Сергей Чобан представил будущее Сретенки берлинской публике
Галерея Aedesland находится в очень оживленном месте Западного Берлина, прямо в арках берлинской надземки на Савиньи-плац. На выставку можно было проникнуть через кафе Aedesland, где уже разливали просекко.
Одним из участников и инициаторов сретенского проекта стал Сергей Чобан, архитектор, который давно живет и работает в Берлине. Для участия в сретенском проекте пригласили архитекторов из разных московских бюро.
Идея проекта застройки района Сретенки — превратить этот квартал, где сохранились постройки конца XVII-XVIII веков и доходные дома XIX-XX веков в «привлекательное место для жизни». Речь идет о комплексной реконструкции, которая подразумевает не только реставрацию отдельных зданий, а обращение с этим участком как с ансамблем.
В Берлине реконструкция уже сложившегося куска города просто немыслима.
Я спросила директора галереи Ханса Юргена Коммерелля, почему берлинской публике решили представить один из многочисленных проектов застройки Москвы.
В толпе мелькали знакомые лица, завсегдатаи мероприятий, имеющих отношение к России. Здесь была Хайке Мария Йохеннинг, только что выпустившая немецкий путеводитель по Москве. Сейчас она пишет путеводитель по архитектуре Москвы. Сюда заглянули архитектор Томас Лизер, спроектировавший Музей мамонта в Якутске, известный архитектурный критик Фальк Егер и Николай Малинин, редактор московского архитектурного журнала Made in Future.
На выставке было много людей, тщательно изучающих детали, всматривающихся в планы и таблицы истории и будущего Сретенки. Среди гостей была модельер Катя Мосина, приехавшая на берлинскую Неделю моды Bread&Butter
и бывший редактор Harper's Bazaar, а ныне соредактор журнала Blacksquare Анзор Конкулов.
Сергей Чобан рассказал мне, почему, по его мнению, было важно показать это выставку в Берлине.
На выставку — представить свой проект — приехали архитекторы из Москвы. Чобан не только представлял своих коллег и собственные работы, но и с удовольствием переводил речи коллег на немецкий. Владимир Остапенко из «Моспроекта-2» начал с того, что пожаловался на Чобана: тот заставил его в такую-то жару прийти в пиджаке, а сам повязал себе лишь подобие галстука.
Представление проектов Сретенки было похоже не столько на светский раут, сколько на толковый и интересный разговор профессионалов. После своего коллеги выступила Елена Никулина и рассказала об особенностях застройки Сретенки. А потом показали фильм, объясняющий, как развивался квартал.
Гости галереи и архитекторы долго говорили об одной из самых насущных проблем современного градостроительства — о том, как вписать современную архитектуру с ее коммерческими запросами в историческую среду. Работа над проектом происходила следующим образом: архитекторы из «Моспроекта-2» Остапенко и Никулина обследовали квартал Сретенки, зафиксировали охранные зоны, выявили культурно-исторические памятники, котрые нужно реставрировать или реконструировать, а мастерская СПиЧ (Сергей Чобан, Сергей Кузнецов и Павел Шабуров) разработали план обновления, который будет осуществлен между 2010 и 2014 годом.
Я спросила Чобана: а в чем отличие реализации такого рода задачи — строительства в историческом центре — в Москве и в Берлине?
На Сретенке собираются заполнить пустыри, улучшить инфраструктуру. Конторское здание, оставшееся от Новосухаревского рынка архитектора Мельникова, станет центром композиции «Новая жизнь Сретенки». Но проблема границы между новым и старым остается самой насущной. Что может позволить себе архитектор, а что является нарушением правил исторической среды?
На выставке я увидела Констанце Гувернале, молодого итальянского архитектора, с которой я познакомилась в Венеции на архитектурной конференции, посвященной памятникам Второй мировой войны. Она была под впечатлением.
К открытию выставки «Новая жизнь Сретенки» галерея выпустила каталог с историческими фотографиями и подробными планами и примерами будущей застройки. «Работы хватит еще очень на многих», — считает Чобан и собирается привлечь к участию в проекте и другие архитектурные бюро .