Катерина Мурашова /

Как заставить ребенка учиться

Мы уже обсуждали варианты «приобщения» детей и подростков к учебе. Сегодня я хочу рассказать о частном случае успешного решения этой проблемы

Фото: Getty Images/Fotobank
Фото: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

— Мы дома уже исчерпали все резервы, поэтому решили обратиться к специалисту, — энергично сказала мать и рубанула воздух ребром ладони. — Скажите, как мы можем заставить его учиться?

Я оглядела рослого и крепкого на вид мальчишку лет десяти, внешне очень похожего на мать, и пожала плечами:

— Заставить? Да никак не можете. Есть такая поговорка: лошадь можно привести к воде, но нельзя заставить ее пить. Это правда.

— Что же нам делать? — мать опустила руки на колени и понурилась. — Его выгонят из школы…

— Сами виноваты: разбаловали, — вступила в разговор молчавшая до сих пор бабушка. — Часто болел, жалели, все было можно. Я дочери говорила: с самого начала драть надо было за непослушание как сидорову козу, и все было бы в порядке. Мы в деревне в школу за три километра каждый день бегали, и никто нас не подгонял, взрослые засветло на ферму, а мы — печь растопи, воды принеси…

— Погодите, погодите… — вполне «домостроевская», хотя и выросшая в советской деревне бабушка явно уводила наш разговор от темы. — Давайте вернемся к Жене. Обстоятельства сложились так, что ему не надо по утрам топить печь и носить воду…

— Вот! — бабушка подняла крючковатый палец, видимо, услышав в моих словах поддержку своей позиции.

— Дайте мне Женину медицинскую карту и расскажите все с самого начала, — попросила я мать. — Особенно про первый год жизни ребенка. Вы тогда высыпались?

— Да какое там! — махнула рукой мать. — Он то и дело просыпался и орал как резаный. Врачи говорили: зубки, животик… Потом, когда мы с мужем разбежались, все прошло. Стал спать хорошо. И сейчас так спит — в школу не добудиться, приходится водой брызгать…

Я нашла в карточке Жени интересующую меня запись невролога — ПЭП (перинатальная энцефалопатия, в нынешней классификации ее обозначают как ППЦНС — перинатальное поражение центральной нервной системы). Надо думать, что это произошло оттого, что ребенок родился крупным «головастиком» — больше четырех килограммов весом.

До школы все было неплохо. Женя ходил в ясли, потом в обычный детский сад. Там считался в меру драчливым и непоседливым, но воспитательницы его любили, потому что он всегда первым откликался на любую игру и был готов помочь — расставить стульчики, унести или принести коробки с игрушками. В школе проблемы начались с первого класса: учиться Жене не понравилось с самого начала.

— Пригрозишь, что телека вечером не будет — сядет за уроки уже под вечер и сделает тяп-ляп за пару минут, а чтобы постараться — такого вообще не было, — рассказывала мать.

На уроках Женя отвлекался, болтал, пускал бумажных голубей, пропускал все объяснения учительницы, а потом не мог выполнить задания. С одноклассниками то дрался, то дружил, но никогда не жаловался. А про школу однажды еще в первом классе сказал: неинтересно мне учиться, не буду я туда ходить. Мать отмахнулась от «этих глупостей» и приступила к ежедневной битве — усаживанию сына за уроки.

К третьему классу вопрос стоял острее некуда: у Жени были двойки за все контрольные по русскому и математике. Учительница, которая вначале говорила, что мальчик соображает вполне по возрасту, теперь настоятельно советовала: забирайте, он не усваивает программу, потому что попросту ничего не делает на уроках, я не могу его заставить, у меня еще 29 детей.

— Я учительницу понимаю: у нас он один, так мы тоже заставить не можем, — качает головой бабушка.

— Все пробовали? — спрашиваю я.

— Все! — уверенно говорит мать. — Упрашивала. Плакала. Орала. Договоры составляли (это мне соседка посоветовала, она в книжке прочла). С ремнем рядом стояла. Компьютер на месяц выключала и телевизора лишала. К друзьям на двор не пускала. Ничего!

