010-2011 год я и мой партнер Александр Чуваев катались по молодежным форумам с тренингом «Правильный стартап». Объездили почти все регионы, от Калининградской области до Сахалина и в каждом регионе охватывал шок от того, чему учат «юных Рокфеллеров» и как эти «Рокфеллеры» относятся к старту бизнеса.

Буквально 90% учебного материала, можно назвать не совсем литературным словосочетанием. Позволю себе его употребить, так как сам услышал от уважаемого человека. Вместо подготовки к предпринимательской деятельности с ребятами занимаются самой настоящей интеллектуальной мастурбацией.  Учат чему угодно: разработке маркетинговой стратегии, написанию бизнес-плана, анализу рынка, формированию бренда, регистрации фирмы, привлечению инвестора -  чему угодно, только не зарабатывать деньги. Умение зарабатывать – разве не это ключ к успешному бизнесу? Маркетинговая стратегия для меня чаще всего слово ругательное, спрашиваешь с сотрудников: «Какого черта?! Почему до сих пор план продаж не выполнен?!», - а они тебе: «Не успели, потому что занимались МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИЕЙ». Как адекватно расписать в бизнес-плане графу «Доход», не имея опыта в этом бизнесе, в этом регионе, с этими людьми – для меня до сих пор большой секрет. А то, что инвестор принимает решение о выдаче денег на основе бизнес плана – вообще самая суровая байка. После кризиса давать денег на стартап предпринимателю без бизнес-опыта, все равно, что поехать в Тайланд и не использовать презерватив. Денег дают, но только тем, кто уже сам сумел заработать денег. И то, чаще не на новый проект, а на увеличение оборотки существующего. Вот и появляется легион лжепредпринимателей, которые на вопрос: «Почему ты уже год готовишь проект и не начал его», - отвечают: «Нет денег на визитки, я еще не придумал достойный логотип, сайт пока в разработке, еще не открыл юрлицо, (или самое страшное) я еще не продумал Маркетинговую Стратегию».

Обычно истинный предприниматель после появления идеи сразу методом «тяп-ляп» создает свой первый продукт и идет его продавать. Продал – заработал, заказал у нормального дизайнера логотип и сайт, еще больше продал – много заработал, пошел регистрировать юридическое лицо и искать бухгалтера, ибо твои обороты уже могут привлечь налоговую. А всем борцам за качественный продукт могу сказать одно – качественный продукт получается только в случае вложения в него денег и своего опыта (главное денег). Не уж-то, Вы думаете, что большой теннис во времена Ельцина, а горные лыжи сейчас начали развиваться из-за появления какой-то инновационной системы подготовки – просто стали выделять на подготовку значительно больше денег. Так что любой предприниматель начинает работать в условиях отсутствия качества и наличия лишь желания работать и зарабатывать. А то, ответственный гражданин он или нет зависит только от того куда он девает прибыль, в карман или в качество своего продукта.  За мировыми примерами далеко ходить не надо. Вспомните падение

MS

-

DOS

. Гейтс готовил

WINDOWS

95, а Джобс

MAC

OS

X

. И оба заметили «Российский синдром юного предпринимателя» у своих (да и любых) программистов – бесконечно доводить свое творение до идеала. И как не подойдет дата релиза, программисты слезно молят дать времени еще, ибо иконки еще не достаточно харизматичные и окна со скрипом вылетают. Джобс «повелся» на страдальческие рыдания и доделывал иконки и шрифты аж до 1999, а Гейтс принял решение, сделавшее его самым богатым в мире. Билл решил никогда не откладывать дату релиза, т.е. выпускать некачественный продукт: «Продавать будем как есть, коли слишком мерзко – обновления выпустим». И бесспорно

MAC

OS

была красивее, но к ее выходу

Microsoft

уже поставил свой продукт почти на все компьютеры мира.  Многие кричали фу,W

indows

95 глючит, лучше на старом

DOS

работать и отправляли заветные отчеты об ошибках в

MICROSOFT

. Итог – через год

WINDOWS

стал самой популярной операционной системой и везде кроме США вытеснил

MAC

OS

X

. Ключевые причины очевидны. Первая -

MAC

 

OS

X

делался группой гениев,

WINDOWS

 - 

десятками миллионов пользователей т.е.  ранний выпуск сырого некачественного продукта обеспечил его гораздо большую функциональность и прикладной характер. Вторая –

WINDOWS

обеспечил себе финансовый поток раньше, а значит быстрее смог улучшить качество своего продукта. Но дорогие друзья Стив был фантастически обучаемым человеком и перед уходом исправил свой промах, заставив благоговеть весь мир.

Apple

выпустила первый

IPHONE

! Телефон, списки технических минусов которого были бесконечны, но благодаря фантастическому умению Стива зарабатывать он привлек для

APPLE

кучу денег  и пользовательской критики на продаже своей недоделки. Сейчас

IPHONE

4 безусловный император телефонов.

 

Резюмирую свою мысль так. Уважаемые чиновники - хватит заниматься с юными предпринимателями тем, что написано выше, начните учить предпринимателей зарабатывать! Сейчас единственная польза от Ваших учебных форумов – обмен опытом. Это уже здорово, но давайте идти дальше. Дорогие молодые предприниматели! Поймите, что единственное, что важно для старта бизнеса – количество усилий, вложенных в заработок, а все остальное приложится со временем и с деньгами. Придет к вам как-нибудь «мутка», на которой можно заработать миллион и миллиард. Главное к этому времени нарастить предпринимательские мускулы, чтобы Вы смогли эту «мутку» сдюжить. Иначе постоянная упущенная выгода разочарует Вас в бизнесе. Время на получение другой профессии уже безвозвратно уйдет и станут «юные Рокфеллеры» низкоквалифицированными дворниками.