Фото: Митя Ганопольский
Фото: Митя Ганопольский

Специальный проект «Россия до 30». «Сноб» собрал десять очень непохожих людей, с разными биографиями, взглядами, устремлениями и планами на жизнь. Объединяет их, пожалуй, лишь чувство внутренней свободы, открывающее перед ними самые невероятные перспективы, а также то формальное обстоятельство, что им всем нет еще тридцати. Они – новое, постсоветское поколение, которое сегодня заявляет о себе.

 

За несколько лет Светлана Ходченкова снялась в трех десятках проектов, кино- и сериальных. Некоторых и не вспомнить, некоторые раскрученные и рейтинговые – телемыло вроде «Талисмана любви» или «Любви в большом городе», римейк «Служебного романа», из последнего – «Ржевский против Наполеона». Все, как в бородатом анекдоте, было хорошо в этом реестре блондинок (в основном ангельски терпеливых и сугубо положительных провинциалок в поисках любви), но чего-то не хватало. И даже понятно чего: качественного прорыва. И вот, кажется, он случился. В 2011-м Ходченкова стала русской шпионкой Ириной в обласканном критикой и фестивалями интеллектуальном триллере шведа Томаса Альфредсона «Шпион, выйди вон» – там ее партнерами оказались Гэри Олдмен, Колин Ферт, Том Харди. А только что в сериале главной возмутительницы русского телеспокойствия Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни» Ходченкова сыграла одну из четырех героинь. Такой дуплет уж точно может стать пропуском в высшую лигу для одаренной красавицы, которой «крестный папа» Говорухин отвесил якобы двусмысленный, но дорогой комплимент: «У Светы мозгов нет – все ушло в талант».

О съемках у Гай Германики

Было ли в работе с Гай Германикой что-то для меня новое, трудное или интересное? Все это было – и все это нужно удвоить, утроить и удесятерить. Когда меня пригласили пробоваться к Лере, я ломала голову и, перебрав в своей голове всех тараканов, на пробах с чувством собственного достоинства сказала: «Здрасьте, Лера, я не буду к вам пробоваться, я просто пришла познакомиться». Потому что уже на месте решила: нет, это не мое, нет, мой зритель этого не поймет! Я в тот момент вообще думала о том, как воспримут мои близкие. Хотя мне было безумно интересно, я же сама с трудом уломала своего директора туда попробоваться. И вот я настояла, пришла на «Мосфильм»… и отказалась. И увидела большой вопрос в глазах Дениса Евстигнеева, который был там продюсером. И поняла, что надо мне оттуда как-то быстренько делать ноги. Но меня почти сразу настигли звонком – и все-таки уломали. Скоро выяснилось, что Лера лично меня утвердила. Мы прошли все пункты сценария – довольно жестко написанного, с массой очень откровенных сцен – буквально с линейкой: вот тут на десять сантиметров от коленочки показываем, вот тут ручку-плечико… Прямо до смешного. И так и снимали – строго по договоренности. Но только в смысле коленочки и плечика. В остальном я и представить себе не могла ничего подобного. Я привыкла, что должна знать сценарий, как «Отче наш». А тут наоборот: мы, героини, собирались вчетвером, сценарий у нас отбирали. Лера говорила: да бросьте вы эти бумажки, я знаю, что там написано, так, вот ситуация – тебя бросил муж, а ты сегодня поцапалась с ребенком, а у тебя секса не было, все, давайте, разговаривайте! Мы сокращали сцены по ходу, мы играли без остановки подряд и иногда находились в кадре по пятнадцать минут. Снимали нас первым дублем. И это потрясающе. Я потом привыкла – а вот когда на площадку приходили какие-нибудь пожилые, заслуженные монстры кинематографа, а у них забирали листочки со сценарием и предлагали чего-нибудь быстренько сымпровизировать, их в пот холодный бросало. Но я лично Лере признательна за этот колоссальный опыт. Вот именно так свободно и лихо надо существовать в кино.

О неловкости

Один шоковый момент у меня на съемочной площадке все-таки был. Мне надо было сниматься в постельной сцене с Игорем Золотовицким – замечательным актером и педагогом Школы-студии МХАТ. А я, когда поступала в театральный, поступала в том числе и к нему. И пролетела. Золотовицкий меня не помнит, естественно, у него таких сколько было… И вот мы знакомимся, начинаем друг к другу привыкать. И я ему в какой-то момент рассказываю: а я, мол, к вам поступала. Это мы уже лежим в постели, под одной простыней. Секундное молчание. И он говорит: хм, и что – я тебя не взял? Слава богу, говорю, нет. А то бы я сейчас умерла от неловкости.

О мэтре и политике

Съемки у Германики – это прямая противоположность работе с Говорухиным, с которой моя кинокарьера начиналась. Другая планета. Там все было четко, строго, меня каждое утро, как школьницу, гоняли по сценарию, до запятой проверяли, как я выучила домашнее задание. Но Говорухин ко мне на площадке относился как папа. Защищал ото всех, помогал. По головке гладил. А то, что он стал начальником предвыборного штаба Путина… Ну кто я такая, чтобы его осуждать? Ни на мое отношение к Станиславу Сергеевичу, ни на мои политические взгляды его выбор никак не повлиял. И вообще политические взгляды – это для актеров, мне кажется, не так важно.

О звонке из Голливуда

В «Шпион, выйди вон» я лично на площадке пересекалась только с одной звездой, с Томом Харди. Со всеми остальными познакомилась только на фестивале, перед красной дорожкой. Но вообще у англичан было все так же, как у нас. И приняли меня как свою, абсолютно без снобизма. Не было никакого разделения – мол, ты из Голливуда и обедаешь за первым столом, а ты из Москвы и ешь паек в палатке. Замечательно было и просто. Но меня, конечно, поражал сам факт, что вот я в одном проекте с этими людьми. Так что я себя по этому поводу чувствую в полном шоколаде. Будет ли продолжение карьеры на Западе? Ну, скажу осторожно: есть кое-какие предложения, они сейчас рассматриваются. Но никаких контрактов еще не заключали. Так что пока мне, вполне по актерскому анекдоту, мои новогодние елки дороже.

О несостоявшемся

Я, конечно, из тех артистов, которые много пробуют, много снимаются. Жалею ли потом, что оказываюсь «не в тех» проектах? Да нет, не жалею, мне же интересно… а потом, как всегда знать заранее, «тот» проект или «не тот»? От нас же, артистов, все зависит максимум наполовину. Есть у меня и пара проектов, которые вообще не вышли. Хотя я честно вкладывала всю душу, и сценарий был замечательный… В одном из таких фильмов, невышедших, у меня был партнером гениальный Даниэль Ольбрыхский – но вот не срослось. Но я же не знала, что так будет, когда соглашалась.

О славе

Вот что меня сначала бесило ужасно – это то, что набираешь мое имя в поисковике и вылезает куча ссылок на какие-то диеты от этого самого моего имени. Люди, пропускайте эти странички, относитесь к ним как к спаму! И вот еще: обратите внимание, я не состою ни в одной социальной сети. А потом какие-то посторонние люди обижаются, что я не здороваюсь, мы ж давно знакомы, мы ж дружим!

Ну вот, имейте в виду на всякий случай: мы не знакомы, нет.С