Быстренько тестирую Женю. Интеллект, как я и ожидала, в пределах нормы. Единственный «дефект» — истощаемость внимания...

— Вы все время пытались его чего-то лишить, — говорю я. — Теперь для разнообразия попробуем добавить. Но! При этом нужно убрать все, что уже было и доказало свою неэффективность…

— И тряпку? — внезапно встревает в разговор Женя.

— И тряпку, — твердо говорю я, не очень понимая, о чем идет речь, но индукционно, от мальчика, проникаясь ненавистью к этой самой тряпке. — Женя по-прежнему готов «расставлять стульчики и носить коробки»?

— Да, да, — кивает бабушка. — Если со мной в магазин, сумки принести, или пропылесосить, или с собакой погулять, или даже прибить чего — тут у нас с ним никаких ссор не бывает, он всегда готов!

«Черт побери, жил бы он в той бабкиной деревне — топил бы по утрам печь и бегал в ту же школу как миленький», — думаю я.

Пишу записку учительнице, ставлю печать.

— Делаете вместе какой-нибудь не глобальный ремонт в квартире, ездите в лес жарить сосиски (возьмите парочку Жениных одноклассников), идете в аквапарк… Что вы сами-то любите?

— Когда-то рисовать любила, ходила в художественную школу…

— Отлично! Значит, вместе придумываете и рисуете смешные комиксы про школу и нерадивого ученика Петю.

— И девочку еще, отличницу, и ихнюю собаку, — добавляет Женя. — И кота с помойки.

— Да-да, — киваю я. Мне уже хочется посмотреть получившуюся историю.

— А уроки-то? — тянет шею бабушка. — Уроки?!

— Уроки тяп-ляп делает сам Женя. Чего непонятно, спрашивает. Вы всегда на его стороне. Помогаете вовсю. Что-то (механическое) можно даже сделать за него. У него дефицит и истощаемость внимания. Не боритесь, например, за заполнение дневника или аккуратное оформление чего-то, сделайте это сами…

— На шею сядет…

— Не сядет. Вы же будете вместе, а не против него. Он сейчас еще не понимает, зачем учиться тому, что неинтересно. Но он готов помочь вам в домашних делах и также охотно разделит с вами школьные задания, если вы признаете, что это ваше общее дело и вам оно сейчас нужно даже больше, чем ему. В дальнейшем, если все пойдет хорошо, ситуация изменится на противоположную…

* * *

Учительница, которой нужно было учить 30 детей, охотно загрузила Женю «общественными» делами. Он носил пособия, переставлял все те же стулья, строил класс перед входом в столовую и даже (по моему отдельному совету матери) обучился подавать учительнице пальто, когда они с классом ездили на экскурсии. Приключения хулигана Пети и отличницы Маши (и их собаки!) получали почти ежедневное продолжение. Женины друзья принимали участие в сочинении комиксов и с нетерпением ждали очередного выезда «на сосиски». Кухню и санузел покрасили и разрисовали звездочками и планетами потолок. Попутно Женя заинтересовался астрономией. Съездили «сосисочной компанией» в ночное путешествие с картой и лазерной указкой «искать созвездия». Уговорили учительницу, сходили классом в планетарий. Женя пришел в восторг и прямо там записался в кружок «Увлекательная наука».

Борьба «за уроки» прекратилась совсем. В Жениных тетрадках по-прежнему грязь и ужас, но задания он выполняет. Учительница иногда ставит ему даже четверки. По физкультуре, труду и рисованию у Жени твердые пятерки. Летом он очень хочет побывать в родной деревне бабушки.

Комментировать Всего 41 комментарий

Катерина, спасибо. У нас тут, в Америке, в последнее время много дебатов про засилье домашнего задания, и советы обычно родителям дают очень похожие на Ваши советы этой семье.

