Андрей Колесников: А мы возродили традицию «Роман-газеты»
Вчера у нас вышел специальный выпуск журнала «Русский пионер», состоящий только из одного текста. Это роман Натана Дубовицкого «Околоноля». Натан Дубовицкий — псевдоним, при этом автор известен широкому кругу и читающей, и совсем не читающей общественности.
Идея библиотеки «Русского пионера» возникла у меня очень давно, кажется, даже раньше, чем идея журнала «Русский пионер», потому что в детстве у меня на полке стояла «Библиотека пионера» — десятитомное синего цвета собрание с большим количеством произведений, которыми я поневоле зачитывался, потому что больше было нечем. Эта библиотека навсегда со мной осталась, и я хочу, чтобы библиотека «Русского пионера» тоже навсегда осталась с читателями журнала, хотят они этого или нет.
В нашей библиотеке мы будем публиковать только абсолютно новые вещи, причем людей, как правило, до сих пор не издававшихся и чьи фамилии люди привыкли слышать совсем в других контекстах: политическом, экономическом и так далее. Этим людям есть что сказать, более того, они оказываются способны на художественное осмысление происходившего с ними. Лирический герой романа «Околоноля» по естественным причинам не совпадает с личностью автора, но внимательный человек, более или менее погруженный в перипетии новейшей истории России, вполне в состоянии понять, о ком идет речь. Сам автор оставил в книге довольно много подсказок, но там есть и ловушки, в которые можно легко попасть. Из романа видно, что автор соприкасается с историей не только как очевидец. Но книга не только про новейшую Россию — для меня было удивительно то, что это пронзительный роман про любовь, про одиночество, и я написал в предисловии, что, по моему мнению, это еще и акт самопознания, самокопания автора. Роман, как я понимаю, был нужен ему самому.
Gangsta Fiction — жанр, придуманный автором. Если разобраться, а какой другой жанр мог подойти, когда речь идет о 90-х и начале 2000-х? В название «Околоноля» вложено очень много смыслов, но кроме всего прочего, это годы до 2000-го и после. Все, что около ноля. Одна из уловок автора, одна из ловушек заключается в том, что он пытается увести читателя в прочтение романа как гангстерского боевика. Но, мне кажется, из этой затеи ничего не получается, потому что очевидно — это гораздо более серьезная и тонкая вещь.
Я, когда прочитал роман, был поражен прежде всего его художественными достоинствами. И ни секунды не сомневался, что именно им надо открывать библиотеку «Русского пионера».
Проект мы будем делать вместе с издательством «Эксмо», будем выпускать обычные книжки, но именно этот роман выйдет в формате «Роман-газеты». Почему? Да просто потому, что этого давно, со времен самой «Роман-газеты», никто не делал. В дальнейшем «Околоноля» также будет выпущен в формате книги, но не нами.
Я горжусь тем, что мы первыми издаем этот роман. Автору потребовалось некоторое усилие воли, чтобы отдать его нам, хотя у него уже была договоренность с издательством и работа была в разгаре. Он согласился немного повременить с выходом книги, прежде всего, как он сказал, потому, что его самого заинтересовал формат «Роман-газеты», незаслуженно всеми забытый. К сожалению, я не могу сказать, кто будут наши следующие авторы, — боюсь спугнуть. Двое еще не завершили свои произведения. Впрочем, отрывок из одного из них мы напечатаем в следующем номере «Русского пионера» в рубрике «Внеклассное чтение», где мы помещаем худлит.