Наука хэппиномика звучит как откровенное шарлатанство в духе Бутана, где вместо ВВП в 1972 году предложили измерять экономику по валовому национальному счастью. Наверное, изучать уровень удовлетворенности населения важно как с социологической, так и с политико-экономической точки зрения. Но это несколько вздорная наука — наиболее счастливые люди наверняка окажутся в наиболее мракобесных режимах типа Северной Кореи. Вы посмотрите, кто хэппиномикой интересуется реально. Таиланд, Бутан и далее по списку. В ней видится совершенно конкретный пропагандистский инструмент: типа, ничего, что у нас люди в говне, зато они гораздо счастливее, чем на вашем вонючем Западе. Начиналось-то это как поиски наиболее адекватной для человека социальной модели, но дальше все вывернули наизнанку. Так вот, когда у вас, уважаемые, доход на душу населения будет, как в Дании, которая, по опросам, признана самой счастливой страной мира, тогда пожалуйста — проводите исследования, что еще полезного можно сделать для граждан. А никак не наоборот.

Что касается Европы, то ей хэппиномика, наверное, не нужна как таковая. Для спонсоров подобных проектов, существующих наверняка на еврогрантные деньги, важно знать, как выстраивать федерацию дальше, какие социальные институты дают максимальный эффект и т. п. Ведь бюджет не резиновый, даже в богатых странах, поэтому всем интересно, какая модель взаимоотношения гражданина и общества наиболее адекватна для восприятия этим самым гражданином.

Да и с Данией тоже стоило бы соблюдать осторожность. Надо понимать, что это очень маленькая страна. Эффект маленькой страны в экономике довольно хорошо изучен. По сути, маленькая рядом с большой открытой всегда получает некий трансферт, поэтому Дания по соседству с Германией будет жить отлично. И восприятие счастья у датчан будет выше, чем у соседей. А если бы Дания была на острове в Тихом океане, рядом с Индонезией, то все бы наоборот получилось. Подчеркну, что я совершенно не против соответствующих социальных исследований и т. п. Их нужно проводить. Я против надувания пузыря очередной квазинауки.