У меня один чисто технический вопрос. Вы уделили внимание диагнозу ПЭП или ППЦНС, но не описали как это связано по Вашему мнению с синдромом истощаемого внимания. Вы не могли бы прокомментировать этот момент?

Мария, этот диагноз, как правило, подразумевает микроорганические поражения головного мозга, произошедшие перинатально. Разумеется, сразу начинается процесс "восстановления разрушенного народного хозяйства", функции пораженных участков постепенно разбирают резервные нервные клетки, и прогноз как правило хороший. Но все это время мозг работает как бы с двойной энергетической нагрузкой (норм.возрастное развитие + восстановление) и при добавлении еще какой-нибудь нагрузки (например, очень сильный раздражитель или надо делать то, что неинтересно) мы часто получаем что-то вроде "забастовки" мозгов, то есть ребенок попросту отвлекается, теряет концентрацию внимания и т.д. Ну и здесь же рядом СДВГ и менее известный гиподинамический синдром - слабость соответственно процессов торможения или возбуждения (в зависимости от того, за что по преимуществу отвечали структуры, которые были поражены перинатально). Где-то так, хотя на самом деле процесс конечно более многокомпонентный...

Это очень интересно, спасибо. У нас по-моему не склонны ставить такие диагнозы (за исключением ДЦП естественно), но логика в том, что Вы говорите есть. Я обязательно поспрашиваю на эту тему у знакомых педиатров.

Мария, так не в диагнозах же дело, есть дети с комплексом проблем, стало быть, должен быть комплекс реабилитационных мероприятий :)

Я слышала (врут, может?), что например во Франции избегают ставить диагноз шизофрении и "разбрасывают" это страдание по другим диагнозам. Но если так - что ж, шизофреники от этого куда-то деваются?

Спасибо. Прямо хрестоматийно.

Так и в хрестоматиях иногда важные вещи бывают...

А то все: авторское кино, авторское кино  :)))

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Тата Донец

Ох, Катерина, вы ткнули прямо в мое больное место этой историей.

А если диагноза нет, а результат тот же?

И все уже сделано, максимальный результат, действительно "даже иногда четверки" - на лучшее надеяться бессмысленно, да?

Ирина, тут главное не оценки в дневнике, а состояние самооценки ребенка и ваши с ним отношения. Если и там и там порядок, так чего же Вам еще "лучшее" - то? Пятерок охота? :))

С одной стороны, да, не в учебе счастье, тем более - не в школьных пятерках

Но с другой стороны - ведь школьная программа рассчитана, мягко говоря, не на вундеркиндов. И если ребенок не в состоянии собраться настолько, чтоб ее осилить без постоянных провалов - не повод ли это опасаться за будущее?

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Повод. Опасайтесь, у этих детей действительно повышены социальные риски. Только не очень транслируйте свои опасения на ребенка (ибо они, увы! - имеют тенденции переходить в установки). Предупрежден, значит, вооружен. А усвоение школьной программы, как показатель... чего? Эдисон был решительно неуспешен. Эйнштейн из нижних середняков. Правда, Филипп Киркоров, я слышала, был отличником :)))

Эту реплику поддерживают: Игорь Вечеребин, Татьяна Пастухова

Усвоение школьной программы - как показатель, например, способности к восприятию, усвоению, систематизации и умения использовать информацию?

А  про Энштейна-троечника и Киркорова-отличника мне всегда казалось некой расхожей спекуляцией, а вам не кажется? Т.е. ну да, было такое, но разве из этого что-то следует? Вроде бы не все троечники оказываются Энштейнами и даже не большинство.

Не, не казалось. Мне это (Эйнштейн с Эдисоном) всегда казалось нормальной такой самозащитой детей и родителей от попыток социума императивно сообщить им, каким именно должен быть "нормальный" ребенок (zB усваивающим школьную программу). Хотя на самом деле важна именно самооценка и околоребеночный климат в семье. Потому что если с этим все складывается благополучно, то уже в средней школе у ребенка как правило появляются ЕГО увлечение, и вопрос общей успеваемости (если она достигает 3.5 в среднем) перестает быть таким острым.

