Зачем нам черный юмор

Мы живем в эпоху, когда жить без черного юмора почти невозможно

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

В Британии вывели формулу идеальной шутки: H = m × s, где H — это юмор, m — уровень находящейся в шутке неверной информации, а s — серьезность слушателей. На деле это означает, что для удачной остроты нужно следовать двум правилам: заложить в нее побольше вымысла и выбрать момент, в который этот вымысел возымеет наибольшее воздействие на окружающих. Секрет в удивлении: чем серьезнее настроен слушатель, тем больше он удивится рассказанной небылице. Чем вымысел невероятнее, тем лучше, чем, казалось бы неуместнее шутка, тем больший эффект она вызовет.

Выглядит логично, но слишком уж просто. Формула шутки и сама похожа на шутку. Мерить юмор математикой странно, а умножение своих фантазий на чужое настроение и вовсе занятие с весьма сомнительным результатом.

На самом деле ученый, который вывел эту формулу, не совсем математик. Алистер Кларк много лет изучает теорию эволюции, и юмор — одна из главных констант в его исследованиях.

Смех помогает побороть страх — это то, на чем сходятся все ученые: историки, фольклористы, литературоведы, философы. Так было в древние времена, когда у большинства народов появлялись мифы о трикстере, так происходит и сейчас, когда мы шутим про конец света, предсказанный на 2012 год. Это значит, что у юмора есть вполне конкретная и поддающаяся анализу корреляция с атмосферой в обществе, утверждает Кларк. Вспомним кларковскую формулу еще раз и пойдем от обратного: если шутка удалась, значит, вымысел был удачен, а слушатели находились как раз в том состоянии, чтобы этот вымысел правильно воспринять. В своей программной работе «Восемь составляющих юмора» он так и пишет: то, над чем смеются люди, определяет уровень развития общества и вообще дает ему исчерпывающую характеристику.

Рубеж XX–XXI веков уже окрестили эпохой черного юмора. Появившись несколько столетий назад и став в послевоенной Европе неким эстетическим экспериментом, за последние 60 лет шутки за гранью дозволенного перекочевали из искусства не для всех в массовую культуру и стали обязательной частью нашего культурного пространства. Табуированные раньше темы все чаще становятся предметом для ухмылок и гогота. И речь идет не только и не столько о сексе, сколько о смерти, насилии, опасных и тяжелых болезнях.

25 лет назад мы рассказывали анекдоты про Чернобыль, теперь рассказываем про 11 сентября. В начале 1990-х кинотеатры крутили «Смерть ей к лицу» Земекиса, теперь бестселлером становятся «Бесславные ублюдки» Тарантино. Чуть раньше все смотрели «Монти Пайтон», сегодня все скачивают «Доктора Хауса».

Черный юмор используют в рекламе, в музыке, в видеоклипах, телепрограммах, стендап-шоу. Он стал очень востребованным продуктом и теперь поставлен на длинные коммерческие рельсы.

Все это значит, что мы живем в очень странные времена. Исследователи говорят, что черный юмор — это смех человека, находящегося в безвыходном положении. Как правило, это смех над самим собой. Недаром Фрейд называл такой юмор «висельным», мол, шутки подобного рода может отпускать только тот, кто уже стоит на эшафоте и кому нечего терять.

«Мы живем на пороге огромного экзистенциального кризиса, — говорит Марк Холлибрук из университета Торонто, который занимается изучением эволюции смеха. — И лучшее тому подтверждение — тотальное господство черного юмора».

Нынешняя самоирония тесно связана с процессами, происходящими в обществе: прежние представления о цивилизации оказались дезавуированными. За последние 25 лет мир изменился до неузнаваемости: рухнули последние империи; обозначилось совершенно новое и еще не очень понятное противостояние между западной цивилизацией и мусульманским миром; ужасающие теракты лишили чувства безопасности; волнения в Париже и Лондоне заставили усомниться в эффективности либеральной системы ценностей.

Все это провоцирует человека на цинизм, агрессию, равнодушие. «По всему миру мы можем наблюдать дефицит эмпатии — внутренней способности сопереживать другим, —  рассказывает Холлибрук. — В общественном сознании закрепился стереотип, что успеха добиваются только циники, которые готовы на все ради достижения собственных целей. Моральных принципов не осталось, рамок приличий нет».

Реальность непонятная и страшная. Такая, что порой она кажется абсурдной. Нужно ли всерьез говорить о третьем сроке Путина? Можно ли серьезно обсуждать американских морпехов, которые мочились на трупы талибов? Мир сошел с ума, и относиться к нему серьезно становится невозможно. Тем более что, как писал Курт Воннегут, «смех — такая же защитная реакция, как слезы, а то и лучше, поскольку от смеха меньше сырости».

