«Живут же люди… в Америке». Глава из книги
Как меняли трубу в моем доме
Естественно, в хороших районах есть многочисленные коммунальные службы. Практически все они частные. В мегаполисах и их пригородах ответственность за некоторые коммунальные услуги берет на себя город, но работы все равно осуществляются через поднаем частной компании. Машины, на которых представители коммунальной службы приезжают к вам домой, имеют на бортах заметные надписи, номера телефонов – словом, однозначно выглядят как рабочие машины. Это важно, иначе сотрудники не смогут нормально работать – их постоянно будет проверять полиция, вызванная соседями.
Коммунальные службы – отдельная тема разговора об Америке. Я сам как-то раз столкнулся с неприятной ситуацией: растущее недалеко от моего дома дерево где-то глубоко в земле сместило корнями сточную трубу, которая выводит из дома использованную воду и направляет ее в большую общую трубу, проложенную под землей уже на муниципальной территории. Как знает любой домовладелец, это большая проблема.
Во-первых, трудно поставить «диагноз» – может быть, дерево тут ни при чем, а труба сместилась под воздействием микроскопического землетрясения. Во-вторых, встает вопрос – где именно произошла авария. Не перекапывать же всю землю перед домом! В-третьих, неизвестно, сколько времени это займет и в какую сумму обойдется мне как владельцу дома. Но делать нечего – надо вызывать мастеров, поскольку грязная вода с мылом уже начала течь обратно из стиральной и посудомоечной машин, что становилось попросту опасным для всего дома. Я их вызвал. На следующий день утром я проснулся от странного шума под окном – человеческой речи. Обычно ее не слыхать. Доносится только редкое шуршание шин проезжающей мимо машины и пение птиц. Я выглянул в окно и в рассветном тумане увидел сцену, напоминающую какой-то фантастический фильм. По моему участку перед домом ходили несколько человек в свитерах с накинутыми капюшонами, переговариваясь друг с другом через уоки-токи. На ногах у них было что-то вроде военных ботинок. По моей земле полз какой-то луноход, описывая круги вокруг злополучного дерева. Напротив дома стоял мини-вэн, и в открытую его дверь я видел монитор, перед которым на стульчике сидел еще один в капюшоне. Монитор показывал картинку, которую обычно можно увидеть в фильме ужасов или фантастическом триллере: какие-то слабо освещенные подземные переходы, повороты, странные расплывчатые изгибающиеся формы и т.д. Спросонья зрелище действительно производит впечатление – особенно если вокруг больше ни души, а небо пасмурное.
Я спустился вниз, вышел на участок и только тогда понял, что это приехали мастера, которые должны были решить, что делать с моей трубой. Луноход оказался совсем не луноходом, а каким-то прибором, с помощью которого можно попытаться найти место разрыва под землей, своеобразным рентгеном. Именно это изображение я увидел на мониторе. Как выяснилось, найти разрыв таким образом не удалось – старое дерево пустило так много корней, что трудно было понять, какой именно повредил трубу. Тогда, посовещавшись, мои «трубочисты» приняли решение изменить тактику. Они спустились в подвал, отключили стиральную машину от канализации, запустили в сливную трубу микроскопическую телевизионную камеру на длинном проводе и снова сгрудились вокруг монитора.
Все это напоминало проктологическое исследование, как его показывают в специальных медицинских телепрограммах, только вместо чьих-то кишок камера на конце гибкого провода путешествует по трубе, а специалисты, наблюдая за изображением на мониторе, пытаются диагностировать и локализовать проблему. Я до сих пор помню это странное ощущение от созерцания трубы изнутри в синем свете маленькой лампочки, прикрепленной наверху камеры. Наконец смещение было найдено. Путем несложных вычислений мастера быстро установили, где именно надо копать, аккуратно сняли верхний слой земли вместе с травой и положили на асфальт. Потом маленький экскаватор быстро выкопал яму, обнажил трубы и вытащил разбитую часть. К моему большому удивлению, труба оказалась керамической. Оказывается, несколько десятилетий назад (а тому дому было двадцать лет) широко использовались трубы, сделанные из обожженной глины. Главным их преимуществом была экологическая безопасность.
Итак, корни злосчастного дерева были быстро обрезаны, труба заменена на новую, на этот раз сделанную из легкой пластмассы, и тот же экскаватор засыпал яму. Сверху рабочие положили снятый лоскут дерна и хорошенько полили его водой с какими-то удобрениями, чтобы трава не завяла и не изменила цвет из-за того, что на несколько часов была разлучена со своим местом на участке. Забегая вперед, скажу, что все-таки цвет она немного поменяла и еще пару недель на газоне был заметен прямоугольник не столь ярко-зеленой травы, как вокруг. Потом рабочие все помыли из шлангов, включая проезжую часть, и, попрощавшись, уехали восвояси. Через несколько дней в моей почте оказался счет почти на полторы тысячи долларов. К счастью, выяснилось, что сломанная часть трубы относилась уже к муниципальной сети, и после пары звонков в местную мэрию мой ремонт был оплачен из городского бюджета. С тех пор я взял за правило всегда интересоваться, не является ли та или иная авария ответственностью города, графства или штата, прежде чем доставать чековую книжку. И всем советую на всякий случай делать то же самое. Но когда я рассказал эту историю своему знакомому из Нью-Йорка, он скептически хмыкнул и сказал: у нас в городе они не только не починили бы твою трубу, но и сломали бы соседскую, вызвав локальный потоп, ликвидация которого потребовала бы больших усилий и нескольких дней работы. Нью-Йорк, как легко можно догадаться, никогда не входил в число лучших мест для проживания в США, хотя сам я за годы жизни в нем ни разу, к счастью, не сталкивался с подобной ситуацией.