![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/1331B959_2909_4EFE_B78C_3C6BCD25AA59_avatar.jpg)
Кризис-персона ХХ века
Военный статистик
Основам менеджмента Макнамара учился в довольно странном месте — во время Второй мировой войны он был офицером штаба генерала Ле Мэя, командующего стратегической авиацией США на японском театре военных действий, и руководил там статистическим бюро, которое подсчитывало, какой ущерб нанесли Японии американские бомбардировки. Под руководством Ле Мэя бомбардировщики B-29 сбросили на Японию миллионы бомб-«зажигалок», в результате японские города, состоящие из деревянных домишек, горели, как спичечные коробки. Педантичный Макнамара подсчитывал число сожженных домов и убитых людей, и результаты этих подсчетов впечатляют и сегодня. Всего, по данным военных статистиков, летом 1945 года «зажигалки» убили больше 1 миллиона мирных жителей — больше, чем в Хиросиме и Нагасаки. Поскольку в той войне американцы победили, подполковник Макнамара и его коллеги вернулись домой не как преступники, а как герои. Им тут же нашлась работа: одного из начальников Макнамары, полковника Торнтона, пригласили в автомобильную компанию «Форд» на должность вице-президента.
![Фото: AP](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a1/09/a1093d2c809e80da76a452c8202d1d8d15ea0eae1ae85f2d85282437b7305b5c.jpg)
![Фото: AP](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e6/3e/e63ec8b2c4d4122995f78443c86962f0fc34c75e4940dde1bd9fcd168d804c4d.jpg)
![Фото: AP](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/10/3b/103b918f38743b08830c814a4f5fdf26547d888db1a3ab9dbde210e3b45c8e26.jpg)
Реформатор «Форд Мотор»
В конце войны «Форд» находился в серьезном кризисе. В управлении огромным корпоративным «динозавром» царил хаос, не было нормальной системы планирования и контроля. Генри Форд Второй, возглавлявший компанию, решил, что команда бывших офицеров, многие из которых учились в бизнес-школах, может отстроить управленческую систему лучше, чем гражданские управленцы. Форд пригласил Торнтона, а Торнтон — несколько своих бывших подчиненных, получивших прозвище whiz kids (что-то вроде «супердетки»), одним из которых был и Макнамара. Он быстро продвинулся по корпоративной лестнице и уже в 60-м году стал первым президентом компании не из семьи Фордов.
Макнамара понял, что одна из причин кризиса компании — это ставка на большие дорогие авто. Из-за сильной инфляции в конце 50-х эти машины, пожиравшие огромное количество бензина, оказались слишком обременительны. Кроме того, в тот момент все больше американских семей задумывались о покупке второй машины, в основном для жены. В результате потребители стали все чаще покупать более скромные европейские авто, например Volkswagen и Volvo. Главным достижением Макнамары в компании стал выпуск Ford Falcon — первой «бюджетной» машины, соответствовавшей высоким по тем временам стандартам безопасности. Для американских домохозяек это было то что надо. Falcon немедленно стал лидером продаж и оставался им на протяжении всех 60-х.
![Фото: AP](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/6c/88/6c88e182a24829b9d5c84f538d078f5f24358ff68790423ff253333149f5b20a.jpg)
![Фото: AFP/EastNews](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ce/8e/ce8e808f1565030f8725db35b7ed8aff1cfbb1ecb231cf6513d3dfe1dd69921a.jpg)
![Фото: AP](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/36/6e/366e7fb7bfabfc45d838f5fe7ac2ad4cbba4922dc6342029ae64fd02b19d93b7.jpg)