Сэм Клебанов приехал на встречу с участниками проекта «Сноб» практически из аэропорта: премьера фильма «Опасный метод» проходила в Ростове-на-Дону. Именно оттуда родом Сабина Шпильрейн, главная героиня фильма, которую у Кроненберга блистательно сыграла Кира Найтли.
«Нам показалось логичным, чтобы прокат этого фильма в России начался именно с того города, где родилась и выросла Сабина Шпильрейн. Когда я был там вчера, журналисты показали мне дом Сабины. Дом большой семьи зажиточных еврейских предпринимателей, где она родилась в 1885 году и откуда ушла вместе с дочерьми на расстрел в 1942 году. Я стоял там и думал, как символично завершается эта история, начавшаяся более ста лет назад», — рассказал участникам проекта Сэм Клебанов.
Клебанов рассказал также о том, что он вел переговоры о покупке фильма уже в тот момент, когда еще не был окончательно определен состав актеров, да и сам проект носил название Talking Cure. По его словам, он даже был близок к отказу от сделки, когда узнал, что вместо заявленного изначально Бруно Вальца (отправившегося на заработки в Голливуд), Кроненберг позвал своего постоянного и любимого актера Вигго Мортенсена. Впрочем, резюмировал Клебанов, уже тогда было понятно, что это стоящая история; и теперь Сэм называет этот фильм среди своих любимых работ Кроненберга.
Тех, кто ожидал, что фильм про отношения Фрейда и Юнга станет популярной лекцией по истории и теории психоанализа, фильм ожидаемо разочаровал. «Это вообще не про психоанализ!» и «Что хотел сказать автор?» — довольно частые комментарии, звучавшие после просмотра. Но даже эти зрители не могли не отдать должное великолепной игре Киры Найтли, Вигго Мортенсена, Венсана Касселя и, конечно, одного из главных открытий минувшего года — Майкла Фассбендера. Клебанов на всякий случай объяснил, о чем кино.
Кроненберг, очевидно, не стремился ни к производству типичного байопика, ни к созданию классической драмы. Он достаточно скупо рассказывает о Фрейде, Юнге и Отто Гроссе. Почти ничего напрямую не говорит о том, как создавался современный психоанализ. Отцы-основатели преимущественно говорят у него о снах и своих желаниях. Кроненберг не давит терминами, не погружает в пучину науки и не стремится показать сложный духовно-интеллектуальный путь титанов — вместо этого он демонстрирует обычных людей в не совсем обычных для них обстоятельствах.
Каждому из них нужен авторитет, который они сначала находят друг в друге, а потом ниспровергают. Они мучительно выбирают между благополучием сытой жизни и страстной любовью, завтракают, обедают, дружат и негодуют, занимаются любовью и пишут книги. Они ошибаются, отказываются от своих идей или защищают их из страха потерять репутацию.
В каком-то смысле Кроненберг и сам использует «опасный метод», делая не совсем то, что от него ждут поклонники «Мухи», «Голого завтрака», «Автокатастрофы» или «Экзистенции». Сэм Клебанов объясняет это так:
На уровне смыслов, а не изображения Кроненберг, безусловно, снова работает со своими излюбленными темами: секс, смерть, насилие, извращения, выбор образа действий. Как обычно, готовых ответов нет. Есть намеки, символы, знаки. Есть приглашение к диалогу.
Хотите поговорить об этом?