Катерина, вы пролили бальзам на мои истерзанные (собой, а также учителями) нервы )))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

как в конечном итоге договорились Макаренко и Сухомлинскиий рецепт исторически прост "Кнут и пряник" и все всегда будет хорошо - главное найти индивидуальный баланс между одним и другим... 

Катерина, спасибо! Меня вот мучает вопрос о функции мифической тряпки...

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Татьяна, я не хочу об этом думать, я ее просто "отменила приказом сверху" :))

Эту реплику поддерживают: Татьяна Хрылова

Да уж, пожалуйста! Раз тряпка висит на мойке, она в третьем акте должна выстрелить!

Лен, у этих детей в современных условиях (при установке на социальный успех и т.д.) так много всего на стенах висит, что моя скромная задача - научить родителей, как сделать так, чтобы к третьему акту (выход в самостоятельную жизнь) со стены (и с мойки) ВСЕ БЫЛО СНЯТО, И НИЧЕГО НЕ ВЫСТРЕЛИЛО. А тряпка - неприятная мелочь жизни  :))

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Катерина, а Вы как относитесь к тому, что многие современные перинатальные неврологи, а точнее Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины считают ПЭП несуществующей болезнью, а также к тому, что и в международной классификации болезней ее нет?

Я просто как раз недавно со своим ребенком переобщалась с целой толпой разных неврологов. И наиболее именитые из них, с широкой практической базой, сказали мне, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии и диагнозом как таковым считаться не может.

http://www.neuronet.ru/bibliot/b001/perinat.html

http://www.nervos.ru/perynatal-nevrology/

http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=27797

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Алена, да я собственно никак не отношусь - я же не медик по базовому образованию. Ко мне идут валом эти дети с этим (этими) диагнозами в карточках, поставленными естественно не мной. Еще до всех слов (лет 15 назад, начинающим психологом) я видела, что мамы часто предъявляют приблизительно одинаковые комплексы жалоб, и я могу с какого-то места рассказывать ей про ребенка сама и она будет только кивать: "да, да, и это, и это... А откуда вы знаете?!" У меня были и есть диагностические моменты (частью специально мною созданные), которые обычно позволяют после минуты-двух пребывания ребенка от 2х до 7лет в моем кабинете спросить мать: "так, что было в родах и что вас еще беспокоит, кроме гипердинамического синдрома?"

Я приблизительно представляю себе, что ей рассказать про "соломку", которую ей теперь придется много лет стелить. И какой мне толк с признаний или непризнаний диагноза какими-то ассоциациями? Если его в карточке не будет, ребенок-то с его проблемами и его семья останутся :))) А я же с семьей работаю, а не с диагнозом...

Но откуда у Вас уверенность, что эти  диагнозы взаимосвязаны?

Возможно, есть куча мам с такими же диагнозами и другими детьми, которые не приходят...

И наоборот дети с СДВГ без ПЭП...

Если почитать тех же перинатальных неврологов, то 90% детей на первом году жизни последние 15-20 лет в медкартах пишут ПЭП. Если это так, то неудивительно, что такие дети Вам часто встречаются, они всем часто встречаются...

Я не к тому, что подвергаю что-то сомнению.

Просто у меня самой совсем маленький ребенок, которого выписали с неидеальным неврологическим статусом. Правда потом консилиум разных неврологов при наблюдении ребенка в динамике диагноз опроверг и сказал, что мы пали жертвами неврологической гипердиагностики, что случается в нашей стране очень часто.

Но за это время я привыкла пристально к ребенку присматриваться, да и вообще в тему закопалась, поэтому мне интересна точка зрения практикующего психолога про связь этих явлений...

Про 90 процентов - вранье, передергивают, чтобы подоходчивее получилось. Но действительно - ставят часто.

Уверенности у меня нет. Есть только многолетние наблюдения и опыт ведения таких семей.