Правда, слезы проще было бы изучать с помощью формул: их хотя бы посчитать можно.

Комментировать Всего 27 комментариев

Соглашусь, что чёрный юмор - виток психологической эволюции :). 

Не уверена, что мы живём в такое уж страшное время.  Достаточно вспомнить Ивана Васильевича до того, как он сменил профессию.  Вот где мрак то. 

Ох уж эти Британские ученые...

Спасибо за статью!

Когда думал над прочитанным, стараясь вспомнить причины, по которым сам иногда чернушно шучу или смеюсь, в голове почему-то всплывало не ощущение страха, а... хм, чувство общей мрачности происходящего, воронки. Ближе описать не могу. Может, наш юмор - просто отражение души?

P.S. знаете теорию заговора, откуда появился мем "Британские ученые?"

рассказывайте-) мем действительно прекрасный-)

Сторонники теории заговоров трактуют историю его возникновения так:

«британские учёные» — исследователи, работающие над совершенно безумными, идиотскими и не представляющими абсолютно никакой практической ценности научными псевдонаучными проектами.

http://botinok.co.il/node/76862 - ссылка на перечень некоторых их исследований, принесших невероятную пользу современной науке.

Широкоизвестным мем «британские учёные» стал вследствие грамотного чёрного пиара в подконтрольных кровавой гэбне СМИ, принижавших британских учёных, после того, как те обнаружили следы полония, когда умер некто Литвиненко.

Чёрный юмор способ обжиться в страшной реальности. Стать на равных с ней и несколько отстраниться от неё что бы она не поглотила. И этого юмора если и станет больше то так же как и иронии и самоиронии. По мере того как жизнь становится разноообразнее и поводов для иронии и юмора становится больше.

" Появившись несколько столетий назад и став в послевоенной Европе неким эстетическим экспериментом, за последние 60 лет..."

Вера, это очень интересно, а можно об этом чуть подробней? Несколько столетий - это когда? Нерон и Калигула - считаются? Иван Грозный, о котором уже Таня упоминала? "Смех в Древней Руси" Лихачева-Панченко - там есть об этом или нет? Когда, где и в связи с чем начался, по-Вашему, европейский "эстетический эксперимент"?

Спрашиваю потому, что, наверное, не совсем Вас поняла: ведь если "мочиться на труп убитого талиба" это хоть как-то связано с понятием "черный юмор", тогда ему несколько миллионов лет как минимум, потому что ровно также поступают с трупом убитого врага многие хищники, собаки, например...

Катерина, я не хотела в статье углубляться в историю черного юмора, и видимо, вы немного меня не поняли. С черным юмором все несложно. Его истоки, конечно же, в народной культуре. Причем, фактически в любой. Именно поэтому я упомянула мифы о трикстере. Это не совсем черный юмор в современном понимании термина, но истоки - оттуда. Дальше на протяжении мировой истории появлялись некоторые произведения, которые с той или иной натяжкой можно было бы отнести к черному юмору.  Например, Свифт. Сам термин появился в конце 19-го века - применительно к американским авторам того времени. Но как культурологическое течение черные юмористы оформились только после войны и, очевидно, как реакция на нее. 

Что касается морпехов, то я связываю их с черным юмором исключительно как пример покачнувшихся моральных рамок нашего времени. Они - не черный юмор, но причина его появления.

Эту реплику поддерживают: Наталья Опарина

Вера, я, видимо, действительно Вас не поняла. Решила, что это попытка анализа явления. Мне-то кажется, что без истории тут вообще ничего нельзя понять, потому что "черный юмор" (или то, что им было раньше - без названия) не имеет отношения к "качанию моральных рамок", а является вполне статусным для нашей природы, действительно опирающейся на некоторые еще из биологии (морпехи и собаки) наработки. То есть вечность "площадного театра" и эволюция его форм. Доктор Хаус - сильно ли отличается по поведению и общественной функции от средневекового юродивого-"провидца"?

Спасибо за ответ и простите за непонимание.

Катерина, это я плохо выразилась, так что вы меня простите-)

Я думаю, что разница есть. Не в поведении и даже не в общественной функции. А в том, что Доктор Хаус - это коммерческий продукт, созданный людьми и для людей. В этом смысле я бы сравнивала его с придворными шутами, которые тоже отпускали шуточки "на грани" с целью веселить публику.  Но повторюсь, как культурное явление - а не разовый Свифт или узкоаудиторный шут -  черный юмор появился во второй половине 20-го века, а его расцвет наблюдаем мы. Хотя,  думаю, мы в самом начале этого расцвета.  Посмотрим..

