Тесты провалены
Британцы бьют тревогу: школьные тестирования ведут страну к краху, нация тупеет, а уровень образования стремится к нулю. В свежей статье в The Telegraph обозреватель Грэм Пэйтон констатирует: образование, построенное на системе тестов, значительно ухудшило качество современных выпускников. Они не умеют думать, не знают, как выражать свои мысли, и вообще не очень понимают, зачем это делать.
Об этом в России говорили давно: противники ЕГЭ ужасались, грозили, хватались за голову, взывали к общественности, рисовали антиутопичные картины ближайшего будущего. Оптимисты всегда подбадривали: надо подождать. Мол, все это страшилки. Дескать, на Западе, где система тестов существует уже много лет, все довольны, а результаты хорошие.
Но теперь аргумента про Запад не осталось. Профессора, с которыми говорил Пэйтон, уточняют: из-за ориентации школьной программы на экзамены-тесты сегодняшние абитуриенты совершенно растеряли навыки письменной речи. Им сложно написать нормальное эссе или сочинение, им сложно даются даже задания вроде изложений и письменного пересказа.
Профессор Роберт Томс, преподаватель истории в колледже Св. Иоанна при Кембридже, считает, что проблема очень серьезная. Он сталкивается со студентами ежедневно и говорит, что люди просто разучились мыслить нестандартно. «Они могут только зубрить и писать по шаблону», — добавляет он. По его словам, на семинарах студенты говорят одними и теми же словами, приводят одни и те же аргументы и даже выстраивают их в совершенно идентичном порядке. «Нет новых идей, свежих мыслей, оригинальных ответов, — сетует Томс. — Но самое страшное в том, что они даже не пытаются их генерировать. Они не понимают, что смысл обсуждений именно в появлении новых взглядов и рождении новых смыслов. Им достаточно просто поставить галочку рядом с правильным ответом».
Даже самые образованные и очевидно талантливые студенты сталкиваются с огромными сложностями, когда речь заходит о выражении собственного мнения. «У них его просто нет», — говорит коллега Томса профессор Дэвид Абулафия.
Проблемы проявляются уже в средней школе. По данным последнего международного исследования PISA, по скорости чтения и тому, как часто они читают, британские подростки на 25-м месте, а по математике — на 28-м. При этом результаты с каждым годом ухудшаются.
Британское образование, долго считавшееся лучшим и эксклюзивным, сдает позиции. И то, что причиной спада во многом стала система тестов, введенная повсеместно во всех школах королевства около 20 лет назад, — факт, с которым уже не спорят.
Впервые система тестов появилась в США полтора века назад как гарант объективности учителя, выставляющего оценки. Сначала в виде эксперимента и с дополнительной целью выявить, какая из методик преподавания дает лучшие результаты. Затем в виде унифицированного для любой школы комплекса проверочных работ. Уже в 1915 году во всех школах Америки были введены стандартизированные тесты практически по всем предметам. И именно эти тесты со временем легли в основу всех национальных программ в Европе.
Очевидно, что без тестов уже не обойтись. Болонский процесс, призванный создать единое европейское образовательное пространство, требует единой системы оценок знаний. И, безусловно, тесты — самый простой и наглядный способ ее воплощения. К тому же тестирование значительно снижает фактор субъективных предпочтений тех, кто заседает в приемной комиссии, а в условиях современного мира это немаловажно для избежания судебных исков против преподавателей и учебных заведений в целом.
Кроме того, нельзя забывать о коррупции, и в этом смысле тестирование — практически панацея. В конце января в Вашингтоне прошла презентация доклада «Борьба против коррупции на государственной службе — хроника грузинских реформ» Асада Алама, специалиста Всемирного банка и профессора Колумбийского университета. В нем экономист подробно рассказывает о появлении в Грузии Единого национального экзамена, по результатам которого школьники могут быть зачислены в вузы, и называет его введение важнейшей антикоррупционной реформой в стране.
Российский ЕГЭ, вызывающий массу споров и те самые беспокойства, о которых мы говорили в самом начале, тоже борется с коррупцией. Успешно для вузов, гораздо менее успешно для школ. Он действительно предоставляет жителям самых разных городов и сел равный доступ к учебным заведениям. И, наверное, объективно оценивает знания абитуриентов.
Но это все не так уж важно. Отправной точкой в размышлениях о том, нужен ли России ЕГЭ, должно стать понимание того, что система образования, основанная на тестах, выпускает качественно других людей. Не хуже и не лучше, просто других. И через 50 и даже 20 лет, когда британскими профессорами станут сегодняшние выпускники, пропасти между преподавательским составом и учениками уже не будет: они снова начнут соответствовать ожиданиям и представлениям друг друга.
Теоретически, если мы хотим, чтобы между нами и остальным миром тоже не было пропасти, то хорошо бы нам развиваться вместе с ним. Но на практике нам предстоит решить важный вопрос: должны ли мы идти вместе с миром, когда путь кажется нам сомнительным?