СДВГ без перинатальных событий? Наверное, бывает, например, травматического генеза или как последствие перенесенного менингита. Или еще как-то. И что?

Если я вижу ребенка с неврологией, я сразу интересуюсь началом этой истории. Это ведь естественно? Если не находится ПЭП, ищем дальше, если не находится ничего, работаем наощупь...

Я, наверное, просто не очень поняла суть Вашего вопроса, Алена.

Спасибо за ответ! Суть вопроса была - считаете, ли Вы, что ПЭП - это некий "приговор" ребенку или нет.

Мне кажется, я получила ответ.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

У меня как раз противоположная картина. Я за ребенком замечаю определенные вещи и с определенного момента они меня стали волновать, но врачи никакого конкретного диагноза не ставят и отклонения, которые замечаю я, объяснить не могут.

Отклонения эти настолько незначительны, что особенно они никого из мед работников не волнуют. Мол, само исправится... Или нет... Но точнее сказать не можем.

И меня эта недостаточная диагностика очень волнует. А вдруг есть что-то что мы могли бы делать все эти годы? Я согласна, что русские врачи сгущают краски и занимаются гипердиагностики, но американские по-моему слишком расслаблены.

Мария, насколько я могу судить, российские врачи гипердиагностикой компенсируют гипо (в сравнении с американскими коллегами) лечение :)) Диагностировав этот самый ПЭП, они пропишут массаж, глицин и пантогам, диагностировав СДВГ, дадут родителям разумный совет соблюдать режим дня и отдать ребенка заниматься подвижным видом спорта. Предполагаю, что в Америке схема ведения таких случаев несколько иная. Если проблемы Вашего ребенка пограничны и малозаметны для медиков, может быть, Вам имеет смысл обратиться к местному психологу, чтобы он разработал для вашей семьи комплекс "соломки", которую Вы будете аккуратно стелить, просто на всякий случай?

Катерина, я дальше пишу свое мнение, и могу быть неправа. Вы поэтому не обижайтесь, если вдруг увидите, что-то для себя обидное. Я без умысла. Просто дайте знать - я отдельно извинюсь перед Вами.

Американцев по-моему строго карают за экспериментаторство, а наших не карают совсем, поэтому они любят чего-нибудь продиагностировать интересное и с интересом для себя пролечить. Для саморазвития.

Меня волновало ровно тоже самое - не упустить время. Мне часто предлагали полечить тревожность и комплекс вины перед ребенком, в больничке полежать :)))

По моему мнению интуиция любящей матери не ошибается никогда. Как мне сказал священник, крестивший ребенка, каждая мать для своего ребенка - богоматерь, она знает о нем все, если достаточно мудра, чтобы прислушаться к своему внутреннему голосу и способна сделать его абсолютно любым человеком.

И на мой взгляд, любые сомнения и подозрения нужно прояснять до полного разъяснения и покоя, т.к. не уверена, что мать, подозревающая в ребенке "дефект", не окажет негативного влияния на его развитие.

Что меня возмущает больше всего, так это то, что принятие решений все врачи перекладывают на матерей, типа "я думаю, исходя из своего опыта вот так, но Вы сами примите решение", при этом большинство врачей резко против, если Вы предлагаете посоветоваться еще со специалистом N. Самое мягкое, что Вы услышите, это то, что у каждого врача своя тактика, обычно ставят ультиматум выбрать одного специалиста и на нем остановиться. При этом в честном тендере никто участвовать не хочет :))

Я поэтому в своем случае поступила также, как сделала бы на работе, просто как банальный менеджер среднего звена, сделала полу-тайный консилиум. Сначала в нем было 5 неврологов, 2 нейропсихолога, 2 педиатра, 1 дефектолог, 1 реабилитолог, детский неврологический центр в Чехии, детский неврологический центр в Германии, а также сообщество мам особых детей. Еще у меня есть имена специалистов в США и Израиле, а также хорошего вертебролога, которые пока отпали ввиду того, что сначала было все равно нельзя перевозить кроху на такие расстояния, а потом отпала необходимость, надеюсь совсем. И точку зрения каждой группы специалистов я обсуждала с остальными, а также с сообществом мам. Сначала это было очень трудоемкое занятие, но по ходу специалисты отсеялись, в итоге у нас сейчас 2 невролога, 1 педиатр, 1 остеопат и с дефектологом мы дружим, просто он нам не нужен по профилю, но иногда дает дельные советы по развитию ребенка.