Анекдот в тему:

Король, проходя мимо фонтана, нагнулся посмотреть на рыбок. Сзади к нему подкрался шут и дал пендель. Король свалился в фонтан.

Король был невероятно рассержен и приказал казнить шута. Оставил лишь один шанс на помилование - если он найдет своему поступку оправдание еще более дерзкое, чем поступок. И шут сказал "простите, Ваше, Величество, я обознался - думал это была Королева".

Черный юмор про девочку, которая играла со спичками и самосожглась, и про нестриженого мальчика, и про лругих "доигравшихся" детей уж которое столетие веселит немецкую детвору - я про Struwwelpeter. Культурное явление.

Если кому интересно, я в начале века защищала диссертацию по психологии по соотношению типа личности и чувства юмора - могу прислать почитать - давайте мэйл (она на английском). Там и про это тоже все есть.

Лен, я на английском к сожалению не читаю :(( Но, в применении к данному вопросу, мнение специалиста: какой же тип личности наиболее предрасположен к "черному юмору" - 1) как продуцент? 2) как реципиент? Или 1) и 2) - это одни и те же люди?

Черный юмор успешен как ситуативный, не по типам личности (по крайней мере в рамках того, что я сравнивала - две шкалы оценки юмора с юнгианской типологией).

В шкале юмора одим изх параметров является "адаптация/способ справиться с ситуацией". Это описывается как "использование юмора для того, чтобы справиться с ситуацией", а именно черного или так называемого висельного юмора.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Лена, но ведь на уровне бытовой наблюдательности: черным юмором (как стратегией совладания с ситуацией) одни люди пользуются весьма часто, другие (в прочем весьма остроумные) - практически никогда. Я думала, может, есть какие-то характеристики...  Мне все больше "черные юмористы" попадались слабые, добрые, тонко чувствующие, безуспешно пытающиеся все три пункта скрывать... решительно не совпадает с "экранными", историческими и даже мифологическими образами "черных юмористов" - вот я и заинтересовалась научным освещением проблемы :)))

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Полностью согласна на уровне наблюдательности. Но поскольку у меня объект исследования так не был сформулирован, то мои соображения на этот счет столь же ценны, как и наблюдения любого другого человека, которого интересует эта тема!

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Лена, пришлите пожалуйста, копию на vashutina@gmail.com, очень интересно. Спасибо.

Лена, очень интересно, пришлите, плз, - rikusha@narod.ru

Я приблизительно тогда же писала диплом по черному юмору - правда, по филологии, но все равно, очень любопытно!спасибо

Можно усомниться в том, что популярность черного юмора - типично современное явление. Его много и в фольклоре. Но вряд ли у кого вызывет сомнение беспрецедентность распространения черного юмора. Это происходит и по причинам, названным с статье (в ней много интересно фактов и мыслей, спасибо автору!), и благодаря современным возможностям коммуникации. Ну а еще разливу черного юмора, я думаю, очень спосбствует название этого явления. Оно выглядит не только безобидно, но и стильно, даже элегантно. А черный юмор - это, в сущности, цинизм. В тех же пропорциях, что соль и перец, цинизм хорош тем же, что соль и перец. В других пропорциях могу представить себе его благотворность только в кабинете психотерапевта.

Мой любимый анекдот

Идёт один еврей после погрома по городу, и вдруг видит своего знакомого, прибитого гвоздями к дверям собственного дома в позе Иисуса Христа. В ужасе он спрашивает:

--- Рабинович, вам очень больно?

--- Нет... Только когда смеюсь...

Мне кажется, что это уже не просто чёрный юмор, но ещё и своего рода притча, или нравоучительная история. Это как бы пример жизненной позиции: смеяться надо всегда.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Валерий Зеленский, Таня Ратклифф

Саша, это не черный, это очень, очень светлый юмор...

Эту реплику поддерживают: Александр Звонкин, Валерий Зеленский

Черный юмор - явление достаточно старое ... Правда, раньше он был принадлежностью висельников, палачей и врачей ... 

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Дети в подвале играли в гестапо -

Зверски замучен сантехник Потапов...

***

Недолго мучалась старушка

В высоковольтных проводах ...

***

Эта серия была очень популярна лет сорок наверно назад ...  Мир был устойчив до омерзения ... 

прочитала и вспомнила продолжение последнего куплэта ....    услышано не более тридцати лет назад

Валерий Зеленский Комментарий удален автором

Немного экспериментировал в этом жанре.

Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин, Борис Цейтлин