Чем короче указательный по сравнению с безымянным, тем больше тестостерона попало до рождения в кровь плода — это открытие сделали еще в начале нулевых. С тех пор биологи пытаются выяснить, на какие признаки или особенности поведения влияет предродовой тестостерон. В списке этих признаков и особенностей есть, к примеру, длина пениса, выносливость или умение разобраться с компьютером.

Антрополога Катрин Шефер с коллегами из Венского университета волновал вопрос, когда и как такие признаки начинают проявляться, и они решили присмотреться к детским лицам. Если компьютерная грамотность или умение бегать марафон, не выдыхаясь, приходят с возрастом, то лицо всегда говорит за себя.

Статья антропологов появилась в Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences. Тут важно подчеркнуть, что это не бюллетень фриков, помешанных на френологии и евгенике, а официальный журнал Королевского общества, британского аналога нашей Академии наук.

Группа Шефер тщательно обследовала 17 мальчиков в возрасте от 4 до 11 лет (для такого рода исследования достаточно небольшого числа участников). Каждого сфотографировали и расставили на портрете 70 ключевых точек, чтобы компьютерная программа оценила, как различаются черты лиц участников эксперимента. Затем ученые измерили длину пальцев на правой руке у каждого из мальчиков.

Есть гипотеза, что черты, запрограммированные предродовым тестостероном, скрыты до поры до времени, как картинка на непроявленной пленке. В роли «проявителя» выступает собственный тестостерон подростка, когда у него начинается половое созревание. Однако эксперимент показал обратное: признаки мужественности читаются уже на детском лице.

Вот что происходит у детей с повышением дозы тестостерона, которую они получили до рождения: скулы расходятся по сторонам, линия лба опускается, глаза уменьшаются и придвигаются к переносице.

Что такое тестостерон? Прежде всего, мужской половой гормон: ломка голоса у подростков или усы — его работа. А еще это мощный допинг: когда атлет вкалывает себе порцию тестостерона, эти молекулы отдают команду расти мышечной ткани. С младенцем в утробе происходит нечто в том же духе: тестостерон провоцирует рост будущих пальцев, пениса, мышц и костей, в том числе лицевых костей черепа.

Женский организм тоже производит тестостерон, пусть и в меньших дозах. Опыты на мышах показали: у материнских гормонов есть совсем немного времени, чтобы повлиять на судьбу сына. Мышиная беременность длится 21 сутки, но тестостерон включается в работу по переделке плода только c 14-го по 16-й день.

Выброс тестостерона у женщины может вызвать, например, стресс. Ясно, зачем это понадобилось эволюции: если матери нелегко, то и дети должны быть с рождения лучше подготовлены к борьбе за выживание. Крепкие мышцы и сильные кости — это понятно, а вот как помогает выжить мужественное лицо?

Квадратные челюсти, низкий лоб и узко поставленные глаза — хорошо считываемый сигнал. Такие мужчины бессознательно воспринимаются как доминантные особи, хотя и не вызывают чрезмерной симпатии у женщин — это выяснили еще в 2002 году двое американских биологов.

Задолго до работы Шефер грубые черты лица попробовали связать с уровнем тестостерона в крови у взрослого, но никакой закономерности не нашли. Важен только тот тестостерон, который попал в организм до рождения. Поэтому служба в армии, экстремальные виды спорта, борьба с тяжелыми обстоятельствами едва ли превратят добродушного очкарика в агрессивного боксера. Зато дети очкарика вовсе не обязательно унаследуют его мягкие черты лица: тестостерон в организме матери может за считаные дни все поменять.