Это просто ужас насколько детские неврология и психология неточные и нерегламентированные науки в принципе. У врачей кардинально противоположные точки зрения на один и тот же клинический симптом, вплоть до того, что один считает его вариантом нормы, а другой признаком патологии. Дозировки препаратов отличаются в разы! Подходы к детской психологии отличаются кардинально. И все главное точно знают, что чувствует вот этот младенец и как тебе надо с ним обращаться и его воспитывать :)

Насколько я смогла понять, есть 2 основные особенности педиатрии:

1) Детские неврология и психология по сути очень молодые науки, в которых регулярно меняются течения. Еще 30 лет назад детей все воспитывали по Споку, сейчас в моде гуманизм и натуральность, хотя вроде бы система Спока не дала нам толпу Гитлеров. То детей считали почти неодушевленными существами, которым нужно устанавливать четкие правила, то полноценными личностями, которые сами способны принимать решения.То ранняя социализация хороша, то плоха.

Что радует, несмотря на все это, человечество продолжает развиваться :)

2) Не бывает двух одинаковых детей. При этом дети очень быстро растут и меняются. Если взрослый в одном клиническом состоянии может годы находиться, то у ребенка этот период может занимать неделю и меньше. Поэтому грубо говоря попробовать все методы на одном ребенке в одном клиническом состоянии часто не представляется возможным.

У меня сложилось сугубо личное впечатление, что каждый отдельный детский врач ставит собственный эксперимент на детях. Один применяет одну и ту же тактику по отношению ко всем детям со схожими симптомами и делает свои собственные выводы. Другой - делает разные назначения и пытается понять что лучше.

А мать в итоге должна каждый раз самостоятельно принимать решения хочет ли она отправить своего ребенка на эксперимент, результаты которого могут быть разными.

По опыту мам особых детей американцы любят через одного детям на основании наблюдения учителя ставить СДВГ и лечить риталином. Еще в штатах очень хорошая школа эпилептологии, одна из лучших в мире, но детей с двигательными нарушениями они возят в Европу (Чехия и Германия) и Россию. Лучшей школой детской психологии считаются мамами французская и американская.

Еще я все назначения стараюсь проверять на сайте pubmed.com

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Алена, спасибо за Ваш обширный комментарий, он наверняка был бы полезен многим мамам, как пример действий конкретного родителя в условиях современной медицины. Жаль только, что тема уже ушла с главной страницы, им (мамам) будет до него (коммента) не добраться...

Мысль о том, что я могу обидеться на то, что у людей есть свои мнения по поводу здоровья их детей... мне такое даже как-то в голову не приходило :))) Я всегда, когда спрашиваю что-то о поведени ребенка, а родители мне суют заключения пяти-шести "знаменитых" неврологов, говорю: товарищи, я вижу Вашего ребенка первый раз, невролог тоже видел его хорошо если в течении получаса, а вы-то видите его каждый день всю его жизнь! Вы наверняка УЖЕ заметили то, что меня сейчас интересует, вам надо просто прислушаться к себе, спокойно вспомнить свои ощущения... Все матери - интуитивные диагносты для своих детей, с этим невозможно спорить. Другое дело, что иногда в целях самозащиты или от повышенной внушаемости они склонны на что-то закрывать глаза или наоборот перестраховываться.

