Одна их первых новостей года: в некоторых районах США и Израиля женщин не пускают в переднюю дверь автобуса.

Это настолько дико, что забавно. Действительно не пускают? С Израилем понятно — там  конфликт цивилизационного масштаба, общество расколото, ортодоксы наступают. Там не то что в переднюю дверь не пускают, а могут за здорово живешь оплевать восьмилетнюю девочку в сандалиях на босу ногу, которая шла домой из школы.

Но в Америке? Да, там тоже.

Осенью в Нью-Йорке в прессе разгорелся конфликт между Нью-Йоркским департаментом транспорта и Хасидской автобусной компанией (ХАК), развозящей пассажиров между двумя глубоко еврейскими микрорайонами Бруклина.

Религиозный закон предписывает женщинам занимать места только в задней части автобуса, отдельно от мужчин. В США писать такое по-английски в местах общего пользования себе дороже, поэтому особые правила пользования изложены, получается, понятным тамошнему хасидскому большинству идишем. Кому надо — прочтет и соблюдет.

Компания частная. Район специфический. Хасидов можно понять: им так приятней передвигаться. Им иначе нельзя, некошерно. Но для городских властей это все равно выглядит дискриминацией по половому признаку. А дискриминация незаконна. Поэтому они там вступили в активную переписку. Видимо, светская власть одержит победу и частной компании выпишут предупреждение, а потом отзовут лицензию. Хотя хасиды-транспортники божатся, что никаких ограничений у них в автобусах нет, кроме добровольных.

Им не поверят. Муниципальный транспорт — это серьезно.

В конце концов, с автобусов начался решающий этап борьбы за расовое равноправие. В 1955-м в Монтгомери, штат Алабама, чернокожая Роза Паркс отказалась освободить место в автобусе белому джентльмену, как то предписывал закон штата. Ее арестовали. После чего негритянское большинство, с одной стороны, принялось бойкотировать общественный транспорт (а таксисты из солидарности радикально снизили цены), с другой — устраивать сидячие забастовки. Приходили и молча занимали в автобусах первые места.

За год вопрос получил юридический ответ: сегрегация была признана неконституционной.

Теперь история с монтгомерским автобусом для прогрессивных американцев как для нас Куликово поле или народное ополчение Минина и Пожарского — поворотный момент истории страны, очередное «рождение нации».

Сегодня в Америке официально нет мест «только для белых». Более того, продолжает функционировать Affirmative Action — практика, в разных ситуациях предоставляющая преимущество меньшинствам.

У нас в России транспортная сегрегация тоже имеет место, но все менее драматично. На днях благодаря ЖЖ всплыла история 2010 года про православные такси. Частная компания запустила в Москве такси с иконами: в дороге можно прослушать аудиопроповедь, за рулем крестящийся на маковки церквей водитель, иноверцев (а заодно и инородцев) не сажают. Ведущий «Серебряного дождя» Алекс Дубас поставил эксперимент: в прямом эфире позвонил и попросил принять заказ, представившись Махметом и имитируя бакинский акцент. Милая девушка-оператор не хотела ему отказывать, но получила довольно хорошо слышное указание от начальства не брать клиента другой конфессии.

Розыгрыш, можно сказать, удался. Либеральные слушатели повозмущались в свое удовольствие. Потому что российская Конституция постулирует равенство всех граждан перед законом. И вроде бы понятно, как тогда надо относиться к православным, мусульманским, зороастрийским такси. А также к абстрактным, официально еще не появившимся «детсадам для русских» или «таджикской скорой помощи». Как?

Мне кажется, терпимо и с пониманием.

Любая группа имеет право на обособление. И нам надо уважать это такое понятное стремление обустроить свою делянку, отгородиться от чужих. Государство не должно проводить дискриминационную сегрегацию. Частные организации — да пожалуйста.

И пока они там, грубо говоря, не едят детей, государство должно воздерживаться от вмешательства. По-моему, либерализм состоит в этом, а не в борьбе за абсолютное равенство.

Предположим, в Москве откроется ресторан «Антисемит». А что? Сильный ход, яркое название. Предположим, там вместе с меню будут выдаваться «Протоколы сионских мудрецов», а швейцар-фейсконтрольщик — решительно отсекать нежелательных клиентов по профилю. Наверное, такая точка общепита быстро прогорит, но пусть открывают. Ничего страшного. Было бы странно пытаться попасть туда на ужин, вот и все. Как говорил Жванецкий: «Чем хорош запах лука? Не нравится — отойди».

В научные залы Публичной библиотеки традиционно пускают только с дипломом о высшем образовании, в спорт берут подтянутых, в десант — крепких, в модели — стройных. Мы все где-то дискриминированы, но с этим живут.

Другое дело, если православный таксист, руководствуясь собственной верой и предписаниями начальства, не остановится подобрать раненого или беременную из чужого прихода. Это уже статья.

А частные транспортные компании хоть по религиозному, хоть по национальному, хоть по сексуальному признаку — нормальная история. Иногда, чтобы не ругаться, лучше реже видеться.