Насчет многих специалистов - тут я толком не знаю, это, наверное, индивидуально. Мне доводилось быть в условиях "заочного консиллиума" даже со священником. Мне это, пожалуй, нравится - я всегда с интересом у родителей спрашиваю: ну и что вам сказал тот психолог? Что из этого вы делали и как на ребенка повлияло? а тот остеопат? а та бабушка, которая ребенка "на сон" заговаривала? Иногда очень интересные вещи те люди заметили, о которых я и не подумала и не сообразила, а они - важные...

Эту реплику поддерживают: Алена Рева

Просто я привыкла к обидчивости врачей насчет всего подряд. Один педиатр нам на полном серьезе говорила - "Если Вы хотите, чтобы ребенок был здоров, Вы должны слушать меня как Бога и безукоризненно выполнять все рекомендации".

Алена, здесь есть несколько тонкостей пожалуй что даже не собственно медицинского, а именно психологического свойства. Как врачебное сообщество (которое 200 лет назад было попросту кастой, которая даже говорила на непонятном для большинства пациентов языке) постепенно приспосабливается к существованию в условиях информационной открытости, и как это может отразиться на детях-пациентах. Если Вы не против, мы можем обсудить эту реально существующую проблему отдельным разом - я думаю, тут будет уместно мнение и практикующих врачей, и психологов, и родителей.

Эту реплику поддерживают: Марина Хрусталева, Алена Рева

У меня предложение: давайте отдельно обсудим проблемы детей переходного возраста. Моему сыну сейчас исполнится 15. За последние несколько месяцев он изменился до неузнаваемости. Я просто в отчаянии. Наверное, эта проблема кого-то из снобовских родителей волнует также, может, есть конкретный опыт. Давайте обсудим

Эту реплику поддерживают: Алена Рева, Александра Раловец

 Анастасия, конечно, давайте обсудим. На следующий понедельник у нас уже запланирован материал, так что через понедельник, ага? Пока у меня к Вам два предложения. Первое: тема подростков неисчерпаема, может быть, Вы захотите как-нибудь конкретно сузить тему, тогда киньте мне в личку Ваши пожелания, я подберу из своих случаев что-нибудь близкое Вашему запросу. Второе: поглядите в более ранних материалах блога "Дети", там про подростковый возраст не раз разворачивались дискуссии, может, что-то покажется Вам интересным и даже полезным.

Спасибо, Катерина!  Я подумаю. что самое важное из волнующих меня проблем (все охватить ,наверное,  невозможно) и напишу. В моей ситуации все усугубляется тем, что мы с мужем живем в Москве, а сын в другой стране. Типа - учится.

Более ранние материалы посмотрю обязательно.

Спасибо

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

еще один вопрос по уже закрытой теме

Екатерина, дорый день! У меня с подобной проблемой сталкивается сейчса сестра с племянником

Ему сейчас 10 лет, в школу пошёл в 6,5 лет.Сейчас учится в 4-ом классе. Рос возбудимым ребёнком.Были проблемы неврологические :задержка речи, быстрая утомляемость,  гиперактивность. Он  бегло читает, много рассказывает и фантазирует.  Сейчас прослеживается не желание учиться потому, что трудно, а преодолевать сложный материал лень. Проблема в том, что мальчик не хочет выполнять дом. задания  аккуратно и строго по правилам,часто их вовсе не делает, или не до конца. То схему не так начертит, то  не подчеркнёт, хотя замечания от учителя и подробное описание как надо  сделать получает регулярно. Часто не хочет сосредоточиться, подумать над решением, поэтому возникают трудности с решением математических задач.Посещает подготовительные курсы для поступления в 5 класс специализированной школы, которые отнимают много  времени, но желания  их посещать у него  нет. Родители очень хотят чтобы он туда поступил, хотя требования там очень высокие и учиться будет потом очень сложно скорее всего. Учителя характеризуюют его как весьма способного ученика, но слишком ЛЕНИВОГО.Да, и еще переодически каким-нибудь образом он пытается обмануть родителей, чтобы не ходить на дополнительные занятия в школе.Что бы ВЫ основываясь на своем опыте могли посоветовать в данном случае?Спасибо

Елена, Вашей сестре с сыном имеет смысл обратиться к психологу. То, что учителя называют ленью, скорее всего имеет неврологическую природу. Если это подтвердится, то пихать мальчишку в класс с усиленной программой - прямой путь к невротизации. Может быть, если маме так хочется дополнительного развития, поискать кружок или секцию "по интересам"? Если есть гиперактивность, вполне подойдет какая-нибудь командная деятельность - футбольная секция, танцевальный ансамбль, театр...

Эту реплику поддерживают: Яков Ратнер

Екатерина, спасибо! конечно же он занимается еще дополнительно: с этого года ходит на волейбол (с 5 лет занимался восточными единоборствами, но в прошлом году заниматься не захотел, так как не было успехов и часто пропускал по болезни тренировки), в художественную школу и доп. английский.

Некоторое время назад он занимался с психологом, но опять же, видимых результатов это не принесло. На какое-то время тинтерес к учебе повысился, но после короткого периода вновь все вернулось "на круги своя"

Катерина, не могли бы Вы посоветовать психолога или может быть сами взялись с ним или с его мамой пообщаться?

можно написать мне в личку или на email: evchernina@gmail.com

Разве может такая тема быть закрытой? Это же вопрос в наше время первее, чем "что делать?". Мне еще в начальной школе учительница говорила: "Умная голова дураку досталась". Так и есть всю жизнь.

У мальчиков вообще часто моторика вся эта мелкая и внимание очень утомляемы. Единственные стимулы: интерес и амбиции. Если ничего из этого не связано с новой школой, то перспектива – не то что невротизация, а натурально психопатия.

А развиваться будет там, где найдет интерес. И еще, мне кажется, хотя бы для начала легкий успех, а не сразу лбом об стену.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Яков, согласна, что тема животрепещущая. В том то и суть, что поступить он в эту школу хочет, но делать для этого делать не хочет ничего и напрягаться ему не хочется

А ПОЧЕМУ он хочет в эту школу, Елена? Это его собственный интерес (в чем он конкретно?) или проекция на ребенка родительских амбиций (мама с папой считают, что это круто, значит, мне это надо, хотя я и не люблю решать задачи)?

мне сложно ответить на этот вопрос, но думаю, что это его амбиции, ему очень нравится быть первым, недавно он победил в конкурсе чтецов (сестра очень много с ним для этого занималась) и был черезвычайно этим горд. И вообще, когда получает хорошие оченки всегда всем об этом сообщает с гордостью и, напротив, если напакостил или получил 2 - очень сильно обижается на родителей, если они рассказывают об этом кому-то или жалуются на него (например мне или моей маме). У него стойкое желание быть первым и лучшим и такое же стойкое НЕжелание прикладывать для этого усилия и делать что-то самостоятельно. И еще к предыдущему Вашему комментарию: он уже учится в классе с усиленной программой и сейчас ему это даётся не просто.

Елена, так не лучше ли приложить родительские усилия туда, где мальчик может добиться действительных успехов? (разумеется, обучение в средней школе никто не отменял - это обязательная программа, а вот дополнительная - там, где ребенок может повышать, а не ронять свою самооценку? Задачи у него не идут, но ведь что-то же у него получается лучше других, вот, например, стихи читать :))  Понятно, что в математической школе он никогда не сможет быть лучшим ни по одному из профилирующих в этой школе предметов, а это ведь на долгие годы...)

Катерина, первый раз ему нравится делать все, второй - уже с натягом, а третий - со скандалом. Со стохами тоже самое:)

По поводу самооценки - именно поэтому его родители сейчас и думают как быть: ведь с однй стороны, он может поступить в этот лицей, непотянуть уровень и окончательно забросить учебу вообще (и что потом делать?), а может на примере одноклассников учиться вместе с ними на одном уровне, общаться вне класса и тянуться к высокому уровню. Есть третий вариант - оставить его в простой школе, а потом (к 7-8 классу) готовиться к поступлению в хорошую школу(если потянет). Как понять что лучше для него сейчас???